Философия/2. Социальная философия

К.ф.н. Чижова И.А.

Россия, г.Тольятти

 

Динамика ценностных ориентаций в ходе социокультурной адаптации

 

За последние годы в российском обществе были реализованы радикальные преобразования, которые привели к изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. В настоящее время, когда наш народ пытается обрести социальную идентичность и свой цивилизационный путь развития, необходимо преодолеть не только социальный, но и духовный кризис. Поэтому особую значимость для прогнозирования прогрессивного развития российского общества приобретает проблема изучения динамики и особенностей социокультурной ценностной трансформации.

Процесс рассмотрения проблемы социокультурной адаптации ценностных ориентаций общества и личности в современной России не только чрезвычайно сложен, но и актуален, это объясняется ускоряющейся динамикой общественного развития и различными взглядами на происходящие события. В России произошло стремительное изменение общественных отношений, социально-экономических условий жизни граждан, становление новой социокультурной реальности. Поэтому потребность в адаптации к новым социальным и культурным ценностям и стандартам вызвала общественный интерес к изучению этого процесса не только у представителей различных социальных групп и слоев, но и отдельных личностей.

Ценность – это важнейший компонент человеческой культуры наряду с нормами и идеалами, общепринятыми убеждениями относительно целей, к которым человек должен стремиться [1]. Существование ценностей укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное [2]. Духовные ценности составляют основу нравственных принципов. Культура, прежде всего через язык, систему норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем [3]. К ценностям принято относить: смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные ценности (витальные, ценности общественного признания, межличностного общения, демократические); партикулярные ценности (привязанность к малой родине, семье) [4]. Духовные и материальные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально – образного отражения действительности [5].

Социокультурная адаптация - это постоянный эволюционирующий процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и восприятия основных культурных традиционных устоев. Соотношение компонентов адаптации, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида (группы), возможностей их достижения в социальной среде. Чаще всего социокультурная адаптация проявляется в периоды кардинальной смены деятельности человека (или группы с которой он себя идентифицирует) и его социокультурного окружения. При социализации личности индивид, как правило, должен принять свою новую социальную роль и воспринять изменившиеся культурные традиции. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько общество адекватно воспринимает индивида и как индивид воспринимает себя и свои социокультурные связи.

Ввел в научный оборот термин социокультурная динамика в начале XX века П.Сорокин, который сформулировал теорию исторического циклически-волнового развития культуры в своей работе «Социальная и культурная динамика». Он выделяет три типа культуры: чувственный, идеоцеональный и идеалистический. Им соответствуют три формы истины: чувственная, рациональная и духовная. Процесс перехода от одного типа культуры к другому сопровождается кризисами. С точки зрения ученого, любое общество – социокультурная система, которую можно понять только благодаря присутствию в ней «значений, норм и ценностей», выступающих, как культурные качества. Наличие своеобразных ценностных ориентиров позволяют говорить об особых социокультурных типах общества, которые логично рассматривать и как отдельные этапы его эволюции. При этом под динамикой культуры понимаются культурные процессы (прогресс, регресс, кризис, застой), которые способствуют смене общественных формаций, а система гуманистических ценностей остается постоянной.

Мы являемся свидетелями изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни. Так, всё более значительное место в России занимают рыночные отношения, продолжается приватизация государственной и коллективной собственности и осуществляется ее переход в частную собственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной и судебной власти, меняется система государственного управления и формируется многопартийность. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающаяся как в разнообразии частичных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.

В процессе адаптации важную роль играют сформированные человеком ценности. Например, техника - это «овеществленная сила знания», а предметный мир, не может существовать без человека, т.к. он неразрывно связан с ним. Человек признается «мерой всех ценностей» на Земле почти всеми философами и учеными-естественниками. Индивидуум предрасположен к самопознанию и самоформированию. Таким образом, именно способность человеческого индивида нравственно оценивать окружающий мир и себя в нем через призму добра и красоты позволяет считать его эталоном всех ценностей.

В настоящий момент меняется отношение человека к процессу потребления. На современном этапе Россия переживает бум «желания удовлетворения своих все возрастающих потребностей». Смыслом и целью жизни человека становится идеал финансового благополучия, который может дать возможность потребить большое количество всевозможных благ. И как бы на второй план отодвигается необходимая для человека потребность в исповедовании совести, любви, надежности.

Не случайно известный современный  философ В.П.Кожевников, размышляя об изменениях в обществе, пишет, что для человека «доминирующим, приоритетным становится обладание», при котором приобретается неограниченное право личности сохранять все, что приобрел [6].  Этому способствовали несколько кризисов, прошедших в России. Первый кризис в характеристике личности ознаменовался  «ценностным обвалом», «уходом в себя», нарастанием прагматизма массового сознания. Также усложнил ситуацию второй кризис 1998 года, когда наступил дефолт и третий кризис 2008 года. Процессы трансформации, с одной стороны, затронули некоторые системообразующие основания ценностных ориентиров и оказали влияние на привычные механизмы социализации, которые вызвали определенный кризис идентичности, с другой стороны - способствовали формированию новой идентичности: ценностей, социальных стандартов, благоприятствующих развитию рыночных институтов и структур гражданского общества. Все это явилось одним из важных факторов адаптации россиян к условиям резко меняющегося общества.

Тенденции общественного развития, сопровождаются ломкой социокультурных стереотипов, бурным ростом культа личной свободы и личного успеха, характерного для западного общества и получившего развитие в России.  В то время, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают, и требуют выбора новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах. Социокультурная адаптация при кризисном состоянии общества характеризуется структурной неопределенностью, и те неизбежные сложно­сти и проблемы, которые сопровождают эти процессы в любом обществе, в данном случае значительно усиливаются [7]. Решение этих проблем предполагает философский, социологический и культурологический анализ самого феномена адаптации, выявление теоретических оснований и структуры его концептуализации. При этом понятие адаптация необходимо рассматривать не просто как приспособление, а как двухсторонний процесс, включая сюда как специфику ценностно-мотивационного и смыслового ядра личности, согласования его с индивидуальными способностями и возможностями, так и требования внешнего социокультурного окружения.

 Современные ценности подвергаются изменениям. Вместе с категориальным изменением человека и его социально-культурных критериев, в стране трансформируется ценностная шкала, выдвигаются новые идеалы и нормы социокультурного плана. Возникающие моральные понятия о добре и зле перестают соответствовать проявившим себя интересам человечества и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. В таких условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные нормы, складываются новые отношения - и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм [8]. Именно культура позволяет человеку, включая эмоции и оценочные установки участвовать в жизни общества, осознавая свое целостное отношение к универсуму. Поэтому культура, как специфическая сфера творчества, должна способствовать созданию новых моральных норм и ценностных установок.

Динамика ценностной трансформации российского общества ведет к классовому расслоению [9]. С одной стороны - это необходимое условие становления рыночных отношений, с другой стороны, стихийный процесс разделения приводит не только к резкому расслоению на богатых и бедных, но и к возрастанию количественных диспропорций - между небольшим числом сверхбогатых и растущим числом беднеющих слоев - при малочисленном среднем классе. Это экономическая и нравственная проблема, а также социокультурная, так как последствием этого процесса становится наследственный характер массовой бедности - на фоне растущего благополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии и которым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкое различие доходов сопровождается ломкой системы социального обеспечения, это выражается в развитии платного образования и здравоохранения. Недовольство беднейших слоев, которым «нечего терять» и которые ощущают себя ограбленными жертвами обмана, неизбежно подрывает стабильность в обществе. Привилегии элиты, стремящейся к быстрому обогащению любой ценой, ощущаются как нелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния, а не через инициативное расширение общественного производства.

Другой характерной особенностью динамики ценностной трансформации, происходящей в России, является то, что изменения затронули интересы многонационального государства, в состав которого входит множество народностей, обладающих своей самобытной культурой и традициями [10]. Эти различия в последнее время только усиливаются, так как не ограничены  общей национальной культурой и единой идеологией. Тенденции к размежеванию приводят к ожесточенным конфликтам, перерастающим в военные столкновения. Попытки урегулирования таких столкновений оказываются неустойчивыми, зависящими от соотношения сил. Очевидно, что долговременное урегулирование и прочная стабилизация как межнациональных, так и социальных отношений могут быть обеспечены только в ходе длительного формирования фундаментальных наднациональных принципов и их соответствующего институционального обеспечения. Глубокие изменения общественного сознания современного человека выявляют особую значимость традиций, как носителей связей между прошлым, настоящим и будущим. Важнейшим условием успешного решения этой задачи стало формирование развитого национального самосознания, обновление духовности народов, возрождение его социокультурных ценностей.  Именно традиции, как объединяющий фактор, должны стать основой формирования национальной идентичности.

Социокультурные изменения, происходящие в российском обществе, приводят к новому проявлению социокультурной солидарности, что также является характерной особенностью современного процесса трансформации. В обществе начинают зарождаться или продолжают дальнейшее развитие различные общественные движения, объединенные по различным основаниям: религиозным, социальным, культурным и т.д. Все это приводит к изменению процесса восприятия и реагирования индивидуумом на любые изменения во всех сферах общества, и проявляется в той или иной степени сплоченности российского общества. Важно, при восстановлении нравственных ориентиров в государстве, дать возможность отдельным общественным группам проявить свою солидарность, основанную на общечеловеческих общественных норах. «Потребности, мотивируемые как материальными, так и духовными факторами» позволяют людям (индивидам, личностям, персонам) и социальным группам вступать во взаимовыгодные взаимодействия [11]. Только строительство социально справедливого государства, гарантирующего удовлетворение основных потребностей и нужд человека, поможет решить этот вопрос и даст возможность для дальнейшего успешного развития науки и культуры. В настоящее время основная трансформация происходит в системе ценностей, стандарты которых исторически передавались из поколения в поколение. При этом формировались содержание и приоритеты архетипов, и совершенствовался алгоритм социального и личного поведения. В данный момент в нашей стране происходят процессы, характерные для эпохи глобализма: с одной стороны, влияние традиционной культуры ослабевает, с другой стороны, активизируется процесс проникновения западной культуры и традиций стран ближнего зарубежья. Таким образом, если глобализация вытесняет все традиционное из русской культуры, то именно культура и духовная жизнь России становятся факторами самоидентификации нации. Соотношение традиций и реалий современного мира – явление непредсказуемое, так как здесь действуют объективные законы. Но актуальность наиболее значимых традиций остается высокой – они являются той гранью, за пределами которой – потеря народом этнической идентичности. Именно сохранение и возрождение нравственных традиций позволят восстановить не только национальную культуру, но и самобытность этноса.

 Характерной чертой динамики ценностной социокультурной трансформации, происходящей в настоящее время, является активная информатизация российского общества, которая часто служит катализатором разрушения нравственных норм, культивирующей индивидуалистические идеалы. Например, компьютеризация мира инициирует появление компьютерного мышления. Оно обладает интегральной характеристикой, основанной на освоении человеком большого количества разнообразной информации, и способствует дальнейшему применению ее на практике. Само понятие «информационного общества» подразумевает в своей основе парадигму ценности информации, а в контексте Д.Белла, ученого выдвинувшего эту идею, имеет смысл «общества, обладающего интеллектуальным ресурсом» [12]. Поэтому особое значение приобретают современные средства массовой информации, в которых зачастую преобладают деструктивные публикации над конструктивными и нейтральными, что позволяет делать вывод о кризисе информационной культуры. При этом продуцирование в средствах массовой информации ценностных ориентаций не всегда адекватно соответствует ментальным потребностям и запросам индивидуумов, это свидетельствует о необходимости государственного регулирования данной сферы общества и её корректировки с помощью государственной информационной политики.

Социокультурная трансформация затрагивает все общественные структуры и институты России, это помогает сделать вывод об универсальности проявлений изменений в российском обществе. Например, в институте семьи разрушаются эмоциональные и родственные связи, девальвируются семейные ценности – все это приводит к обострению демографической проблемы. На современное российское общество оказывают большее влияние прагматическая и коммуникативная функции, а не нормы морали. Достижения современной научно-технической революции повысили общий уровень образования населения, но не привели к прогрессу в сфере нравственности. В настоящий момент общество должно решить задачу – реализовать в конкретных условиях действительности общечеловеческие, нравственные ценности, использовать их в интересах личности и всего общества. Осознание современной аксиологической ситуации позволяет ясно представить себе сложность подлежащих решению проблем. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества и в то же время сохранить себя как носителя культуры, как личность, как творческую и вместе с тем критическую индивидуальность, человек должен прилагать все усилия, чтобы возродить духовные ценности.

Социокультура российской цивилизации представляет собой сложное, многоуровневое, противоречивое образование, формирующее обустройство общества. Поэтому всякое рассмотрение современных или прошлых проблем этого общества и выявление перспектив его изменения требует учета разных сторон, измерений, уровней и компонентов. Таким образом, всякая практическая работа по налаживанию, поддержанию или модернизации социкультурных компонентов общественной регуляции происходит на основе взаимодействия различных институтов и с учетом тех разнообразных компонентов, которые и составляют культурную систему. Это: хозяйственные, социальные и управленческие структуры, в том числе рыночные, государственные и кооперативные, этнонациональные и конфессиональные. Социокультурная ценностная трансформация – это сложный многомерный и разнонаправленный процесс, который подвержен постоянному динамическому изменению и эти вопросы однозначного решения не имеют. Но можно предположить, что для российского общества необходимо выработать единую человекоориентированную идеологию.

Таким образом, изменения, происходящие в процессе трансформации российского общества, способствуют появлению новых компонентов в социокультурной ценностной шкале. Изучение перспектив и возможностей трансформации может служить  критерием определения своевременности происходящих событий в мире.  Сегодня российское общество, находящееся в поиске своего цивилизационного пути развития, пытается обрести новую социальную идентичность. При этом реальные социальные изменения происходят не только на уровне общества в целом, но и на уровне социальных групп и отдельных человеческих личностей: их мыслей, идей, поступков. Это долгий процесс преодоления не только социального, но и духовного кризиса этими субъектами.

В заключение можно утверждать, что современное общество характеризуется нестабильностью и высокой социокультурной динамикой. Для личности, трансформация общества выступает как ряд  непредсказуемых ситуаций. Многие теоретические и прикладные решения проблемы социализации личности, разработанные для стабильных условий, являются недостаточно эффективными в условиях трансформации общества. Социокультурные и экономические преобразования оказывают огромное влияния на личность, что соответствует идее «линейной» детерминации любых проявлений. Личность усваивает свой опыт  через социокультурную деятельность. При этом личность не имеет возможность зачастую право выбора ситуации, и в тоже время эти взаимоотношения зависят от социокультурных качеств индивида.

Таким образом, аксиологический аспект проблемы адаптации личности, чрезвычайно важен для процесса духовного и практического освоения им универсума. Вместе с социально-культурными изменениями общества и категориальными компонентами антропологического стандарта человека трансформируется не только ценностная шкала, но и выдвигаются новые идеалы, нормы социокультурного плана. Хотелось бы отметить, что главной проблемой современной России является проблема бездуховности. Для устойчивого развития страны необходимо способствовать выработке новой программы ценностей, гармонирующих не только с новыми реалиями жизни, но и воспринимающие в себя все достоинства традиционных духовных ценностей и норм.

Наибольшим изменениям, во время трансформации обществ, подвергается социальная сфера и сфера культуры. Они регулируют нормы морали и ценности, которые могут не только преобразовываться, но и заменяться полностью. Личность не всегда успевает отреагировать на преобразования, что и ведет к изменению поведения и содержания исповедуемых ценностных установок, взаимодействия и взаимоотношения в обществе. После социокультурного кризиса меняется ценностная ориентация личности, а именно возрастает значимость прагматических ценностей, что ведет к снижению роли эстетических ценностей. Ориентация на потребление становится одним из важных компонентов ценностной структуры личности [13]. Поэтому особенно молодежь испытывает стремление к материальному достатку и карьерному успеху, которые замещают в структуре личности духовные ценности [14, 15, 16].

Следует отметить, что новые моральные, культурные и социальные установки не всегда могут соответствовать интересам индивидуума. В этом случае они постепенно будут замещаться на иные [17]. Именно кризис социокультурной трансформации влияет на базовую функцию личности - социальную идентичность, которая характеризуется принадлежностью к группе и социокультурным взаимосвязям [18], что чрезвычайно важно при активизации процесса адаптации.

 

Список литературы

 

 

 

1.     Ценности культуры и современная эпоха.  М.: Прогресс. 1990. С.53

2.     Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990. – 224 с.

3.     Культурология XX век: Антология. Аксиология, или философские исследования природы ценностей. М.: ИНИОН. 1996. – 144 с.

4.     Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2.  СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.

5.     Бодрийяр Ж. Система вещей. М.Рудомино. 2001. 275 с.

6.     Кожевников В. П. Денежный тоталитаризм как культурно-исторический феномен. Приволжский научный журнал. Н.Новгород. ННГАСУ. 2011. №4. С.217-218.

7.     Гришина Н.В. Кризисы и конфликты в жизни человека. Психология. Под ред. А.А.Крылова. М. Проспект. 1998. С.356-365.

8.     Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов и высших учебных заведений/ Б.С.Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1994. – 458 с.

9.     Моль А. Социодинамика культуры. М. Прогресс. 1973. С. 297 – 347.

10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: автореф.дис.канд.психол.наук. М. ИПРАН. 2002. 21 с.

11. Петров В.П. Философия: Курс лекций. Изд.4-е, перераб. и расш./В.П.Петров. – Нижний Новгород: Издательство и типография «вектор ТиС», 2010. – С.359.

12. Daniel Bell” s theory of the information society / A.S. Duff – Journal of Information Science, Vol. 24, №. 6, Napier University, Edinburgh, Scotland, UK – 500 p.

13. Степанова А.В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: автореф.дис.канд.психол.наук.  А.В.Степанова. М. МГУ. 2005. 28 с

14. Василенко О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе: Социально-философский аспект исследования. автореф.канд.дис.философ.наук. Чебоксары. Чуваш.ГУ. 2003. 28 с.

15. Каратеева Н.А. Духовная основа социализации студенческой молодежи: автореф.дис.канд.филос.наук. Челябинск. Урал.ин-т бизнеса. 2006. 21 с

16. Карелина И.А. Социализация студенческой молодежи. состояние и перспективы.теоретикометодологический анализ: автореф.дис.канд.социол.наук. Саратов. СГУ. 2005. 22 с.

17. Лазурский А.Ф.Избранные труды по психологии. М. Наука. 1997. С. 239 – 244.

18. Бауман З. От паломника к туристу. Социол.журн. 1995. №4. С.133-154.