Философия, 2

Тарасенко А.А.

Белорусский государственный университет физической культуры

Некоторые аспекты реализации личной свободы в условиях рыночного господства

Одной из претензий общества, соответствующего  статусу постиндустриального, выступает попытка разрешения проблемы существования института частной собственности.

С позиций классического либерализма именно этот социальный институт в высшей своей форме частного предпринимательства выступает самым надежным гарантом свободы индивида, исключает политический произвол со стороны властей. Могущество гражданского общества основано прежде всего на том, что абсолютно большая часть произведенного в стране непосредственно принадлежит многоликому предпринимательству и тем, кто на него работает. Защита общества, отдельного индивида от самых примитивных и диких форм политического насилия выступает самым значимым достижением института частной собственности.  Однако данная ступень высвобождения человека, являясь исторически неизбежной, фундаментальной, является лишь подготовительной, за которой, собственно, и начинаются проблемы раскрепощения личности.

При всем многообразии идеологических пристрастий разных социальных слоев западных стран уверенно сохраняется (на уровне предрассудка) представление о безусловном доминировании в обществе ценности свободы индивида, обязательно отраженной в извечной святости института частной собственности. Исторически обретенная незыблемость данного института получает характер самодостаточности в утверждении как самой свободы, так и ее содержания.

Свобода человека, основанная на праве владения, реализуется в самой естественной для нее среде обитания – рыночной, которая в качестве господствующей смогла оформиться лишь как капиталистическая. Отмеченная сращенность свободы и собственности создает представление о капитале как наиболее адекватной форме реализации человеческой свободы.

В современном западном обществе самые захватывающие способности человека связаны с предпринимательской жилкой, чутьем, позволяющим ублажить перенасыщенный рынок, который в основе не может не ориентироваться на массовость, доступность, а потому и заведомо определенный уровень пошлости.  Смышленый, пронырливый, нахрапистый в такой системе всегда побеждает и подчиняет утонченность и камерность любого самого изощренного таланта, напрямую меркантильно не заземленного.

Отсутствие перспективной (по крайней мере – обозримой) альтернативы институту частной собственности как основе уклада жизни общества не позволяет вывести последнее за пределы экономического бытия. Любые самые дерзкие социальные программы поневоле ориентированы лишь на перераспределение совокупного общественного капитала, в истоках которого невозможно найти ничего, кроме многообразных форм предпринимательства. Таким образом, реализация личной свободы зажата рамками стоимостных отношений.

Оценка успеха человека денежным мешком несопоставимо эффективнее, чем красногвардейским штыком, колючей проволокой, благосклонностью хронически нерадивого начальства. Однако самомнение индивидов и даже гобщества, признающих стоимостный критерий свободной самореализации в качестве основного, атрибутивного, способно загубить сам процесс раскрепощения.

Стоимость – это не призрак, не пустая абстракция, а объективно выверенная интегральная характеристика всего общества как системы довольно прихотливого обмена формами жизнедеятельности. При всех неоспоримых достоинствах стоимостного опосредования данное отношение страдает генетическим безразличием к любым проявлениям культуры. Сеть не удерживает воду. Стоимость даже не «намокает», поскольку не в состоянии зафиксировать идеальность природы социо-культурных форм.

Таким образом, реализация индивидуальной свободы в условиях господства стоимостных отношений существенно отягощена двумя факторами. С одной стороны она упирается в респектабельные миражи безудержного потребительского жора, иссушающего, опустошающего нутро своей бесперспективностью. А с другой – подгоняют иррациональность, свирепость форм тоталитаризма, пытавшегося в прошлом столетии содержать десятки миллионов в полном бесправии. И если отторжение последнего фантома естественно, очевидно, эффектно и уж точно выгодно, то осознание пагубности и нелепости первого требует от человека трезвости и немалого мужества.

 

 

Сведения об авторе:

Тарасенко Александр Арнольдович

Домашний телефон  3 34 46 24

e-mail     atar3956@mail.ru