Краснова Ольга Петровна, к.п.н., доцент кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы,

факультет социологии

Российский государственный социальный университет

 

                              Константы русской культуры

                  в формировании ноосферного мировоззрения

 

Духовно-нравственная составляющая является базовой частью русского цивилизационного «ядра», центром, изъятие которого чревато всеобщим национальным обезличиванием, потерей ориентиров между Добром и злом, она пронизывает все сферы бытия человека.

В качестве констант русской культуры, формирующих ноосферное мировоззрение, следует представить:

- потенциал православно-византийской традиции, завещанной восточной патристикой;

- особенности славянского культурного этноса - разнородность в политическом и конфессиональном отношении; общность архетипа славянской культуры; женственность славянской души; этнопсихологический феномен славянской сентиментальности как пласт культуры не только в контексте архаичности, но и затребованный всерьез в современных условиях (1; 100).

 Современная эпоха постмодерна затребовала многое архаическое, когда обращение к  обновленной оценке и осмыслению основания славяно (Пахарь) – тюркского (Всадник-кочевник) синтеза, составляет ядро нашей многонациональной государственности (1; 102).

К числу русских цивилизационных законов следует отнести ценностные приоритеты, касающиеся отношений между людьми, определяющие их жизненных позиций:

- цивилизация способна претерпеть любой материальный урон и воссоздать себя, если уцелело ее ценностное ядро, разрушение ценностного ядра порождает бессилие даже в условиях изобилия материальных ресурсов;

- взаимообусловленность знания и веры: те, кто в свое время освобождал знание от веры ослабляли при этом и самосознание человека как духовно ориентированного существа;

- действенность системы ценностей – социум скрепляется не только обменом, но и духовным единством, интеграцией в общую ценностную систему. «Вне культурной (духовной) связи социуму угрожает превращение в хаос и в арену борьбы всех против всех»  (1; 153);

- общение в рамках гуманистического универсализма: общение между людьми состоится тогда, когда они друг друга воспринимают по-человечески, а не в качестве неодушевленных носителей закрепленных за ними функций;

- понимание демократии как условия существования, при котором реализуется   соревновательный характер политического процесса и осуществляется периодическая смена местами власти и оппозиции (1; 170);

- закон «вольтовой дуги» - российский социум содержит в себе энергетику вольтовой дуги, способной выжигать носителей беспредела; наша архетипическая модель предполагает смыкание разъединенных полюсов: праведного царя, услышавшего призыв свыше, и земли, готовой идти за ним во имя правого дела (1; 196);

- закон гетерогенности социокультурных типов, сочетающих  в своем менталитете разнородные культурные начала, будет увеличивать адаптивные  способности к требованиям информационного общества и способствовать открытости и социокультурной восприимчивости (1; 284);

- закон смысла жизни: «волю и решимость подрывает не возраст отдельного человека или целого этноса, а утрата смысла жизни – или смысла пребывания в потоке истории. Если в результате духовных преображений смысл жизни вновь обретается, возвращается   пассионарность. Пассионарность определяется как величина, измеряемая приобщенностью к вере – острому переживанию полноценного смысла жизни (1; 285);

- «аксиома поражения» утверждает: опыт поражения благоприятствует просветлению (1;107).

 

Литература

1. Панарин А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 352 с.).