Психология и социология/8. Педагогическая психология 

К.п.н. Донченко Н. А.

Красноярский государственный торгово-экономический институт, Россия

ГАРМОНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

 

Удовлетворение от любой выполненной работы наступает при появлении ощущения завершенности, когда что-либо прибавить или убрать нельзя без нарушения возникшей соразмерности полученного результата, когда, если что и можно, то только шлифовать и детализировать, но не менять принципиально. Художники такое состояние называют гармонией, но подобное ощущение может испытывать и исследователь. В предыдущей статье «Гармония как методологический инструмент научного исследования» была рассмотрена уравновешенная и упорядоченная конструкция вариантов развития отношений, возникающих в результате контакта двух универсальных противоположностей. Оказывается, то, что прежде воспринималось как хаотичное, спонтанное и случайное, может систематизироваться, анализироваться, прогнозироваться и управляться. Полученная схема выглядит не  только соразмерной, но и красивой, что достаточно непривычно  для результатов научного исследования, но возможно, эта упорядоченность и согласованность элементов одной системы сама является случайностью?

Рассмотрим организационную структуру самой сложной из мегаэвристик – научной гармонии на примере выполненного исследования по систематизации эмпирически накопленных знаний по педагогической эвристике в сравнении с ранее рассмотренной научной гармонией развития отношений.

Выявленная красота упомянутой интеллектуальной конструкции, представленной в предыдущей статье, не может быть  случайной по следующим основаниям:

- во-первых, она содержит определенные количественные соотношения элементов, которые в ходе выполненного научного поиска многократно встречались при классификации различных интеллектуальных систем;

во-вторых, еще ученые античности обратили свое внимание на особый смысл определенных чисел и передали их нам в наследство: 2 полугодия в году, 3 месяца в одном времени года, 4 времени года, 6 месяцев в полугодии, 12 месяцев в году, 24 часа в сутках.

Исходя из этого, возникло предположение, что если удастся выстроить другую подобную конструкцию, содержащую те же количественные соотношения элементов, и если она будет удовлетворять  аналогичным характеристикам, то тогда можно говорить о закономерности   появления самой сложной для реализации мегаэвристики не только в художественном творчестве, но и в научном исследовании.

В предыдущей статье «Гармония как методологический инструмент научного исследования» логическая линия построения теоретической конструкции продвигалась вслед за разрешением проблемы от формы ее проявления (Ф) до раскрытия ее содержания (С). Такая же ось развития  принята и при обобщении материала по педагогической эвристике. В результате аккумуляции изученного к настоящему времени материала в данной области исследования был получен следующий ряд систем, имеющих отношение к создаваемой конструкции (табл. 1.):

Таблица 1. Системы категорий педагогической эвристики

Число элементов систем

 

Состав теоретической конструкции педагогической эвристики

2 (Ф)

Обнаружение проблемы: реализации учебной деятельности в двух параллельных плоскостях: основной процесс, направленный на усвоение материала конкретной дисциплины (явный), и надпредметный, прививающий определенные навыки мышления (скрытый)

2

2 направления развития мышления учащихся: пытливость и логичность

4

4 научные отрасли, изучающие эвристики как свой предмет исследования :  психология, педагогика, эвристика и кибернетика

4

4 разновидности эвристик, известных современной науке: элементарные, дидактические, спонтанные и технические

4

4 разряда эвристик каждого вида: первичные, основные, высокие и высшие

24

24 разновидности дидактических эвристик

24

24 принципа дидактики

12

12 элементарных эвристик

12

12 мегаэвристик

12

12 закономерностей усвоения эвристик

12

12 уровней развития интеллектуальных систем

6

6 эвристических стратегий мышления

6

6 методов эвристического обучения

6

6 методов научных исследований

6

6 мегаэвристик художественного творчества

3

3 составляющих развития интеллекта человека: элементарное мышление, обучение, творческое мышление

3

3 оси развития элементарного мышления: интеллектуальный поиск – разум, интеллектуальный поиск – инстинкт, инстинкт - разум

3

3 оси развития творческого мышления: трудовая деятельность – логика, трудовая деятельность – интуиция, интуиция - логика

2

2 вида мышления человека: элементарное и творческое

2

2 вида элементарного мышления: людей и животных

2

2 вида творческого мышления: художественное и научно-техническое

2

2 вида защиты элементарного мышления: пример животных и старших

2

2 вида защиты творческого мышления: предвидения художественного творчества и гениев

2 (С)

2 вида трудовой деятельности: работа (по необходимости) и творчество (по потребности)

Как видно из представленного перечня количество элементов в каждой системе соответствует определенному числу, относящемуся к ряду, зафиксированному в предыдущей статье «Гармония как методологический инструмент научного исследования» при анализе организационной структуры схемы гармонии отношений. Но, если в первой конструкции на каждом уровне разрешения основной проблемы (кроме исходной и завершающей) располагается только одна система, то в конструкции педагогической эвристики их несколько. Отсюда логично предположение, что одна из нескольких систем категорий педагогической эвристики, имеющих одинаковое число элементов, является доминирующей на данном уровне разрешения проблемы по определенному критерию. Такие системы выделены в таблице 1. курсивом. В результате исполненной процедуры обе конструкции (научной гармонии развития отношений и содержания педагогической эвристики) приобрели одинаковый состав систем, и их сопоставление становится еще более наглядным. Рассмотрим уровни разрешения проблем двух разновидностей научной гармонии (табл.2).

Таблица 2. Сопоставление очередности уровней разрешения

научных проблем двух теоретических конструкций

Гармония отношений

Гармония педагогической эвристики

Число элементов систем

 Системы уровней становления гармонии отношений

Число элементов систем

Системы уровней становления гармонии педагогической эвристики

2

Обнаружение проблемы: в контакте находятся две взаимосвязанные категории, условно названные «негатив» (Н) и «позитив» (П)

2

Обнаружение проблемы: реализации учебной деятельности в двух параллельных плоскостях: основной образовательный процесс (явный), и надпредметный, прививающий навыки мышления (скрытый)

2

2 вида проявления основного противоречия: форма и содержание

2

2 направления развития мышления учащихся: пытливость и логичность

3

3 формы развития отношений: согласие, конфликт и компромисс

4

 4 разряда дидактических эвристик: фразы наведения,  эвристические предписания, эвристические правила, мегаэвристики

6

6 видов развития отношений

24

24 разновидности дидактических эвристик

12

12 разновидностей развития отношений

12

12 закономерностей усвоения дидактических эвристик

24

24 нюанса развития отношений

6

 6 методов эвристического обучения

4

4 результата развития отношений: прогресс, регресс, взрыв, кома

3

3 составляющих развития интеллекта человека: элементарное мышление, обучение, творческое мышление

2

Бытие и небытие системы отношений

2

2 вида мышления человека: элементарное и творческое

2

Характеристика итога развития отношений: удовлетворение – (П), неудовлетворение (Н)

2

2 вида трудовой деятельности: работа (по необходимости) и творчество (по потребности)

Исполненное сопоставление показывает, что обе теоретические конструкции обладают стройностью организации, логичностью и достаточностью. В подобном виде каждая из них может быть рассмотрена как логически структурированный учебный материал.

Между элементами каждой системы есть внутренняя взаимосвязь, а между системами прослеживаются «вертикальные» зависимости. На каждом уровне конструкций системы имеют определенное количество элементов, и числовые ряды обеих научных гармоний совпадают, но располагаются в обратной последовательности:

- 2, 2, 3, 6, 12, 24, 4, 2, 2;

- 2, 2, 4, 24, 12, 6, 3, 2, 2 - безусловно, это означает вариативность подобных категорий.

 Между приведенными построениями имеется одно очень существенное различие: схема гармонии отношений полностью завершена, а схема гармонии педагогической эвристики представляет собой «остов», возведенный из систем, раскрывающих самые важные, принципиальные характеристики рассматриваемой отрасли знаний. В то же время, кроме включенных в представленную конструкцию систем в области педагогической эвристики выявлен значительный массив знаний, взаимосвязанный с уже названными структурами и систематизированный по родственной принадлежности категорий. Этим различиям и совпадениям должно быть объяснение.

Прежде всего, сравниваются две принципиально разные теоретические конструкции, хоть и полученные в результате одного исследования.    

Гармоничная схема отношений по своей организации «проще», так как каждый уровень ее  восхождения имеет только по одной системе элементов, и лишь в финале проявляется результативный аккорд: бытие – небытие, негатив и позитив. Конструкция педагогической эвристики сложнее, так как каждая стадия  разрешения ее проблемы содержит несколько систем родственных категорий, но количество и уровней разрешения проблемы, и составляющих элементов в каждой системе совпадает с одним из чисел обнаруженного ряда. Результативный аккорд на заключительном уровне представлен еще более мощно: не два, а шесть дублей.

Схема гармонии развития отношений «проще», но универсальна и может быть использована в различных областях, как в теоретических исследований, так и в практической деятельности. Конструкция же педагогической эвристики масштабна, но конкретно ориентирована, и сфера ее применения уже, чем у сравниваемого построения. Хотя эта характеристика относительна. В любом случае, гармония как продукт научного исследования способна удовлетворить интересы большего числа научных областей, чем было использовано источников информации при ее создании.

В виду малого числа элементов гармоничная схема отношений была построена силами одного исследователя и за сравнительно короткое время, а на создание конструкции педагогической эвристики ушли десятилетия и были использованы труды многих предшественников разных научных областей.

Схема гармонии отношений представляет собой завершенный научный продукт, который не нуждается ни в дополнении, ни в корректировке, а конструкция педагогической эвристики пока имеет лишь принципиально обозримое построение, еще требующее детализации отдельных аспектов. Так, в данном исследовании глубоко не рассматривались формы и средства эвристического обучения. Вполне возможно, что они войдут самостоятельными системами  какого-либо уровня выстроенной конструкции. Тогда общее количество задействованных в научной гармонии систем, которые сами могут рассматриваться как элементы единой конструкции, будет возрастать по мере продвижения научных исследований, и число систем на каждом уровне, безусловно увеличится.

 Кроме того, нуждаются в дополнительном научном изучении отдельные техники эвристических методов обучения. Результаты этих исследований, безусловно, будут уместными дополнениями построенной теоретической гармонии, но не изменят ее принципиально.

Обе сравниваемые конструкции дихотомичны по своей организации, но схема гармонии отношений демонстрирует свои дихотомии явно, как иллюстрация действия закона единства и борьбы противоположностей, а дихотомии педагогической эвристики скрыты от поверхностного восприятия внутрь конструкции. Они проявляются как дихотомии составляющих гармонию систем.

При этом, оба построения имеют одну общую дихотомию: изменчивость и стабильность. Эта характеристика обеспечивается числовым соотношением элементов, расположенных не рядом друг с другом, а в начале разрешения проблемы и перед его завершением. К ним относятся системы, имеющие три и четыре элемента. Четырехгранник в геометрии (квадрат – ромб) – фигура   изменчивая, подвижная,  то есть, система, включающая в себя четыре элемента, придает конструкции нестабильность и изменчивость.  В то же время, треугольник обеспечивает сооружению прочность, устойчивость, основательность, и система с тремя составляющими означает для конструкции незыблемость и надежность. Наличие в конструкции систем обоих видов означает неразрывную связь двух указанных противоположностей, но в разной форме. Разрешение проблемы в схеме отношений начинается с системы трех элементов (согласие, конфликт, компромисс), а заканчивается системой из четырех вариантов (регресс – прогресс, взрыв – кома). Решение проблемы педагогической эвристики, наоборот, начинается с четырех составляющих (четыре научные области, питающие  данное направление исследований), а заканчивается тремя элементами (три составляющих развития интеллекта человека: элементарное мышление, обучение, творческое мышление). Это может иметь следующий смысл: педагогическая эвристика как гармоничная система открыта (подвижна) для притока информации, но стабильна по своей сути – воспринимающая конструкция, а схема отношений, наоборот, устойчивая изначально, открыта периферийно, то есть она сама может встраиваться в другие теоретические построения. Действительно, в исследовании по педагогической эвристике схема гармонии отношений обладает определенной автономностью и, в то же время, является полезным дополнением. С одной стороны, она помогает раскрыть наиболее вероятные перспективы развития педагогики в конкретных социальных условиях, а с другой стороны, своим присутствием подтверждает возможность достижения гармонии в научном исследовании и наличие вариантов этой мегаэвристики. Значит, теоретические гармонии, подобные схеме отношений, являются универсальными инструментами научных исследований, а конструкции, подобные гармонии педагогической эвристики, представляют собой оформленные направления научного развития, которые уже стройны по своей организации, но могут в дальнейшем расширяться, не нарушая при этом свою конструкцию в принципе.

Перечисленные характеристики рассматриваемых построений не просто различны, а прямо противоположны, как дихотомии единого целого.

Кроме того, обе конструкции имеют общий последовательный ряд ступеней разрешения проблемы, общие числовые соотношения, обе создают ощущение уравновешенности, упорядоченности, соразмерности и удовлетворенности исполненной работой. Значит, данная мегаэвристика  обладает вариативностью своей организации: большая гармония и малая.

Для подтверждения этого вывода обратимся к области, в которой эта высокопродуктивная мегаэвристика давно реализуется, – к искусству. Основное различие обеих теоретических конструкций заключается в количестве уравновешенных систем на каждой стадии восхождения, но в художественном творчестве тоже присутствует подобные варианты. Гармония в музыке допускает как монозвучание, так и аккорды, и многозвучие. Например, «Болеро» Равеля, безусловно, гармоничное произведение, лаконично по звуковой палитре, и сюжет развивается подобно числовому ряду малой гармонии: постепенное возрастание энергетического потенциала до кульминации – и очень краткий финал. Симфонические произведения, напротив, представляют собой слияние звуков больших оркестров, и сюжетная линия сначала мощно обозначена, затем жизнеутверждающе стихает, но завершают каждое такое произведения заключительные аккорды. Значит, большие и малые гармонии реализуются в обоих видах творчества. 

В крупных теоретических конструкциях, как в педагогической эвристике, уровни разрешения проблемы включают в себя несколько систем с одинаковым числовым составом их элементов. В малых системах могут быть представлены моно-уровни, но всегда обнаружение проблемы и раскрытие ее содержания проявляются аккордом систем, содержащих несколько элементов.

Нагляднее всего уровни развития проблемы и элементы уравновешенных в гармонии систем представляются в виде схемы, если построить ее по логической линии разрешения проблемы, двигаясь от формы ее проявления (Ф) до раскрытия содержания (С) (рис.1).

Как видно в представленной схеме эта мегаэвристика – не плоскость и не сфера. Расположение ее уровней по ходу разрешения проблемы отражает построенную гармонию проекцией «по вертикали».

На этой схеме не прослеживается число взаимосвязанных систем каждого уровня гармонии, но зато визуально представлено наступление стадий раскрытия проблемы и количество элементов системы каждого уровня.

                                                    С

0251662336                                                            2

                                                             3

                                                                     6

                                                                                    12

                                                                                                           24

                                                              4

                                                          2

                                                    Ф

 

Рис. 1. Схема гармонии педагогической эвристики

 

Кроме того, вертикальное изображение научной гармонии позволяет прослеживать внутренние взаимосвязи всей многоуровневой конструкции. Например, в каждой системе элементы вступают между собой в определенные соотношения, регламентируемые  закономерностями освоения эвристик, и если представить, что простые категории в схеме расположены слева, а сложные – справа, то  продвижение в их освоении и частоту использования в мыслительных процессах можно изобразить  интенсификацией цвета рисунка.

Простые категории осваиваются раньше и реализуются чаще сложных, зато последние более продуктивны, эффективность каждой из них выше, чем нескольких простых, вместе взятых. При этом освоенные более сложные категории не отменяют и не замещают менее производительные, с расширением числа реализуемых эвристических категорий увеличивается подвижность и результативность эвристических процедур.

Вертикальное изображение рассматриваемой гармонии позволяет проследить связи и между уровнями разрешения проблемы. Например, связь между возникновением проблемы и первой стадией ее разрешения раскрывает необходимость учета знаний, получаемых от 4-х научных направлений: психологии, педагогики, эвристики и кибернетики. Зависимость, проявляющаяся между исходным уровнем и второй ступенью восхождения, демонстрирует необходимость для развития поискового мышления освоения 24-х разновидностей дидактических эвристик. Контакт второго и третьего уровней конструкции показывает, что эвристики следует осваивать в определенной последовательности, установленной 12-ю правилами. Соприкосновение третьего и четвертого уровней говорит о том, что методы обучения, вводимые в образовательный процесс, тоже осваиваются согласно  упомянутым закономерностям.  Связь исходного уровня и пятой стадии восхождения (2 элемента проявленной проблемы и 3 элемента становления интеллекта человека) непосредственно подводит к решению задачи через систему обучения. Общение ребенка и взрослого человека по своей сути – учебный процесс, осознаваемый или непроизвольный, и он как бы ориентирует развитие мышления ученика на отдаленную перспективу:

- Кроме передачи определенной совокупности конкретных знаний происходит освоение элементарного мышления, то есть малыш приучается думать как человек, реализуя большее число эвристических операций по сравнению с высокоорганизованными животными.

- Исполняется целевой образовательный процесс, и тут возможны варианты в зависимости от уровня развития мышления самого учителя и доминирующей в данное время обучающей системы:

- Преподаватель либо приучает ученика мыслить репродуктивно по определенному алгоритму, что впоследствии позволит ему работать, добывая средства к существованию, следуя установленным инструкциям и исполняя чужие идеи.

- Или преподаватель побуждает ученика мыслить нестандартно, развивая его творческие способности, что в дальнейшем позволит ему не только тиражировать порученные процедуры, но и самому стать генератором идей, например, работать на конвейере и быть рационализатором производства. Исходя из выше упомянутых закономерностей освоения эвристик, способность к созданию нового не исключает выполнения функций исполнителя: сложные эвристические функции реализуются параллельно с простыми процедурами.

Качественные характеристики творческого учебного процесса тоже  дифференцируют потенциальный результат: преподаватель может побуждать ученика мыслить как будущий художник или как исследователь, опираясь на разный набор мегаэвристик, освоенных в учебном процессе. В обоих случаях отличаются доминирующие оси развития мышления: для деятелей искусства это – труд и интуиция, а для ученых – труд и логика. Если же образовательный процесс будет ориентирован на равноценную реализацию обеих доминант, то система обучения окажется способной развивать гениальные задатки учеников, заложенные природой, то есть, в мышлении таких людей присутствует и ось – логика и интуиция. В этом проявляется связь исходного и заключительного уровней схемы гармонии педагогической эвристики: двуединая природа образовательного процесса и получаемый по истечении определенного времени результат: воспроизводство исполнителей, управленцев, деятелей искусства, рационализаторов и изобретателей, ученых или гениев. Видимо, неслучайно и этот ряд «продуктов» учебной деятельности расположен по убыванию востребованности и возрастанию продуктивности для общества.

У малой схемы гармони  отношений вертикальный ракурс имеет тот же контур, что и у гармонии педагогической эвристики, но в зеркальном отражении. Схема также предполагает шесть уровней восхождения, между которыми прослеживаются внутренние связи, но меньшего числа элементов, так как в конструкции объединено меньшее количество систем, чем в большой гармонии.

Построенные по такой логической линии схемы в полной мере отвечают критериям систематизации объектов, сформулированным В.Н. Сагатовским, как в отношении самих гармоничных конструкций, так и в отношении каждой составляющей их системы [5]. В этих построениях имеются системопорождающее противоречие и  системообразующие факторы, то есть состав элементов и их свойства, а также системообусловливающие факторы, обозначающие пределы рассматриваемой совокупности. При этом критерии  В.Н. Сагатовского дополнены числовым соотношением элементов системы, составляющих гармонию.

Таким образом, установлено, что теоретическое исследование может быть оформлено в виде большой или малой научной гармонии, отличающихся друг от друга количеством изученных систем, объединенных в одну конструкцию, и обратной последовательностью числового ряда уровней разрешения научной проблемы. Эта мегаэвристика реализуется как в ходе автономного исследования, так и процессе обобщения трудов многих авторов по одному направлению.

Научная гармония представляет собой систему систем или  построенную на оси основного противоречия упорядоченную, уравновешенную и завершенную теоретическую конструкцию совокупности систем изученных категорий разного масштаба, имеющих множественные внутренние и периферийные связи и определенные числовые соотношения элементов. Научная гармония может быть открыта для восприятия новых знаний, либо для включения  в структуру других исследований различных научных областей.

 

Литература

 

1. Донченко Н.А. Перспективы развития творческих способностей учащихся, исходя из возможностей конкретных образовательных систем // Экономика, психология, бизнес. Региональный межвузовский журнал. Красноярск. – 2009. № 18. – С. 148 – 154.

2. Донченко Н.А. Гармония как мегаэвристика // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2011. - № 4 – С. 71 – 78.

3. Клочков В.П. Бессознательное психическое. – Томск: Дельтоплан, 2001. – 511 с.

4. Кротова И.В., Камоза Т.Л., Донченко Н.А. Реализация общедидактических принципов в процессе инновационного обучения // Образование и общество. Научный информационно-аналитический журнал. – 2008.- № 5 (52). – С. 71 – 75.

5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. – С-Пб.: ООО «Петрополис». 1998.