Резонова В. М.

кандидат культурологии, доцент

МГУ им. Н. П. Огарёва (Саранск)

Rezonova V. M.

candidate of cultural science, assistant professor

The Moscow State University of N. P. Ogaryov (Saransk)

 

ИНФОСФЕРА ФИННО-УГОРСКОГО МИРА КАК СОЦИОЛКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

Россия вошла в общемировой процесс перемен. На коротком историческом отрезке времени кардинально изменилось наше мировоззрение, обобщающее опыт духовного и практического освоения мира; вырабатываются новые концептуальные принципы социального поведения людей. Они обусловлены происходящими в мире процессами глобализации, развития целостности мира на базе принятия общих ценностных установок. Одним из важнейших условий функционирования глобальной системы как целого при сохранении многообразия форм выступает толерантность – сберегающая основа современной культуры.

В основе российской государственной культурной политики лежат ориентиры и ценности гражданского общества. Важнейшие ее принципы –равноправия и свободы в условиях этнического, культурного и языкового разнообразия. Сохранение целостности и укрепление многонационального государства в значительной мере зависят от деятельности учреждений культуры, информации, образования.

Поскольку Россия исконно является  полиэтническим государством, нормой сосуществования населяющих ее многочисленных народов стало взаимодействие различных культур, языков, национальных обычаев и традиций. Культурное разнообразие России связано также с этнолингвистическим, религиозным разнообразием, наличием мощных этнических диаспор, возникших в результате многолетних демографических и миграционных процессов, а также с развитым культурным плюрализмом на региональном, субэтническом уровне. Тем не менее, в постсоветский период этнокультурные проблемы приобрели особое значение во всех сферах жизни общества.

Процессы  глобализации навязывают этнокультурным общностям слишком быстрый темп развития. Необходимость транснационального ускорения обусловливает включение адаптационных механизмов, один из которых – функционирование информационной сферы (инфосферы) как среды актуализации социокультурной памяти этнонациональной общности.

Термин «инфосфера» стал активно использоваться научным сообществом после первой сессии Международной конференции «Эволюция инфосферы» (ноябрь 1995 г.).

Под инфосферой понимается определенным образом структурированное информационное пространство, в котором осуществляется генерация, передача и накопление значимой социокультурной информации

В современном мире значимость инфосферы стремительно возрастает, причем настолько, что она претендует на определение типа общественного развития и культуры. Информационное общество, информационная культура – за этими понятиями стоит признание того факта, что именно информация становится главным фактором социокультурного прогресса.

Основными отличительными признаками информационного общества  являются:

– высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и их удовлетворение для основной массы населения;

– высокий уровень информационной культуры;

  – свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Однако сегодня наравне с процессами глобализации нарастают иные тенденции: повышается значение этнокультурной самобытности, усиливается стремление к проявлению культурной индивидуальности и социокультурной принадлежности. В наличии обеих тенденции развития социума и заключается сложность формирования единого социокультурного пространства в стране и/или на ее отдельной территории. Люди разных культур познают и учатся понимать общие смыслы, сим­волы, создавая тем самым общее пространство понимания. И это пространство раскрывает широкие возможности для личностной самореализации. Современная культура в ее многообразных формах, с одной стороны, предоставляет также возможности всем потребителям. С другой стороны, культура, как и прежде, выступает тем ценностно-смысловым пространством, где происходит становление уникальных личностей. И не учитывать эти две разновекторные тенденции социализации и индивидуализации сегодня уже невозможно.

Все это с полным правом можно отнести к финно-угорским культурам, занимающим значительное место в современном этнокультурном ландшафте. Стремясь концептуально отразить диалогичность их бытия в культурном универсуме, современные исследователи – этнографы, культурологи, историки, филологи и др. – все чаще говорят о финно-угорском мире, понимая под ним  уникальную сферу межнационального, межэтнического и межконфессионального взаимодействия финно-угорских народов.

Характерными чертами финно-угорского пространства являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни финно-угорского сообщества;

- возрастание доли инфокоммуникаций;

- вхождение в глобальное информационное пространство.

Научные знания должны стать основным критерием  информационного общества и финно-угорского сообщества в частности  (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, научные общества).

Технологическую основу  инфосферы финно-угорского мира образуют информационно-коммуникационные технологии, которые являются основой деятельности современных инфоцентров.

Проблема управления знаниями становится ключевой при смене парадигм развития этнокультурных сообществ, при этом управление знаниями уже рассматривается в контексте коммуникаций (институциональный уровень, структурно-организационный и т. д).

Управление знаниями применительно к коммуникационным институтам сегодня понимается как процесс создания, хранения, распределения и многократного использования знания с тем, чтобы дать возможность членам этнокультурных сообществ достичь поставленной цели и сформировать новое знание.

Для финно-угорских социально-коммуникационных институтов управление коммуникациями – перспективная задача. Принимая данную  парадигму развития, они начинают вносить реальный вклад в процесс управления знаниями, способствуя увеличению производительности, возрастанию корпоративности, инноваций.

Управление знаниями в XXI веке становится главным механизмом, способствующим инновационной деятельности. Поэтому и финно-угорские социально-коммуникационные институты сегодня ведут активную работу по созданию собственной информационной среды способствующей единению  финно-угорского пространства.