Prof. zw. dr hab. Józef Podgórecki

Katedra Komunikacji Społecznej

Instytut Nauk Pedagogicznych

Uniwersytet Opolski

 

 

 

 

 

ТРАНСГРЕССИЯ

 

 

 

 

 

Человеческая природа состоит в постоянном стремлении преодолеть звериное начало, существующее в человеке, и вырасти над ним человечностью и ролью человека как творца ценностей.

                                                           Р.Ингарден (1972)

 

Понятие социальной коммуникации само по себе достаточно оперативно, но освоению действительности с помощью ее категорий чрезвычайно полезным оказываются элементы философии, этики, социальной психологии, психо- и социолингвистики. Интердисциплинарный характер социальной коммуникации способствует также и интеграции общества. Именно поэтому я все больше и больше убеждаюсь в том, что трансформация социального и культурного наследия, проходящая благодаря коммуникационным процессам, решительно сокращает количество конфликтов, стрессов и фрустраций, повышает качество нашей жизни.

 

***

 

“Термин трансгрессия взят из биологии: в теории наследования он означает преодоление метисами тех черт, которые были свойственны родительским организмам. Имеет место также в геологии и географии: трансгрессия моря состоит в заливании пространств суши водой” [Kozielecki J.: Koncepcja transgresyjna czlowieka, PWN, Warszawa 1987, s.10]. Получил этот термин свое место и в общественных науках.

Концепция трансгрессионного человека представляет собой попытку взглянуть на индивида как на экспансивную и творческую личность, свободную и ответственную, которая руководствуется сложной гомеостатической и гетеростатической мотивацией. Ее действие в значительной степени обусловлено относительно постоянными компонентами личности: ум (как когнитивная система) и воля (как система руководства). Она дает возможность лучше понять ту часть человеческой деятельности, уоторая до сих пор не находилась в центре внимания ученых и которая предопределяет судьбы индивида  и развитие культуры.

Уже давно идут споры о том, зависят человеческие деяния от природы (инстинкты) или от истории (социальное обучение). Здесь можно выделить три точки зрения:

1. Эндогенная.  Движущие и направляющие человеческую деятельность силы находятся в структуре личности. Действие - это форма обнаружения влечений, потребностей, установок или предпочтений. (Фрейд искал обусловленность трансгрессии и защитных поведений в сексуальном влечении).

2. Экзогенная (альтернативная). Движущие и направляющие человеческую деятельность силы находятся вне человека - в его окружении (это - системы стимулов, экономическое развитие, климат, природные богатства, просвещение) (бихевио-ризм). Сторонникам этой точки зрения близка поговорка: “Хочешь узнать человека, не спрашивай, что у него в голове, спроси, что его окружает” (Там же, с.347).

3. Модель взаимодействия. Психологи создали модель взаимодействия, поскольку две предыдущие точки зрения сильно ограничены. Эта модель состоит из двух классов утверждений:

- о взаимном воздействии компонентов

- о силе этих воздействий.

Согласно этой модели, существуют три основных компонента, предопределяющие жизнь и развитие человека: действие, личность и среда. Они взаимосвязаны и направлены друг на друга. В зависимости от ситуации расстановка сил между компонентами различна.

 

                                 Личность

 

Среда                                                      Действие

 

Рис.1. Модель взаимодействия (Там же, с.349)

Психологические механизмы трансгрессии это мотивационные процессы, выполняющие следующие функции: они дают толчок действию, предопределяют выделение человеком энергии, задают общее направление поискам ценности, поддерживают действие, влияя на его продолжительность.

Мотивационные процессы имеют место тогда и только тогда, когда в голове человека существуют по крайней мере две независимые информации. Одна из них, как правило, касается типичного (стандартного) состояния, другая же - актуального состояния. Сопоставление этих информаций и обнаружение с помощью компаратора (диагностической системы) различий приводит в движение мотивацию. Одиночная информация не динамизирует человека.

Я.Козелецкий выделил два вида мотивации. Первая - гомеостатическая типа “напряжение-облегчение” (мотивация насыщения). В момент дефицита, например, питания, безопасности, рождается сильное мотивационное напряжение, а после предпринятых действий и достижения цели напряжение спадает и наступает облегчение. Вторая - гетеростатическая, свойственная росту: “напряжение - сохранение напряжения или его рост” (модель спирали). Насколько в гомеостатической мотивации основную роль играют стандарты регуляции, настолько в свойственной росту мотивации их место занимают притязания. В гетеростатической мотивации достижение цели не ведет к насыщению, а поддерживает, и даже иногда повышает силу мотивации (модель снежного кома).

Личность индивида активно влияет на остальные составляющие взаимодействия, но и сама она формируется под их влиянием. Вр-первых, она зависит от окружающей природной и социальной Среды (семья, моральное развитие). Во-вторых, личность индивида формируется также благодаря активности, особенно такого сложного ее вида, как трансгрессивная деятельность. В-третьих, личность в некоторой степени сама себя формирует.

Роль измерений личности. Существуют переменные, которые влияют на оценку и вероятность успеха, неуспеха и неожиданности.

Место контроля (locus of control):

- люди, обладающие внутренним ощущением контроля (личные достижения, успехи и неуспехи, как они это ощущают, предопределены личностными факторами: способность, мотивации, собственное знание и навыки)

- люди, обладающие внешним ощущением контроля (они считают, что успехи и провалы зависят от тех социальных, экономических и материальных факторов, на которые они не имеют влияния).

Люди с внутренним ощущением контроля дают более высокую оценку шансам на успех, чем люди с внешним ощущением контроля. Творческое, экспансивное действие чаще предпринимается представителями первой группы. Эта группа стоит ближе к трансгрессионной концепции человека.

Ощущение своей эффективности, своей силы (self-efficacy), видимо связано с ощущением контроля, является порой единственным показателем вероятности достижения успеха. Склонные к трансгрессивной ориентации имеют более высокое ощущение эффективности, чем те, кто склонен к защитной ориентации.

В современной психологии одновременно сосуществует масса концепций и точек зрения на проблему личности: психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические и другие концепции. Мы делим их на два класса:

- теории личности как закрытой системы; создатели таких концепций описывают фундаментальную структуру личности и ее иерархическую систему,  даже прибегают к анатомическим аналогиям (трактуя отдельные черты психики как анатомические системы - почки, сердце), но они не могут объяснить динамику и развитие личности

- теории личности как открытой системы; их создатели трактуют личность как систему, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружающей ее средой; однако, при исследовании динамических аспектов личности необходимо учитывать и постоянные ее структуры.

В трансгрессивной концепции личность является открытой системой, соединенной с внешним миром и с деятельностью индивида. Ум как когнитивная система - переработка информации, наблюдение, фантазия, запоминание, мышление. Воля, как система управления, выполняет функции руководителя и регулятора, осуществляет выбор.

В связи с тем, что концепция трансгрессии постоянно развивается, психологи открывают все новые и новые компоненты личности, одновременно исключая системы, введенные представителями других направлений. Личность не выполняет функций главной регулирующей системы. Роль личности зависит от предпринятых действий: защитные (условные, стереотипные) - маленькое значение личности; трансгрессивные (творческие, экспансивные) - большое значение личности.

Как уже говорилось, трансгрессия - это изобретательные и экспансивные функции, выходящие за типичные границы деятельности; это функции, благодаря которым личность или коллектив формируют новые структуры или уничтожают структуры, успевшие стабилизироваться, создают новые ценности - как позитивные, так и негативные. Эти функции являются источником развития и регресса. “История человека как вида и как индивида - это история постоянных попыток преодоления собственных границ - границ физических и границ знания, это появление неизвестных до сих пор форм и структур” [Ingarden R.: Ksiazeczka o czlowieku, Wydawnictwo Literackie, Krakow 1972]. Это то явление, которое не имеет соответствия ни в мире животных, ни в мире автоматов.

Можно выделить два ключевых вида трансгрессии:

1. “индивидуальная трансгрессия: она имеет место в ситуациях, когда индивид намеренно выходит за рамки того, чем он является и что имеет, он расширяет свою территорию, делает открытия и создает себя в соответствии с собственным проектом” [Kozielecki J.: Koncepcja transgresyjna czlowieka, PWN, Warszawa 1987, s.11]

2. коллективная (надъиндивидуальная) трансгрессия: ее предметом становятся массовые, коллективные и глобальные действия, предпринимаемые группами, общественными движениями и сообществами; благодаря таким действиям люди превосходят свои материальные, интеллектуальные и духовные достижения, создают науку, искусство и культуру.

Индивидуальные трансгрессии являются частью биографии и подчиняются прежде всего законам психологии, что же касается коллективных трансгрессий, то они принадлежат к историческому процессу и ими руководят законы социальные и культурные.

Трансгрессионистов интересует прежде всего индивид, экспансивный и творческий индивид, выходящий за границы того, чем он является и что имеет, который благодаря своим действиям становится тем, чем может быть, но чем пока еще не является. Человек, старающийся приобрести или создать новые ценности - как позитивные, так и негативные. функции, направленные на преодоление актуальных границ субъекта, трансгрессивны даже тогда, когда завершаются неудачей и индивид не получает новых ценностей.

Следует также отметить, что не каждый выход за границы того, чем является индивид и чем он обладает, следует относить к трансгрессионным действиям. Например, биологическое дозревание, благодаря которому молодой организм строит свои психические системы, такие, как языковые структуры, являются проявлением функционирования генетического кода, а не интенциональным актом субъекта. Равным образом не будут отнесены к ним и случайные изменения, ибо трансгрессия - это целенаправленное изменение.

Принципы классификации трансгрессионных действий различны. Принимая во внимание содержание индивидуальных целей, мы выделяем четыре вида трансгрессии:

“1. Наиболее распространены практические действия, направленные на физический мир (“на вещи”). Их целью является территориальная экспансия, расширение временной перспективы, увеличение производства материальных благ и т.п. Благодаря таким функциям человек творит искусственный мир, строительным материалом для которого является природная Среда.

2. Действия, направленные на людей (“на других”). Они ставят целью расширение контроля над другими, обогащение альтруистической деятельности, расширение диапазона индивидуальной свободы в институциональной системе. Особенно часто предпринимаются такие действия, целью которых является рост господства над группой и получение абсолютной власти. Механизм трансгрессионной деятельности, направленной  “на людей” был описан, в частности, Бринтоном (1965) и Фроммом (1974).

3. Символические действия (“на символы”) - состоят в создании новых, не имевших ранее аналогов мыслительных конструкций и расширение личного знания о внешнем мире. Все это  - акты  творческие и экспансивные. Благодаря им возникает наука и искусство, развивается философия и религия, рождаются мифы и утопии. Благодаря им человек обогащает информацию о природе и культуре. Эти действия можно назвать интеллектуальными трансгрессиями.

4. Этот мир создает действие, направленное на созидание себя (“на себя”), называемое саморазвитием или творением себя в соответствии с собственным проектом. Они состоят в том, что индивид сознательно развивает свои структуры своего характера и ума, что увеличивает силу воли, что обогащает личный опыт”. (Там же, с.50).

Трансгрессионная деятельность регулируется законом роста: достижение цели усиливает мотивацию предприятия следующих шагов за привычные границы. Трансгрессии преобладают в более поздний период развития индивида. Условием их осуществления является достижение индивидом высокого уровня развития психических функций и получение некоторого познавательного и социального опыта. В трансгрессионной деятельности риск особенно высок. Эта деятельность, как правило, нова и непривычна. Она не дает стопроцентной гарантии успеха.

Считается, что трансгрессионная деятельность чаще бывает нацелена сама на себя, чем защитная деятельность. “Сам выход за привычные познавательные и межличностные границы, выполнение нетрадиционных и творческих функций, таких, как исследование природы или борьба за власть, приносят удовлетворение независимо от того, чем они закончатся - успехом или поражением. Этот факт повышает мотивацию предпринимать такого рода деятельность” (Там же, с.55).

В трансгрессионной деятельности положительные чувства,  такие, как надежда на выход за границы имеющихся достижений или гордость за невиданное до сих пор свершение, играют большую роль, чем чувства отрицательные. Следует отметить, что эта деятельность детерминирована прежде всего структурой личности. “Субъектные переменные, такие как творческие способности, знания, познавательная мотивация, смелость и стойкость, в большой мере предопределяют, каковы будут результаты деятельности типа “транс”. Трансгрессия - это экспрессия личности”. (Там же, с.56).

Как уже говорилось, трансгрессии происходят в четырех мирах, и направлены они “на вещи”, “на людей”, “на символы” и “на себя”. Но проявляются они в двух формах: как экспансивная деятельность и как творчество. Известнее всего материальная экспансия. Но люди предпринимают такую деятельность и в межличностных отношениях, деятельность, которая позволяет увеличить контроль над индивидами и общественными группами, но делает возможным также и рост альтруизма. Ее называют межличностной или интерперсональной экспансией. Одним из самых важных видов межличностной экспансии является стремление к расширению личной власти (кратическая трансгрессия). Ее сущность - жажда иметь все более сильное влияние на людей. МакКлелланд доказал, что ее форма зависит от двух видов мотивации субъекта.

1. Эгоцентрическая мотивация. Люди с таким типом мотивации стремятся к господству над индивидами и общественными группами. В борьбе за власть они прибегают ко всем допустимым средствам, включая манипуляцию, ханжество и насилие. Людей они видят пешками на шахматной доске. Их стремлениям сопутствуют мысли и фантазии, содержанием которых являются агрессия, риск и борьба. (Такое мышление возбуждается большими порциями алкоголя).

“Люди с эгоцентрической мотивацией часто демонстрируют сильные стремления к концентрации власти, к увеличению своего влияния  и к расширению каналов личного контроля. В экстремальных случаях эти стремления могут принять патологическую форму” (Там же, с.65-66). Индивиды с садистическими наклонностями стремятся к абсолютной власти. В желании достичь свою цель, они применяют преступные и репрессивные средства. Такая борьба становится источником порабощения и страданий как индивидов, так и целых сообществ. МакКлелланд подчеркивает, что общественное мнение, как правило, отождествляет любую мотивацию на увеличение личного влияния с эгоизмом, макиавеллизмом и манипуляцией людьми.

2. Аллоцентрическая мотивация. Люди с сильной мотивацией этого типа не столько стремятся к господству и силе, сколько пытаются реализовать совместные хозяйственные, социальные и политические цели. Они считают, что их роль как руководителей, вождей или организаторов сводится к стимулированию других людей к эффективному выполнению задач, поставленных перед организационным институтом или сообществом, к высвобождению их инициативы и мобилизации их стойкости. Подчиненных они рассматривают субъективно, редко прибегают к средствам принуждения.

Мотивация к удержанию и преумножению власти имеет два обличия: негативное и позитивное. Часто случается, что политики и руководящие органы в начальный период властвования больше руководствуются общественными и общими целями, впоследствие же в их деятельности начинают превалировать мотивы личные и эгоистические.

3. Альтруистическая деятельность. Прибегающие к ней люди руководствуются прежде всего соображениями общего блага. Благу других людей посвящают они собственное здоровье, личную безопасность и карьеру. Впрочем, такого рода мотивация не слишком часто встречается в наше время. Развитие цивилизации, больших городов, анонимность межчеловеческих отношений, культура соперничества - все это не способствует формированию социальных чувств и развитию альтруистической мотивации.

“Альтруистическая мотивация изменяет структуру трансгрессии. Насколько эгоистическая мотивация часто ведет к деструктивным действиям, становящихся причиной человеческого страдания, настолько альтруистическая мотивация стимулирует выбор более конструктивной деятельности..” (Там же, с.67).

Экспансивная деятельность  очень сильно переплетена с социальным контекстом: “Борьба за индивидуальную свободу - борьба в институциональной системе, ограничивающей возможность свободного выбора. Экспансия не только зависит от социальной среды, но и оказывает влияние на нее. Особую роль играет она в формировании межчеловеческих отношений. Конструктивные трансгрессии, цели которых всегда социально приемлемы, которые расширяют диапазон альтруистической деятельности, увеличивают взаимное доверие, формируют положительные установки и эмоции” (Там же, с.77). К сожалению, во многих ситуациях экспансия разрушает отношения между людьми, вызывает напряжения, провоцирует конфликты. Особенно опасны деструктивные трансгрессии, уничтожающие признанные ценности. Фромм (1947) подчеркивает, что те, кто осуществляет экспансию, часто принимают эксплуатационную ориентацию. С помощью силы, хитрости они пытаются отнять у индивидов или групп определенные блага. Такая эгоистическая трансгрессия угрожает другим людям и вызывает в них защитную реакцию, что порождает межличностные конфликты, напряжения.

“Фундаментальное значение в направленности экспансивной деятельности имеет характер, т.е. та система личности, которая регулирует отношения индивида с другими людьми” (Там же, с.77).

Особое значение в жизни индивида имеет борьба за расширение индивидуальной свободы, ибо свобода является обязательным условием выхода за рамки того, чем является человек и чем он обладает. Можно сказать, что трансгрессия - это реализованная свобода.

Жизнь каждого человека складывается из эпизодов и их последовательности, составляющих затем определенное целое. Человек в разных социальных ситуациях пытается формулировать заявления о самом себе. Система заявлений о самом себе называется самопрезентацией. Можно выделить три основные ее вида:

1. “Тактическая самопрезентация. Способ представления себя на публике не столько зависит от знания о себе, сколько от ближайших целей, к которым стремится индивид. Иногда это выливается в характерное поведение. Человек, просящий материальной помощи, представляет себя как хрупкое и беспомощное существо, хотя в действительности считает себя человеком сильным и отчаянным. Публичное самоуничижение представляет собой элемент игры. Этот человек напоминает актера, который в зависимости от исполняемой роли надевает на себя каждый раз новые маски...” (Там же, с.141).

Такого рода самопрезентации меняются в зависимости от смены целей действия, социальных ролей и межличностных ситуаций. Эти публичные автопортреты пишутся не совсем свободной кистью: их создатели избегают представления себя в таком свете, который можно было бы счесть за абсолютно нереальный.

2. Фасадная самопрезентация. Фасадный автопортрет соответствует “я идеальному”. Формулируя публичные заявления о себе, человек имеет в виду не то, каков он, а то, каким бы он хотел быть. Представляя таким образом собственную персону, он хочет заслужить уважение других и получить всеобщее одобрение. Он стремится к формированию выгодного для себя имиджа. Эта самопрезентация относительно постоянна и не меняется вместе с изменением межличностной ситуацией. “Потому что она зависит не от обстоятельств, а от “идеального я”, которое является довольно стабильной структурой. Стремясь к уважению со стороны общества, индивид в любой ситуации и в каждой группе представляется человеком честным и интеллигентным, идеализирует свои дела” (Там же, с.142).

Фасадная самопрезентация имеет существенное значение в жизни человека. В определенной мере от нее зависят межличностные отношения и профессиональные успехи. Люди занимаются ею лишь тогда, когда они свободны и независимы, когда не ощущают себя автоматами. В ситуации потери свободы они теряют мотивацию для создания фасада и часто в этих условиях показывают свое истинное лицо.

3. Подлинная самопрезентация. Прибегая к ней, индивид отбрасывает критерий собственных интересов и выставляет на обозрение внутреннюю правду о себе. Он правдиво описывает свой характер и интеллект, основой для публичных заявлений о себе становится  “реальное я”. Этот вид самопрезентации - явление чрезвычайно редкое. Для того, чтобы приспособиться к сложной и изменчивой действительности, чтобы добиться успеха в рамках культуры, ориентированной на конкуренцию, люди должны вести игру, элементом которой являются тактические и фасадные маски.

Самопрезентации, даже те из них, которые сильно деформированы индивидом, могут дать дополнительную информацию о последовательности действий, как защитных, так и трансгрессионных.

Концепция трансгрессии трактует человека не как старательного преобразователя символов и не как замкнутую систему сознания, а как индивида, предпринимающего трансгрессионные действия в полном риска и динамики мире. Эти действия становятся источником приключения и источником трагедии. Проделанный анализ, похоже, подтверждает, что трансгрессионная концепция начинает формировать свою идентичность.

“Независимо от того, каковы будут судьбы концепции трансгрессии, независимо от того, как будущие поколения изменят свое представление о человеке, человек останется тем, чем был до сих пор: деятелем, преодолевающим границы своих достижений, творцом и разрушителем ценностей. Всегда он будет оставаться человеком трансгрессивным... или его не будет вовсе” (Там же, с.411).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специальные работы, монографии, статьи, посвященные отдельным проблемам коммуникации,  как переводные, так и польские, составляют значительный вклад в дело изучения проблемы. Тем не менее, пока нет такой работы, которая давала бы общую ориентировку во всей совокупности знания о коммуникации. Мы считаем, что хотя бы отчасти эту роль выполнит книга, которую я передаю в руки Читателя.

Эта книга, как я уже говорил, для тех кто хочет получить основы общего знания о процессах коммуникации. Кроме того, она доступна и для всех, кто интересуется проблематикой коммуникации, поскольку ее чтение не требует специальной подготовки, а польза, полученная от чтения, может оказаться несомненной.

Нет более насущной проблемы, чем понять жизнь общества и созданных человеком институтов в плане рационального решения проблем человеческой цивилизации. В задачу социальной коммуникации входит понять то, что рационально в социальном поведении человека и в созданных им институтах. Если бы это понимание можно было использовать с тем, чтобы сделать отношения между людьми более человечными, то это стало бы самым большим подарком, который наука когда-либо делала человечеству.

В каждой научной дисциплине на любом из этапов ее развития существуют центры живого интереса, где работают над новыми проблемами, или по-новому всматриваются в старые проблемы. Для того, чтобы посмотреть на нынешнее состояние и на перспективы развития социальной коммуникации, стоит отметить тот факт, что много существенных достижений этой дисциплины не потеряло своей ценности, хотя на многие вещи уже можно   взглянуть по-другому. Впрочем, необычайно трудно определить, какое значение может иметь та работа, что вершится в наши дни, поскольку современная электроника, средства обработки и передачи информации могут сделать возможным то, чего коммуникация не смогла бы осилить самостоятельно.

У многих читателей этих замечаний о роли, выполняемой социальной коммуникацией, может возникнуть вопрос, почему эта роль столь велика. Косвенно об этом может свидетельствовать обилие самых разных определений, даваемых коммуникации в гуманитарной литературе. В отношении новых представленных способов определения проблематики коммуникации я поступил довольно либерально, отнеся к коммуникации все наиболее важные вопросы, которые входят в границы термина “СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ”, не выступая при этом против привычного употребления этого термина. Мотивом такого либерализма было вполне понятное желание проинформировать читателя о наиболее важных проблемах одного из разделов гуманитарного знания.  Кроме того, нам важно было также показать читателю и главные пути, по которым идет поиск решения поставленных проблем.

Теории, нормы, принципы или типы коммуникации имеют особое значение для консолидации группы. И это всегда представляется психологически удачным. Существуют определенные способы планирования и строительства стратегии коммуникации, ставящие своей целью не только благо индивидов, но и солидное влияние на различные социальные моменты. А поскольку акцентирование совершенно не означает абсолютизации, я хотел бы для отвода возможных недоразумений закончить свои заметки наброском собственной теоретической позиции. В ее основе - последовательно разработанная система, а ее выбор был предопределен не только прагматическими соображениями, но и жизненной проблематикой. Потребность в этом направлении, определенная общественными отношениями, настолько элементарна, что из-за ее неоспоримой ценности ее можно отнести ко всему обществу. Предлагая свою концепцию, я в то же время не забываю о том, что проблема понятий, терминологии. всегда является вопросом договоренности, т.е. дискуссионным. Наблюдающего за жизнью не удивляет потребность людей в общении, признание которой не только вопрос врожденных навыков или личных склонностей, но непременное условие социального функционирования. Если педагоги наблюдают у подрастающей молодежи неприязнь к скептицизму и потребность верить во что-то, то прежде всего - вера в ценности коммуникации, общения делает возможным правильное социальное функционирование каждого из нас и среди других.  Важность вопросов, поднимаемых в процессе коммуникации, тогда гарантирована. Подчеркивая ту важность, какая придается социальной коммуникации, мы указываем не только на значение этой субдисциплины, но и на те выходы, которые связаны с вариантами возможных значений. Возможно, понятие социальной коммуникации не слишком прозрачно на уровне дефиниции, но когда люди говорят о ней, то имеют в виду прежде всего все то, что связано с согласованным действием, взаимной помощью, с ясным осознанием тех взглядов, которые определяют отношения между людьми.

Читатель имеет право спросить, поможет ли ему эта книга в установлении отношений с другими людьми и в решении личных трудностей. Станет ли он лучше разбираться в людях, если освоит азы коммуникации? Сможет ли умно строить свои отношения с другими, с ближними и с коллегами по работе? Легче ли ему станет приобрести друзей? Ответы на эти вопросы не так просты, потому что вовсе не просто применить знание к решению своих проблем. Эта книга - не собрание житейских советов и не методики воздействия на людей.  Наука, по сути дела, - это технология решения проблем на основе понимания проблем. Социальная коммуникация (и ее интердисциплинарный характер) делает упор на поиске общих принципов, законов, которые дают такое понимание в решении практических проблем общества. Поэтому что умение дать критическую интерпретацию мира позволяет понимать и понять действительность.

 

 

Библиография:

 

Józef Podgórecki Licznostnyje determinanty socjalnoj komunikacji, Ministerstwo Obrazowanja Rosyjskiej Federacji, Uniwersytet im. M. W. Łomonosowa 1999 ss. 187

Józef Podgórecki Paradigmy Sowreniennoj Socjalnoj Komunikacji, Ministerstwo Obrazowanja Rosyjskiej Federacji. Moskowskij Gosudastwiennyj Uniwersytet im.                                M. W. Łomonosowa, Moskwa 2001 ss. 224

Józef Podgórecki Socjaline komunikacija mokytojams, Wilno 2005

Józef Podgórecki Osobowościowe wyznaczniki komunikacji społecznej , Opole 2005