Ауелгазина Т.К.

доктор политических наук, профессор кафедры «Политологии и социально-философских дисциплин» Института магистратуры и PhD докторантуры Казахского национального педагогического университета имени Абая

Республика Казахстан, г.Алматы

 

Иманмолдаева Б.З.

Старший преподаватель кафедры «Теоретико-прикладной политологии и социологии» КазНПУ им. Абая, г.Алматы 

 

Роль Ассамблеи народов Казахстана в осуществлении процесса политической социализации личности в государстве

 

По Конституции Республика Казахстан является демократическим, унитарным, светским государством, созданной на исконной казахской земле, в котором государствообразующая казахская нация, русские и другие этнические группы стремятся жить  в мире и согласии.  В республике проживают более 140 наций и народностей. Вопросы самоорганизации и самоуправления каждого из них не могут не волновать общество.  Крах СССР и отказ ох тоталитаризма привели не только к образованию новых независимых государств, но и новых по­литических партий, общественных формирований граждан, об­щественно-политических движений по этническим признакам, созданию объединений национально-культурного типа. Созданию национально-культурных центров способствовало и стремление к компакт­ному расселению диаспор, расширение личных, культурных, конфессиональных контактов, а также стремление к воссозда­нию национальных обычаев и традиций. Национально-культурные центры должны были слу­жить возвращению исконной этнической самоидентификации уже обрусевшим немцам,   татарам,   корейцам,   украинцам и другим. Неудовлетворенность решением жизненно важных вопросов, демографические причины, проблемы миграции ста­новились  предпосылками создания национально-культурных центров. А необходимость преодоления противоречий и проблем в духовно-культурном облике этнических диаспор республики стало одной из основных причин создания национально-куль­турных центров.

Таким образом, Ассамблея народов Казахстана является одним из инструментов гражданской консолидации и социализации представителей разных этносов. Она была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года, № 2066 "Об образовании Ассамблеи народов Казах­стана" в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в Республике Казахстан.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы, основные направления деятельности определены в Положении об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры и осуществление процесса политической социализации граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Ассамблея народов Казахстана проводит работу в следу­ющих направлениях:  культурно-просветительскую, воспитательную, коммуникативную, консультативно-совещательную.

Сегодня Ассамблея народов Казахстана – это десятки общественных объединений, представляющих все этносы и национальные группы, проживающие в республике. Национально-культурные центры Ассамблеи принимают активное участие в работе научно-практических семинаров в сфере общественно политической деятельности. В стране созданы все условия для возрождения культуры всех народов, населяющих Казахстан. Создание национально-культурных центров послужило основным инструментом консолидации многонационального общества современного Казахстана. Сегодня уникальный казахстанский институт прямой демократии, как Ассамблея народа Казахстана, твердо занявшая свое место в рамках политической системы страны и вносящая огромный вклад в поддержание межнационального согласия и единства заслуживает особого внимания. В ходе деятельности Ассамблеи народов Казахстана на­коплен огромный позитивный опыт, этот вклад по достоинству оценивается на самом вы­соком мировом уровне. Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан "примером межнационального со­гласия, стабильного и устойчивого развития для других го­сударств мира".

При­нятая в 1997 году  Стратегия развития Казахстана до 2030 года в качестве од­ного из главных приоритетов закрепляет внутриполитическую стабиль­ность и консолидацию общества, компонентами которой являются разви­тие единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан, устранение причин этнических разногласий, обеспече­ние равенства всех этнических групп, укрепление взаимоуважения, терпи­мости и доверительных отношений между различными конфессиями. На основе этих концептуальных положений строится нормативно-правовая база  регулирования межэтнических отношений в Казахстане,  в том числе  законо­дательство, определяющее статус меньшинств.

Правовую основу национальной политики в Казахстане составля­ет совокупность законодательных норм и актов и, прежде всего Кон­ституция РК, согласно которой признаются неконституционными лю­бые действия, способные нарушить межнациональное согласие. В целом национальная политика страны базируется на принципах вер­ховенства закона и разумного сочетания прав наций и прав человека. Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, признан ценным в мировом сообществе.

В стране создана правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод граждан независимо от их этнической и религиозной при­надлежности. Этот принцип лег в основу межэтнической политики государства.

Принципиальное значение для поощрения и защиты прав и законных интересов лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, имеют следующие положения Конституции Рес­публики Казахстан: Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана (пункт 3 статья 7); Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность;  Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья  19 Конституции РК).

Большое значение для участия этнических меньшинств в общественно-политической жизни государства имеют также такие положения статьи 33 Конституции Казахстана: «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, равное право на доступ к государственной службе» [1].

Итак, подлинным субъектом отношений личность может стать только в демократическим обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Демократическое и открытое общество – это важнейшие предпосылки субъектности личности, создающие формальные условия для раскрытия политических возможностей каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться. Построение демократического государства предполагает достижение равенства граждан, их участие во всех сферах жизни общества, прежде всего в управлении государством. Именно равенство выступает индикатором и основой демократического общества.

 

Список использованных литератур:

1.  Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Қазақстан, 2000. - 96 с.