Пещеров Георгий Иванович

Peshсherov Georgy Ivanovich

д.в.н., профессор, академик АВН

Московский государственный

областной университет

Е-мail: georgiy-p@yandex.ru

8-906-052-70-87

Проституция: история и социально-политические аспекты

в современном мире

Аннотация

Статья посвящена исследованию эволюции проституции, выявлению закономерностей распространения данного явления в человеческом обществе и выработке механизмов регулирования функционирования сети представительниц «древнейших профессий» в современных условиях в различных странах мира.

Ключевые слова: проституция, жрицы любви, классификация проституток, контроль проституции, платные услуги, секс-туризм.

 

Prostitution: the history and socio-political aspects

in the modern world

Abstract

The article investigates the evolution of prostitution, to identify patterns of distribution of this phenomenon in human society and the development of mechanisms of regulation of a network of representatives of the "oldest profession" in present-day conditions in various countries around the world.

Key words: prostitution, prostitutes, prostitutes classification, control of prostitution, paid services, sex tourism.

 

Наряду со многими проблемами современного общества, существуют такие, которые сопровождают человечество в процессе всей его эволюции, трансформируясь в соответствии с изменениями общества. Проституция считается «древнейшей профессией» возникшей на заре человечества и существовавшая практически во всех древних цивилизациях изначально, как священный ритуал, а затем, как традиционный способ зарабатывания денег. Священный ритуал существовал во всех древних обществах и считался вполне обыденным явлением. Когда на смену древним культам, совершавшимся на открытом воздухе, пришли храмы, женская свита бога получила там свои помещения, где и занималась таинствами любви или ритуальными совокуплениями. Одалиски, баядеры, зонах, жрицы считались почетными членами общества, священными служительницами храмов, а потому обожествлялись и идеализировались и такая проституция вовсе не считалась грехом, напротив, она поощрялась обществом, как действо, угодное богу и человеку. Интересные свидетельства сакральной проституции оставил в своей «Истории» древнегреческий ученый Геродот: «В Вавилоне существовал храм Милитта, где каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме иностранцу». Только иностранцу позволялось воспользоваться правом свободного совокупления с вавилонскими дамами, при этом не имело никакого значения замужем она или непорочная дева. Богатые вавилонянки проезжали мимо храма в колесницах, окруженные многочисленной челядью, и искали взгляды приезжих купцов. Менее богатые или просто бедные входили за ограду храма и сидели там, повязав голову лентой. Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались по одну сторону, а иностранцы, выбирая их, прохаживались по другой, бросая тем, кто приглянулась, монеты в колени. Отвергать мужчину, какой бы мизерной ни была плата, женщина не имела права. Исполнив свой долг перед богиней, вавилонянка возвращалась домой. Но некоторые некрасивые дамы, случалось, проводили в храме несколько лет, прежде чем их выбирал какой-нибудь не менее уродливый мужчина.

В других странах сакральная проституция освещала дорогу к браку. Так, у армян дочери наиболее знатных семейств занимались совокуплением в храме Анаитиса в течение длительного периода, прежде чем выйти замуж. Некоторые девушки закреплялись за храмом и должны были сексуально обслуживать жрецов и иностранцев. В Лидии подобный обычай позволял накопить девушкам значительные суммы, которые они отдавали своим возлюбленным, когда выходили замуж. «Зонах» Ближнего Востока были священными проститутками и одновременно пророчицами. В Иерусалимском храме женщины жили в отдельных кельях, занимаясь ткачеством, вышиванием покрывал для божественных статуй. Такими же накидками покрывали и каменные фаллосы, установленные рядом с алтарем. Вместе с женщинами в храме проживали и мужчины, в обязанности которых входила дефлорация девственниц. В Израиле проституцией занимались женщины, только что вышедшие замуж. Не случайно пророк Осия гневно обвиняет своих сограждан, в том, что они позволяют женам и невесткам свободно отдаваться их сыновьям и братьям. В древнем Пафосе, как и в других божественных храмах, обязательно проживала группа сакральных проституток. Почтительное отношение к храмовым жрицам любви особенно отчетливо проявлялось в Индии. Так, в южной Индии в тамильской касте ткачей из каждой семьи непременно отдавали одну дочь в божественный храм. Только в одном храме Танжор их насчитывалось более четырехсот. А в Травонкоре каждая танцовщица обязательно сочеталась браком со своим божеством, роль которого исполнял жрец. С этого момента она ублажала своим телом каждого прихожанина, явившегося поклониться своему богу, а вечером размахивала зажженными лампадами перед идолом, пела псалмы, воспевала любовь как высшее земное наслаждение. Основной мотив участия в священной проституции – заработать тем самым милость богов. Посетители храмов должны были оплатить сексуальные услуги, и эти деньги шли на нужды храма. Подобный ритуал был распространен также у финикийцев, в некоторых полисах древней Греции, в древней и средневековой Индии и является пережитком свойственных первобытному обществу неупорядоченных сексуальных отношений. Уже в эпоху древнего мира священная проституция начала исчезать, заменяясь коммерческой проституцией, основанной на получении личной материальной выгоды от сексуальных контактов. В то же время, сюжеты с храмовыми индийскими танцовщицами до сих пор невероятно популярны во всем мире в виде театрализованных представлений[1].

Термин «проституция» впервые появился в Древней Греции в VI в. до н.э. для обозначения женщин, сексуальные услуги которых можно было легально купить в публичных домах (лупанариях). Проститу́ция (от лат. prostitute [pro + statuo] - буквально выставлять впереди [напоказ]) - оказание сексуальных услуг за плату[2]. Упоминания о проститутках («блудницах») встречается в Ветхом Завете. Блудница Раав жила в Иерихоне во II тыс. до н. э. (Иисуса Навина 6:16). Под проституцией понимаются социально организованные формы продажи секса, такие как индивидуальная проституция, проституция с сутенерами и проституция в публичных домах, в которых может быть собран целый «трудовой коллектив» «сексуальных работниц». Долгое время проституция признавалась, но законодательно не регулировалась. Законодательство Салона впервые в истории человечества узаконило ее в 594 г. до н.э. в Афинах - государство организовало первые публичные дома (диктерионы), с девушками, стоявшими нагими у входа для завлечения клиентов. Работавших в них женщин называли «prostasai», т.е. женщинами для продажи. Интерес государства к легализации проституции объяснялся тем, что налоги, уплачиваемые проститутками, составляли на первых порах значительную долю доходов Афинского государства. Те меры ограничения проституции, которые содержались в законодательстве Салона (лишение прав гражданства, ограничение передвижений, бесправие детей, штрафы и т.д.), на деле применялись редко[3].

А в Древнем Риме женщинам, на занятие проституцией уже начали выдавать лицензии «licentia stupri», что переводится с латинского как, «разрешение на глупость». Во времена империи разврат дошёл до того, что за «licentia stupri» стали обращаться дочери сенаторов, и император Тиберий издал особый эдикт, которым запрещал дочерям благородных людей заниматься проституцией. Согласно ходившим в Риме в 40-е гг. н. э. слухам, жена императора Клавдия Мессалина в погоне за острыми ощущениями по ночам «работала» в публичном доме под именем Лизиски. Проституция издревле классифицировалась по разным критериям – по иерархии занимающихся ею лиц, по их полу и возрасту, по организации производства сексуальных услуг. Однако с давних времен в среде проституток сложилось деление на элиту и «чернь». Например, в Афинах было три основные категории проституток - диктериады, авлетриды и гетеры. Первые являлись низшей категорией и работали в публичных домах, где с клиентов взималась установленная плата. Во вторую категорию попадали более свободные женщины, которые посещали по вызову дома богатых клиентов и помимо сексуальных услуг, должны были развлекать их пением, танцами и игрой на музыкальных инструментах. Наконец, гетеры (куртизанки), самая привилегированная категория проституток, сами выбирали клиентов, были хорошо образованы и воспитаны, общались на равных с самыми выдающимися мужчинами Греции. Куртизанка Аспазия, например, стала женой Перикла – фактического правителя Афин и превратила его дом в интеллектуальный центр тогдашних Афин, а гетера Таис Афинская представляется классиками, как высокообразованная особа, достаточно близко общавшаяся с Александром Македонским[4].

У наших предков было иное отношение к вопросам любви и свободного секса. И только появление новых религий внесло в этот обычай строгость нравственных запретов. Проституцией, с точки зрения новых религиозных норм и общественной морали, стало заниматься стыдно, но не менее прибыльно и выгодно. В Западной Европе ситуация начала меняться с приходом христианства в первых веках н.э. В христианской культуре осуждение свободного секса было закреплено религиозным каноном (в библейской заповеди «не прелюбодействуй!»). Христианство осудило проституцию, половые связи вне брака осуждались не только для женщин, но и для мужчин. Религиозный запрет привел к временному исчезновению элитной проституции, но не смог искоренить проституцию низшего уровня. Осуждение часто оставалось только на словах, в реальности же законодательство лицензировало бордели. В средневековых городах Западной Европы проституция обычно находилась под официальным покровительством. Например, в средневековой Англии покровителем борделей вначале был епископ Винчестерский, а позже парламент. Вплоть до XVIII века куртизанки во Франции играли значительную роль в политических интригах и дворцовых переворотах. Европейские «куртизанки» находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей. Иногда куртизанки имели приличное происхождение и даже были замужем, но их мужья находились на более низких ступенях социальной лестницы, чем их клиенты[5]. И в России были примеры куртизанок, обличенных вельможной властью. Пример тому, брак Петра I с Екатериной. Пройдя через руки не одного мужчины в качестве проститутки, она достигла царского трона.  Реальное ужесточение негативного отношения к проституции со стороны законодательства и общества началось в XVI в. Первой причиной стал рост ранее малораспространенных венерических заболеваний и эпидемия сифилиса. Впрочем, изобретение презерватива помогло частично смягчить этот удар. Второй удар по проституции был нанесен Реформацией, когда под влиянием морализаторских проповедей протестантских идеологов, проституток стали преследовать по религиозно-этическим соображениям. Именно тогда в Западной Европе окончательно укоренилось представление о проституции как о позорном занятии, губящем не только тело, но и душу.

Впрочем, рост негативного отношения к проституции не везде и не сразу привел к ее запрету. В эпоху Просвещения кризис общественной морали и «реабилитация тела» привели даже к подъему проституции, но в XIX в. торжество буржуазной морали привело к падению спроса на услуги жриц любви и росту запретительных настроений. Во Франции публичные дома, находясь под пристальным контролем полиции, прошли пик популярности в середине XIX в., резко сократили свою деятельность уже к началу XX в. и в 1946 г. были полностью запрещены. В США запрет проституции завершился в основном к 1917 г.

В Японии проституция существовала с давних времён в типичных для любого общества формах. Но в 1617 году, по инициативе одного из владельцев публичных домов, сёгун Токугава Иэясу реорганизовал секс-индустрию Токио, переселив всех проституток (юдзё) в отдельный городской квартал Ёсивара. Впоследствии аналогичным образом поступили и во многих других японских городах, где тоже появились «весёлые кварталы». Развлечением посетителей «весёлого квартала» песнями, танцами, музыкой, беседой стали заниматься особые люди - гэйся («опытный в искусствах», в русском языке принята транскрипция «гейша»), причём первоначально гэйся были мужчины. В 1751 году в Киото, а в 1761 году в Токио появились первые женщины-гэйся, а впоследствии женщины полностью вытеснили мужчин из этой профессии. Вопреки распространённому заблуждению, японские гейши проститутками в прямом смысле этого слова не являлись - в отличие от юдзё, гейши не имели права оказывать клиентам сексуальные услуги (по крайней мере, официально), поскольку им не выдавались правительственные лицензии на занятие проституцией.

Религия всегда боролась с проституцией и каждая религия подходит к решению этой проблемы по своему[6]. Ислам сурово карает прелюбодеяние. Однако проституция выжила даже в мусульманских странах. Проституция может оформляться как временный брак на одну ночь (мут’а), который формально даёт право на секс и махр («свадебный подарок»). Такой «временный брак» считают разрешённым у шиитов, у суннитов он запрещён, поскольку не отвечает основному назначению брака, каковым считается рождение и воспитание потомства. Ещё не состоящие в браке за прелюбодеяние наказываются поркой, состоящие в браке за это (уже супружеская измена) караются смертной казнью через побиение камнями (стоит заметить, однако, что, согласно шариату, такое наказание возможно только при наличии признания или четырёх свидетелей). В большинстве мусульманских стран эти требования шариата на практике не выполняются. Однако уже в XIX веке во многих государствах появляется тенденция, направленная на установление контроля за проституцией - с целью уменьшения её криминогенности, изъятия части доходов и препятствования лавинообразному распространению венерических заболеваний: вводятся те или иные формы лицензирования проституции. В России, как и в других странах, проституция существовала издревле и изобилует различием взглядов на данное ремесло. Русский судебник 1589 года брал проституток под защиту и обеспечивал им компенсацию за оскорбление («бесчестие») в 2 деньги. Однако, с 1649 г. в России проституция начала преследоваться по закону: Алексей Михайлович издал указ, в котором царь требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было». Начало широкому распространению проституции и одновременно официальной борьбе с нею было положено во времена Петра I. Военный устав 1716 г. требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718 г. В 1721 г. Петр I учреждает «прядильные дома» для «непотребного неистового женского пола» – что-то вроде тюрем для проституток с обязательной трудовой повинностью. В 1728 и 1736 гг. принимались меры против тайных публичных домов, указом Анны Иоанновны само слово, обозначавшее публичную женщину, было объявлено нецензурным. При Елизавете в Петербурге, на Вознесенской улице, появился первый роскошно обставленный публичный дом, открытый в богатом особняке немкой из Дрездена, однако кончилось его существование тем, что девушка, завербованная туда обманом, подала прошение императрице, результатом чего явился новый указ против публичных домов, предписывающий «непотребных жён и девок» «сыскивать, ловить и приводить в главную полицию». При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах. Терпимое отношение к поставленной под государственный контроль проституции сменилось запретительными репрессиями при Павле I и Александре I. В 1800 г. Павел I приказывает ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Однако карательные меры не дали результатов и Николай I в 1840 г. вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения. В 1843 г. проституция была объявлена терпимой: полиция должна была выискивать женщин, сделавших из проституции ремесло, ставить их на учёт и подвергать медицинскому освидетельствованию, для чего в Петербурге, Москве и некоторых других крупнейших городах были созданы особые врачебно-полицейские комитеты. Было две основных категорий проституток: билетные (работающие в публичном доме) и бланковые (работающие на съёмных квартирах под присмотром сутенёров). Проститутка была обязана являться в полицию и подвергаться освидетельствованию и медицинскому осмотру 2 раза в неделю (норма была отменена в 1909 году). У проститутки отбирался паспорт и взамен выдавалось особое свидетельство, называвшееся «желтый билет». В России в 1890 г. было зафиксировано 1262 домов терпимости, 1232 тайных притонов, 15365 проститутных домов терпимости и 20287 индивидуалок. Публичные дома в России делились на три категории. В борделях высшей категории за визит платили 100 рублей, а суточная норма была 5-6 человек. В борделях средней категории - суточная норма 10-12 человек при цене 1-7 рублей. Низшей 30-50 копеек при суточной норме 20 человек и более. После революции 1917 г. в Советском государстве была осуществлена целенаправленная программа правовых, медицинских и воспитательных мер по устройству, оказанию социальной помощи женщинам, ранее занимавшимся проституцией, а равно по устранению обстоятельств, способствовавших проституции. В конце 1919 г. была создана Комиссия по борьбе с проституцией при Наркомздраве, а затем Междуведомственная комиссия по борьбе с проституцией при Наркомсобесе с отделениями в губерниях. Падение уровня проституции в Советской России в условиях сильного падения уровня жизни (в этих условиях проституция обычно, наоборот, растет) объясняется, прежде всего, провозглашением равноправия мужчин и женщин. В Советском Союзе стали массово возникать женотделы, которые вели борьбу с публичными домами и помогали бывшим проституткам начать новую жизнь. Кроме того, большевистское правительство считало труд проституток непроизводительным и социально вредным, поэтому их приравнивали к классовым врагам, что автоматически вело к ужесточению мер наказания за проституцию и закрытию публичных домов. С началом НЭПа проституция переживает новый всплеск, она практиковалась практически открыто представительницами всех слоев общества. По данным опросов, услугами проституток пользовалось от 40% до 60% взрослого мужского населения. Первым шагом явилось ужесточение уголовных наказаний, причем упор был сделан на борьбу с организаторами проституции. Попытки полицейско-репрессивной борьбы с проституцией (облавы и т.п.) соединялись с идеями социальной профилактики, созданием особых профилакторий для социализации проституток.

Борьба с проституцией была еще более ужесточена в 1929 году введением новой системы, согласно которой проституток отправляли в контролируемую НКВД систему «специальных учреждений принудительного трудового перевоспитания» - артелей, мастерских открытого типа, полузакрытых трудпрофилакториев и загородных колоний специального режима. Крупнейшая колония для проституток помещалась в Троице-Сергиевом монастыре. За вовлечение несовершеннолетних в проституцию, а также за сводничество и содержание притонов разврата, за заражение венерическими болезнями советское законодательство устанавливало уголовную ответственность. В случае рецидива после освобождения из колонии женщин порой отправляли в лагеря НКВД, 60% заключённых которой были женщины, подозревавшиеся в торговле телом. Вскоре режим в профилакториях ужесточается и в 1937 г. профилактории для бывших проституток были переведены в систему ГУЛАГа. Если в начале 30-х годов подозреваемые в проституции подвергались административным высылкам, то с развертыванием «Большого Террора» их стали посылать в ГУЛАГ по сфабрикованным обвинениям. Проституток теперь начинают относить к «классовым врагам». В то же время всякая информация о проституции со страниц прессы исчезает, что создает впечатление искоренения этого явления. Профилактические мероприятия большевиков сыграли свою роль - организованные формы проституции были уничтожены, хотя отдельные случаи, как пережитки старого строя еще сохранялись. Особые статьи, наказывающие за проституцию, в советских кодексах до 1987 года отсутствовали, но проститутки могли подвергаться преследованиям и по другим статьям уголовного и административного кодексов. Непосредственно уголовному преследованию подвергалось вовлечение несовершеннолетних в проституцию, сводничество и содержание притонов. Имела место скрытая проституция, в виде, например, «обслуживания» отдыхающих на курортах. Однако в 1970-е годы, появился такой вид деятельности, как валютная проституция. В 1987 году в Административный кодекс была внесена статья 164-2, карающая за занятие проституцией штрафом в 100 рублей (в то время - месячная зарплата низкоквалифицированного рабочего). Надо признать, что валютная проституция под словосочетанием «ночные бабочки» оказалась в десятке наиболее престижных профессий в стране. В рекламе проституции огромную роль сыграли СМИ и представители киноиндустрии (фильм «Интердевочка», песня Олега Газманова «Путана», которая на протяжении десятилетия входила в российские хит-парады).

Изменение социально-политических и экономических условий в 1990-е годы спровоцировал значительный рост уровня проституции в России. Резкое снижение уровня жизни привело, к частичному возрождению «бедной» проституции. Энциклопедия «Кругосвет» отмечает, что в современной России насчитывается около 180 тыс. проституток, из которых примерно 30 тыс. находятся в Москве (по сравнению с 80-90 тыс. в Британии). В 1990-е гг. в России появились детская и мужская проституция, во времена СССР практически неизвестные. Благотворное влияние развитию проституции оказывает в настоящее время шоу-бизнес (видеоклипы «мой порок» - Глюкоза, «веревка» - Ю.Никитина, «нежно» - Тина Кароль, «облака» - Loboda» и др.), продукция которой зачастую изобилует кадрами, выходящими за рамки допустимой в СМИ эротики. Подавляющая часть женщин-проституток в современной России являются гражданками бывших республик СССР (Молдавии, Украины, Белоруссии) и некоторых других стран с относительно низким уровнем жизни населения, а также женщин из неблагополучных регионов России. Российских женщин активно эксплуатируют в секс-бизнесе не только в самой России, но и за границей. Их легально и нелегально вывозят для занятия проституцией в другие страны. Согласно оценкам, российские женщины занимаются проституцией в более чем 50 странах. В некоторых из них (например, в Израиле и Турции) славянских женщин-проституток настолько много, что всех проституток стали называть «Наташами»[7].

В современной России проститутки делятся на несколько каст[8]:

уличные проститутки;

работницы борделей (чаще всего маскирующихся под «массажные салоны» и пр.);

«девушки по вызову»;

индивидуалки;

гостиничные проститутки;

девушки из так называемых «служб эскорта» - модели, сдающиеся богатым бизнесменам, которым необходимо появиться с сопровождающей на светском рауте (секс-услуги в данном случае в договор не входят, но могут оказываться за дополнительную плату).

Существующее законодательство РФ не раскрывает понятия «проституция», однако занятие проституцией влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей[9]. Кроме того, организация проституции карается уголовными санкциями[10] штрафом от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до десяти лет. Однако, согласно некоторым СМИ, представители силовых ведомств, как правило, предоставляют проституткам «крышу», но чаще ограничиваются вымогательством процента от доходов проститутки. Впрочем, XX век принес свои сюрпризы и парадоксы. Сегодня в некоторых странах Запада создаются профсоюзы проституток, которые отстаивают права современных жриц любви самым радикальным образом. Кое-где еще существуют пережитки прошлого, в виде традиций, например, в обычаях североафриканской народности туареги существует понятие «Асри» - это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Если женщина не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать её свободу. Чем больше у неё любовников, тем выше её репутация[11].  В разное время в законодательствах разных стран предпринимались попытки криминализации проституции как таковой. Большинство экспертов-сексологов склоняется к мысли о том, что тотальный законодательный запрет проституции неэффективен. В настоящее время в некоторых странах мира уголовная ответственность за занятия проституцией отсутствует. Во всех странах, однако, сохранено уголовное наказание за вовлечение в занятия проституцией несовершеннолетних и лиц с ограниченными умственными способностями, за принуждение к занятиям проституцией. В некоторых странах (в том числе в России) уголовно наказуемой является организация проституции как бизнеса. Государства, криминализующие проституцию, исходят из того, что проституция является злом и должна быть прекращена. Как законодательный, так и реальный уровень толерантности в таких системах может значительно различаться, например, проституция может быть формально запрещена, но фактически почти не преследоваться или разные связанные с проституцией акты могут подлежать наказанию, но при этом реальным арестам могут подвергаться подавляющим образом проститутки, а не сутенеры.

На сегодняшний день в мире существуют три основные разновидности криминализации:

1.Запретительная криминализация: любая деятельность, связанная с продажей секса, запрещена. Покупка секса может быть (большая часть США) или не быть (Россия) преступлением. (Запретительная стратегия - наиболее частая в мире. Примеры: Россия, большая часть США, Буркина-Фасо, Суринам и многие другие).

2.Аболиционистская криминализация: продажа и покупка секса как таковые не являются преступлением, однако сутенерство, содержание борделей, вовлечение в проституцию, покупка секса у несовершеннолетних и т.д. карается законом (Примеры: Бельгия, Канада, Индия и др.).

3.Криминализация клиента: продажа секса легальна, однако организация проституции и покупка секса наказуемы. Таким образом, в любом акте проституции всегда есть преступник - клиент. Подход впервые появился в 2000-х годах, и применяется всего в трёх странах: Швеции, Норвегии и Исландии. В начале 2010 г. обсуждалось принятие этой стратегии также Данией.

Во многих странах проституция декриминализирована, значит, как и при легализации, проституция разрешена. Разница между декриминализацией и легализацией в том, что при декриминализации не существует специальных механизмов, созданных для контроля исключительно за проституцией. Другой аспект различия - в целях государства, регулирование проституции при легализации стремится сохранить удобный, по мнению граждан и чиновников, общественный порядок (например, сделать определённые районы городов свободными от проституции), декриминализация проституции не стремится к подобным целям и не выделяет проституцию как некую особенную деятельность. Существуют также и другие меры. Проституция разрешена, но строго регулируется государством с помощью специфических, направленных исключительно на проституцию, мер (примеры: Голландия, Швейцария, большая часть Австрии, часть штатов Австралии, и др.). Проституция легализована в Турции - проститутки официально регистрируются и могут работать. С 2000 года проституция легализована в Нидерландах - разрешено открывать публичные дома. Официально зарегистрированные проститутки имеют все гражданские права работающих, в том числе получают социальные пособия. В результате легализации проституции за первые годы XXI века доходы от секс-индустрии составили около 5% национального дохода Нидерландов. В 2002 году проституция легализована в Германии для граждан Евросоюза. Смягчение законодательства в отношении проституции произведено также в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии, Австралии. Причиной тому послужили успехи в борьбе с венерическими заболеваниями и массовое освобождение человеческого сознания от религиозных запретов. Теперь этот тип поведения относят к так называемым преступлениям без жертв (наравне с употреблением наркотиков и азартными играми), поскольку все происходит, как правило (хотя и не всегда), по обоюдному согласию проститутки и клиента. Поэтому многие ставят вопрос о легализации проституции как одной из разновидностей деятельности в сфере услуг, в том числе в России. Контраст между строгими ограничениями на проституцию в одних странах (в основном это страны Западной Европы) и фактической ее легальностью в других (чаще всего это восточные страны) привел к развитию секс-туризма. Широко распространены организованные секс-туры для европейцев и американцев в такие страны как Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Шри-Ланка, страны Латинской Америки и Восточной Европы. Кроме того, во многих странах, где формально проституция запрещена, на деле этот запрет не действует. Например, в Таиланде официально запрещенная проституция существует под видом массажных и косметических салонов[12].

Организация проституции (секс-бизнеса) может быть как законной, так и нелегальной (теневой). Законная, официально зарегистрированная проституция часто осуществляется в специальных заведениях, борделях (бордельная проституция). В таких странах как Нидерланды или Швейцария официально зарегистрированные женщины-проститутки арендуют крошечные комнаты в специально отведенном для проституции районе (квартал «красных фонарей» Амстердама) и зазывают клиентов из-за витрин. Они имеют официальную лицензию на свою деятельность и платят со своих доходов все необходимые налоги. При официальном запрете на проституцию бордели становится содержать опасно, поэтому оказанием сексуальных услуг занимаются на квартире у проститутки или ее клиента, в гостиничных номерах, в автомобилях и т.д.). Запрещенная проституция может маскироваться под вполне легальные виды деятельности. Например, по данным Международной Организации по миграции, большинство брачных агентств, предлагающих состоятельным мужчинам познакомиться с женщинами из стран бывшего СССР, находятся под контролем преступных групп и фактически занимаются организацией проституции.  Характерной чертой проституции считается именно получение оплаты за профессиональную услугу сексуального характера. Занятие проституцией в обществах западной цивилизации рассматривается почти как неизбежное зло. В восточных обществах (Дальний Восток, Индия, Ближний Восток) в прежние эпохи отношение к проституции было более нейтральным, хотя и в этих странах она, как правило, не одобрялась. Противоречивое отношение общества к проституции, т.е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу. С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматривать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряженный с деторождением, раньше обычно осуждался, поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи. Это осуждение было тем строже, чем более моногамным являлось общество. На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространенности венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях. В Западной современном мире на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпидемии сифилиса и СПИДа[13]. Занятие проституцией представляет определенную опасность для женщин. Обычно они занимаются этой деятельностью недолго, примерно 5 лет, после чего проститутка утрачивает сексуальную привлекательность и перестает интересовать клиентов. Однако и за это время они нередко теряют способность к нормальному супружеству и материнству, под воздействием общения с клиентами в «зоне риска» у них меняется психика. Высокие эмоциональные стрессы ведут к широкому распространению среди проституток алкоголизма и наркомании. Начиная с ХХ в., западноевропейская цивилизация активно насаждала свои культурные нормы во всем мире, в результате в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. В одном из отчетов Международной организации труда (МОТ) в 1998 наряду с предложением рассматривать индустрию секса в качестве законного сектора экономики одновременно отмечалось, что «проституция – одна из наиболее отвращающих от себя форм труда». Отрицательное отношение к проституции сделало название этой профессии нарицательным для обозначения различных негативных социальных явлений (продажного политика называют «политической проституткой»). При анализе причин возникновения и развития проституции как социального явления обычно основное внимание обращают на поведение самих проституток. По поводу того, почему многие женщины и мужчины занимаются этой деятельностью, есть две гипотезы:

1.Социологическое объяснение связывает распространение проституции с бедностью и развитием больших городов с большими массами населения, где проституцию стимулирует бедность и трудность для женщин получить средства к существованию иными путями, а также исторически сложившимся «бесправием женщин» по сравнению с мужчинами. Однако при этом очевидно, что проституция развивается только в городах, хотя уровень жизни горожан обычно выше, чем в деревнях, где проституции практически нет. Дело в том, что именно в городах происходит коммерциализация всех сфер жизни и обезличивание межличностных отношений, которые сложно скрыть в замкнутом сельском сообществе. Кроме того, в городах больше соблазнов, поэтому проституцией начинают заниматься не только те, кто пытается заработать на обычную жизнь, но и те, кто стремится к богатой жизни, не имея возможности и желания добиваться ее иными путями.

2.Антропологическое, связывает занятие проституцией преимущественно генетической «запрограммированностью». Сторонники этого подхода в своих исследованиях доказывают, что среди проституток высок процент людей с признаками дегенерации. По их мнению, другие причины, приводящие женщин и мужчин на панель (экономические), лишь накладываются на антропологическую предрасположенность.

Чтобы понять причины развития проституции, следует обращать внимание не только на проституток, но и их клиентов. Ведь развитие любых услуг зависит как от предложения, так и от спроса. Обычно общество ограничивает сексуальную активность, сводя ее в основном к заботе о продолжении рода. Между тем физиологическая потребность в сексе у людей нередко бывает выше репродуктивных нужд. Поэтому регламентированные сексуальные отношения в рамках семьи некоторые стараются дополнять (или заменять) свободным сексом. Сексуальная активность мужчин в среднем сильнее, чем у женщин, они более раскрепощены, более склонны добиваться исполнения своих желаний. Эти гендерные факторы практически в любом обществе создают спрос на сексуальные услуги именно для мужчин. По мере раскрепощения женщин они тоже начинают предъявлять спрос на сексуальные услуги, хотя и в гораздо меньшем масштабе. Поэтому во многих странах (включая Россию) по мере повышения материального благосостояния населения увеличивается спрос на мужчин, оказывающих платные сексуальные услуги женщинам, растет число заведений, предлагающих «мужской стриптиз» и «мужской эскорт» для богатых женщин. Современные ученые, сравнивая степень распространенности проституции в разных странах, отмечают два основных фактора: средний уровень доходов в стране, наличие или отсутствие патриархальных традиций (особенно, религиозных запретов). Там, где у женщин мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко становится для них чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституции относительно низок. Здесь уместно привести пример, как основатель ислама пророк Мухаммед решил проблему проституции на Арабском полуострове - женщин одел в паранджу, а мужчинам разрешил многоженство[14].

В более богатых странах у женщин меньше экономических стимулов заниматься проституцией, зато у мужчин там больше возможностей покупать платный секс. Поэтому в развитых странах проституция тоже получает широкое распространение, но занимаются ею в значительной степени не коренные граждане, а мигранты.  Трехуровневая иерархия проституток сохраняется и в современном обществе. На низшей ступени этой иерархии находятся уличные проститутки, контролируемые сутенерами, отбирающими у них бóльшую часть их дохода. На второй, средней ступени иерархии располагаются женщины, работающие в так называемых массажных салонах либо в публичных домах. У этой категории проституток есть свои «менеджеры», забирающие обычно половину их выручки. Верхнюю ступень иерархии занимают «девочки по вызову» – элита проституток, которые при помощи посредников или без них договариваются о встрече с клиентом. К ним принадлежат молодые, привлекательные, часто хорошо образованные женщины, которые могут предоставить не только собственно услуги сексуального рода, но и составить компанию для времяпрепровождения (эскорт-сервис). Если для проституток низших уровней их профессия – это в основном, способ выживания, то для элитных проституток – не требующий специальной квалификации способ получать высокий заработок. Наиболее типичны ситуации, когда проституткой является молодая женщина. Мужская и детская проституция встречаются заметно реже. В мужской проституции предоставление услуг женщине мужчиной является скорее исключением, чем правилом, мужская проституция базируется в основном на гомосексуальных отношениях. Она известна с античных времен (мужчин-проституток звали кинедами). В средневековой Европе резко негативное отношение к гомосексуализму привело к временному почти полному исчезновению этого явления, тогда как на Востоке мужская проституция не подвергалась особому осуждению. В ХХ в. на Западе по мере раскрепощения нравов мужская проституция снова возродилась, однако следует отметить, что мужская проституция в любом случае рассматривается как занятие более позорное, чем проституция женщин. В этом различии заметен гендерный стереотип, предписывающий «слабому полу» служить мужчинам, но запрещающий «сильному полу» поступать аналогично. Еще более редкий вид проституции – детская, в которой педофилы используют девочек и мальчиков. Основной контингент этого вида проституции составляют дети, бежавшие из дома и не имеющие никаких средств к существованию. В силу отсутствия опыта дети не могут разумно оценить последствия занятия проституцией, хотя для них ее последствия еще более тяжелы, чем для взрослых. Кроме того, по закону дети считаются недееспособными, т.е. не имеющими права распоряжаться чем-либо, включая и собственное тело. Поэтому детская проституция (даже по взаимному согласию) запрещена практически во всех странах, и если клиентов взрослых проституток обычно не привлекают к ответственности, то сексуальная эксплуатация детей считается тяжким преступлением, виновные в ее организации сурово наказываются. Детская проституция больше всего развита в отсталых странах с низким уровнем правопорядка, например, детская проституция является частью секс-туризма в Таиланде и на Филиппинах. Однако в последние годы, особенно в связи с развитием Интернета, она появилась и в России, что подтверждается случаями ареста преступников, поставлявших клиентам несовершеннолетних детей для оказания сексуальных услуг. В настоящее время в большинстве развитых стран мира в отношении проституток все еще сохраняется моральное осуждение, но более слабое, чем ранее. Поведение проституток все реже считают преступлением и все чаще – отклонением в границах допустимой нормы. Тенденция к легализации проституции начинает доминировать над стремлением ее запрещать. Ужесточение контроля над проституцией и ее общественное осуждение привели к постепенному превращению проституции в отрасль теневой экономики, контролируемой организованной преступностью. При этом произошло резкое ухудшение условий труда проституток. В средние века женщины в основном торговали телом по собственному желанию; на рубеже XX и XXI вв. развивается принуждение к проституции, при котором профессиональные сутенеры заставляют женщин заниматься проституцией, забирая у них значительную часть платы (от 50% до 75%). Криминализация проституции привела к развитию сутенерства. Сутенер сочетает черты предпринимателя и защитника. Когда государство запрещает проституцию, то тем самым оно отказывается защищать и проститутку, и ее клиента. В результате неорганизованная проституция становится опасной для обеих сторон: проститутка рискует быть избитой или убитой клиентом-садистом, ей могут не дать оговоренную плату, а клиент рискует быть обворованным проституткой или заразиться от нее венерическими заболеваниями. Поэтому роль «гаранта безопасности» берут на себя сутенеры, часто объединенные в преступные организации. Они обещают клиенту качество услуги и защищают проститутку от опасных клиентов и полиции. В странах со слабым правопорядком полиция часто сама нелегально покровительствует проституткам и сутенерам, получая с них «дань». Поскольку отношения в теневой экономике сильно зависят от грубой силы, сутенеры, как правило, ведут себя с проститутками как рабовладельцы, не считаясь с их интересами. Перед сутенером проститутка практически беззащитна, он может ее унизить, избить и даже убить, поэтому для характеристики нелегальной проституции часто пользуются термином «сексуальное рабство». В современном мире нелегальная проституция перестала быть проблемой отдельных государств. Наряду с криминальным секс-бизнесом на уровне отдельного региона или государства широкое развитие получил вывоз женщин и детей за границу с целью использования их как проституток. В современном законодательстве перевозка людей для последующей сексуальной эксплуатации трактуется как одна из форм торговли людьми. Поскольку для использования в криминальном секс-бизнесе вывозят в основном женщин из менее развитых в более развитые страны, то контроль над нелегальной проституцией чаще всего осуществляют преступные группировки из периферийных стран. Общественная опасность от транснациональной торговли людьми считается очень высокой, требующей координации правоохранительных органов многих стран (в частности, на уровне Интерпола). Борьба с проституцией как с негативным социальным явлением имеет два аспекта:

государство ведет борьбу с нелегальными формами проституции (особенно, с торговлей женщинами и детьми для сексуальной эксплуатации) и следит за условиями деятельности легальных проституток;

общественные организации ведут борьбу за улучшение условий в сфере секс-бизнеса, а также за реабилитацию проституток.

Отношение к проституции в современных государствах разное. В одних странах продажа сексуальных услуг законодательно полностью запрещена, в других сама по себе проституция не запрещена, но существуют ограничения на связанные с нею действия. В Британии закон 1959 г. не позволяет публично заниматься проституцией, но разрешает оказывать за плату сексуальные услуги на дому, хотя и запрещает жить на доходы, полученные от торговли телом. Во Франции проституция законом разрешена, однако запрещены бордели. В скандинавских странах в отношении к проституткам акцент делается на гигиеническом аспекте – предусматриваются обязательные регулярные медицинские осмотры и принудительная госпитализация больных венерическими заболеваниями. В США проституция запрещена во всех штатах кроме Невады, где она практикуется открыто, но число работающих по лицензии борделей ограничено и существует контроль за здоровьем проституток. В Швеции установлена уголовная ответственность за покупку сексуальных услуг, но доказать этот вид нарушения закона очень сложно, поэтому наказание для клиентов проституток обычно существуют лишь на бумаге (за исключением некоторых особых ситуаций – например, строго преследуемой педофилии).

Рост терпимости государства к проституции, которой занимаются по собственному желанию, идет параллельно с усилением борьбы с насилием в секс-бизнесе. С конца XIX в. развивается международное сотрудничество по предотвращению торговли женщинами. В 1921 г. в Лиге Наций создан комитет по предотвращению торговли женщинами и детьми, в 1949 г. принята Конвенция Объединенных Наций о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции, по которой торговля людьми считается незаконной, даже если осуществляется с их согласия. Таким образом, ООН осуждает тех, кто организует проституцию и на ней наживается, но при этом не призывает к запрету самой проституции.

Среди правительственных и общественных организаций идет острая дискуссия о том, какая политика полезнее – легализация проституции или ее запрет. Сторонники легализации указывают, что если проституция «выходит из тени», она становится более «культурной», и обществу легче ее контролировать, допуская участие в этой сфере взрослых людей, следящих за своим здоровьем, но запрещая насилие над проститутками и педофилию. Противники легализации полагают, что с исчезновением юридических барьеров будут размываться и социально-этические преграды для использования женщин в качестве сексуального товара, увеличивая престижность этой профессии. Кроме того, поскольку предложение секс-услуг обычно превышает спрос, женщины начнут конкурировать друг с другом в удовлетворении особых наклонностей клиентов. Практика Нидерландов, где секс-индустрия после легализации переживает быстрый рост, одними рассматривается как доказательство опасности легализации, другими – как временные трудности в условиях новой ситуации. Признание проституции социально неодобряемой профессией требует создания систем пропаганды критического отношения к ней и социальной помощи тем женщинам, кто желал бы порвать со старой профессией. Ранее этим занимались в основном религиозные организации, в наши дни основную роль играют светские общественные организации, в том числе международные[15]. 

Как и в большинстве стран мира, проституция в нашей стране контролируется организованной преступностью, но не воспринимается обществом как серьезная социальная проблема. Согласно данным социологических опросов, большинство россиян осуждают проституцию, но выступают за ее легализацию. Если рассмотреть женщину с социальной точки зрения, то можно утверждать, что каждая разведенная женщина – это потенциальная блядь[16]. Доказательство не сложное. Биологически, каждая разведенная женщина нуждается в сексе, она просто необходима для ее полноценного существования. И, разумеется, она начинает искать своего «принца» и таким образом постепенно женщина, говоря буквально «пошла по рукам». Разумеется, не все женщины реализовывают негативный потенциал, но у многих такая участь складывается на всю оставшуюся жизнь, во всяком случае, до тех пор, пока она нравится мужчинам. Сложность социальной ситуации в данном случае заключается в том, что эти разведенные женщины, как правило, имеют детей, которые в угоду необузданной похоти матери вынуждены воспитываться в условиях безотцовщины, получая от неполноценной семьи психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. А сами женщины, перейдя привлекательный возраст начинают искать пути в различные храмы в целях «искупления грехов»[17]. Поэтому надо подумать, что страшнее распущенная женщина или ее последствия для общества.

Другое дело, когда проститутками становятся девушки, которые еще и не понимают, последствий своей деятельности. На деле все эти падшие девочки идут в профессию отнюдь не от тяжелой доли, а по причине куда более прозаичной – это их призвание. По мнению многих экспертов, эти женщины выходят на панель только потому, что искренне любят «это дело». Оправдание при этом у них может быть любое (хотя им и не нужно оправдание, они не совершили никакого преступления) – в первую очередь, это, конечно, «финансовые трудности». На самом деле многие приходят в древнейшую профессию, имея вполне успешный бизнес и кстати, неплохой интеллектуальный багаж[18]. От природы они были полигамны, как большинство мужиков, к тому же, страдали тем, что на языке медицины называется нимфоманией[19]. Большинство проституток – ярко выраженные нимфоманки, стремящиеся таким образом насытить свою необузданную похоть.  И, наконец, что делать с проституцией? Есть спрос, есть предложение. Представляется, что наиболее рационально, узаконить и регламентировать данную деятельность, чтобы ограничить социальное зло, приносимое обществу.

Таким образом, наиболее рациональными направлениями борьбы с проституцией в современных условиях могут быть:

законодательная регламентация проституции, как общественной деятельности, при одновременном жесточайшем уголовном наказании за педофилию и склонение к проституции;

формирование законодательно низкого социального статуса для проституток и строгий запрет на рекламу сексуального характера, включая продукцию «шоу-бизнеса» и «киноиндустрии»;

введение норм социального контроля для «сексуальных работниц», подразумевающий лишение некоторых прав (материнства, тех, у кого имеются малолетние дети и т.д.). 

Принимая законы, устанавливая социальные нормы и правила поведения в обществе, каждое государство, прежде всего, должно заботиться о формировании подрастающего поколения, о повышении ее качества, как биологического организма, о повышении интеллектуального уровня, как разумного существа, о повышении морально-нравственных качеств, как продолжателя рода человеческого, поскольку за подрастающим поколением наше будущее.



[1]           Достаточно вспомнить знаменитый балет Л. Минкуса «Баядерка», которым восхищалось не одно поколение зрителей. Но мало кто знает, что баядерка - это не просто танцовщица, а сакральная проститутка, добровольно или в результате обета вступившая на путь свободной любви во имя служения определенному божеству. Правда, русские сценаристы вывели ее неприступной и гордой девушкой, которая, не желая достаться сластолюбивому жрецу, готова даже расстаться с жизнью. А вот что писал голландский путешественник XVIII века Ставоринус по поводу истинных нравов, господствующих среди индийских баядерок. «Если во время танца баядер зритель хочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену. Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало».

[2]           ru.wikipedia.orgwiki/Проституция

[3]           Блох И. История проституции. СПб.: «Аст-Пресс», 1994.

[4]           Дюфур П. История проституции. М., «Крон-Пресс», 1999.

[5]           Адлер Л. Повседневная жизнь публичных домов во времена Золя и Мопассана. М.: Молодая Гвардия, 2005.

[6]           Пещеров Г.И. Эволюция феминизации: позитивы и негативы для человечества. М.: Вестник МГАДА, № 5(11), 2011.

[7]           Интернет-ресурсы: Хьюз Донна М. Торговля «Наташами». Транснациональный теневой рынок торговли женщинами. http://www.murman.ru/ist/edu_centre/success/traffic_doc04.html

[8]           Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1998.

[9]           Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1. (с послед. изм. и доп.).

[10]         Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. (с послед. изм. и доп.).

[11]          Кочевые племена, где сохранился матриархат, как форма общественного устройства, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам. ru.wikipedia.orgwiki/Матриархат

[12]          Необходимо отметить, что современная нелегальная проституция имеет очень низкий уровень сервиса сексуальных услуг (Россия, Турция), в противовес странам, где терпимое отношение к проституции позволил создать различные сексуальные услуги с высоким уровнем сервиса (Таиланд и др.).

[13]          Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб, Юридический центр Пресс, 2004.

[14]          Пещеров Г.И., Валькова Е.А. Эволюция феминизации: позитивы и негативы для человечества. М.: Вестник МГАДА №5(11), 2011.

[15]         Международная ассоциация по противодействию торговле людьми «Ангел», «Anti-Slavery International», Международная организация миграции и др.

[16]          Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3. Ч.4. СПб, 2004. Блядь - от славянского «блѫдъ», рус. блуд - заблуждение, ошибка, грех;

[17]          «Хорошо если процесс «искупления грехов» ограничится уборкой и мытьем полов в христианских храмах, но на деле слабые в психологическом плане женщины представляют из себя хороший человеческий материал для различных сект и террористических организаций». Автор.

[18]         http://yablor.ru/blogs/prostitutki/1877019

[19]         Нимфома́ния (греч. νύμφη (nymphe) - невеста, μανία (mania) - страсть, безумие; лат. nymphomania) (или андрома́ния) - чрезмерное половое влечение у женщин, вид гиперсексуальности. Чаще термин «нимфомания» употребляется в переносном смысле для обозначения форм сексуального поведения у женщин, не одобряемых обществом, или выражает отрицательное отношение пуританской морали к сексуальной активности женщин. На русском языке наиболее часто применяется синоним «блядь».