Н.П.Карпова,

с.н.с. НИИ национальных школ РС (Я), к.п.н.

 

 

 

Роль педагогики хомус в формировании духовно-нравственных ценностей у подростков

 

Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя «в себе».

В якутской культуре особое место занимает музыкальный инструмент хомус. Национальный музыкальный инструмент как культурное наследие народа играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании детей. Как заметила кандидат филологических наук Л.Р.Кулаковская, хомус несет «в себе духовную энергетику народа саха» и обладает «колоссальными возможностями положительного физиологического воздействия на человеческий организм».{1}

Хомус как часть этнокультурного образования является средством формирования у детей духовно-нравственных ценностей, формирования этнокультурной идентичности детей в условиях внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была утверждена Министерством образования Российской Федерации в 2009 году и определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.{2}.

Целью Концепции национальной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации (от 3 августа 2006 г.) является создание оптимальных условий для этнокультурного образовательного пространства. А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) подчеркивается то, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Указом Президента Республики Е.А.Борисова 30 ноября объявлен Днем Хомуса в Республике Саха (Якутия). В июне 2011 г. в Якутске состоялся УП Международный конгресс фестиваль «Хомус в культурном пространстве мира». В концепции конгресса отмечается: «Музыка хомуса и его разновидностей способствуют сохранению добрых  традиций, расширению народной дипломатии, сближению культур народов. Будучи отражением древней культуры народов в сохранении музыкально-духовной формирует общее поле  общения, генерирует деятельность множества талантливых  людей-носителей уникальной музыкальной культуры {3}.

В отличие от предыдущих Конгрессов, здесь впервые были рассмотрены вопросы формирования  у детей духовности через педагогику  хомус, о чем свидетельствуют исследования сотрудников нашего института.

И на этой основе заложены ориентиры духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных условиях. В этом направлении большую роль играют исследование сотрудников нашего института о воспитательной возможности национального инструмента хомус по формированию духовно-нравственных качеств у детей, начиная с дошкольного возраста в урочное и внеурочное (внеклассное) время общеобразовательных учреждений.

В исследовании рассматривалась проблема сохранения и дальнейшего развития традиционной культуры, функционирования механизма воспроизводства, трансформации и трансляции накопленного этнокультурного наследия народа саха педагогики хомус. Традиционная игра на хомусе выработала определенную систему стилей и создания естественной музыкальной, эмоционально-чувственной сферы восприятия народной музыкальной культуры, которые способствуют развитию духовно-нравственного потенциала современной личности.

Данные направления исследования приобретают особую актуальность в условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования.

В результате анализа научных статей сотрудников, раскрывающих  национальный инструмент хомус как средство формирования этнокультурной идентичности у детей, выявлено и рекомендуется:

1. Для педагогов и родителей по работе с детьми:

- возможность  выбора реализации  региональной этнокультурной программы ФГОС общего образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в Республике   Саха (Якутия);

- формирование духовно-нравственных ценностей у детей с помощью национального музыкального инструмента хомус, начиная с дошкольного возраста;

- использовать национальный инструмент хомус как одна из форм сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей.

2. Предлагается модель внедрения национального музыкального инструмента хомус как часть этнокультурного образования основной образовательной программы общего образования (в состав ее структурных компонентов) как средства формирования этнокультурной компетенции учащихся.

Хомус – является душой якутского народа.  Уникальность этого музыкального инструмента заключается в том, что якуты сколько себя помнят, столько играют на хомусе. Через хомус, как описывают исследователи хомуса,  наши предки могли объясняться в любви, разговаривать, подражать птицам, табуну лошадей  и т.д. Первоначально этот инструмент был как бы игрушкой для детей и женщин. Женщины-матери через хомус воспитывали у детей любовь к родной земле, семье, описывали красоту природы. Хомус является главным атрибутом национального праздника якутов ысыах. Т.об., музыкальный инструмент хомус имеет важную роль в формировании этнокультурной идентичности детей.

На формирование национальной идентичности у наших детей также большую роль играет предмет национальной культуры, введенной в образовательных учреждениях нашей республики, принятием Концепции развития национальной школы в 1991 г. Главной функцией предмета национальной культуры является охват понятием «культура» всей системы образования.

Известный якутский композитор, фольклорист М.Н.Жирков занимался исследованием народных мелодий, музыкального фольклора якутского народа. Он подчеркивал значение фольклора следующим образом: «Именно в фольклоре запечатлен гений народа, его исторический опыт, его думы и чаяния. Благороден и возвышен строй народных преданий. Они прославляют мужество и героизм, любовь к своему народу и в своей Родине, борьбу против рабства и угнетения; они воздают хвалу человеческой доблести  и труду; они клеймят позором жестокость и тиранию. Нужно все, что от нее уходит вместе с носителями старинной культуры, их сделать достоянием народа». (4)

Хомус как национальный музыкальный инструмент, по форме и размеру очень удобен для применения, а звуки хомуса, воспетые поэтами, писателями по своей энергетике, не сравнимы никакими другими национальными музыкальными инструментами (табык, кырыымпа, тансыыр).

Музыка хомуса сохраненная и переданная нам предками способствует сохранению добрых традиций народа Саха. Хомус, являясь духовным символом народа саха в многонациональной республике, расширяет народную дипломатию по сближению культур народов. 

Таким образом, педагогика хомус – как часть этнокультурного образования, является идентичным средством формирования  духовно-нравственных качеств личности. Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя «в себе».

Президент Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисов отмечает: «За время прошедших веков хомус не потерял своего значения, а наоборот, становится полноценным спутником человека и является универсальным ключом, символом духовной культуры современного человека. Народы, не  потерявшие древнейшую нить поколений, знающие свою историю, чувствующие духовную близость своих культур – будут всегда стремиться к миру и согласию. Безусловно, через варганную музыку проявляется духовная культура народов». («Саха хомуhа», альбом-каталог «Якутский хомус». (5) с.11-12, Якутск 2011)

В целях внедрения педагогики хомус как региональный компонент в урочной, внеурочной (внеклассной) деятельности в образовательных учреждениях и как форма работы с родителями предлагаем Модель педагогики хомус:

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель

Педагогика хомус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Педагогика хомуса - Khomus pedagogics;

tansyr, khomus, tabyk, kyrympa – names of  Sakha musical instruments;

виды – kinds;

символ – symbol;

воспитательный потенциал – education potential;

костяной – made of  bone;

деревянный - wooden;

камышовый - reed;

железный - iron;

музыкальный - musical;

литературное произведение - literary;

духовный - inner;

форма деятельности – activity forms;

урочная - lesson;

 внеурочная – adult education;

семейное воспитание – family education.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Хомус как этнокультурное наследие. С. 6, Якутск, 2011

2.     Хомус в основной общеобразовательной программе образовательных учреждений