Ж.Д. Жукешева, С.И. Избасарова

 

Институт психологии, Казахстан

 

Факторы возникновения зависимых форм поведения

у вовлеченных в террористическую деятельность

 

Понятие аддиктивное (зависимое) поведение охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм, в том числе к компьютеру и обильной еде, гиперсексуальность, религиозная зависимость. Проблема аддиктивной настроенности всеобща и касается всех – хотя бы потому, что аддиктивное поведение по сути своей является ущербно-адаптивным в сложных условиях современной жизни.

Аддиктивное поведение сегодня является проблемой подавляющего большинства населения развитых стран. Его можно рассматривать как попытку бегства от реальности в некое пространство, где можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы снова вернуться в угнетающую ситуацию реальной жизни [1].

Если вопросы, касающиеся алкоголизма и наркоманий как форм зависимого поведения, сегодня считаются более или менее изученными, то проблема, связанная с людьми, имеющими потенциальную склонность к религиозной зависимости, оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой. К тому же она рассматривалась психологами недостаточно целенаправленно и лишь в общем контексте. С таким подходом можно было мириться до тех пор, пока не возникли серьезные задачи профилактики вовлечения мирного населения в религиозно-экстремистскую и террористическую деятельность в виду её все более широкого распространения в мире и выяснения причин возникновения.

Как известно, рост распространения деструктивных элементов часто коррелирует с проблемами экономического, социального порядка, которые периодически переживаются мировым сообществом, то это могло и может ещё привести к повышению числа лиц с предрасположенностью к религиозной зависимости, легко уязвимыми для адептов деструктивных культов, экстремистских и террористических ячеек.

Почему эти малопривлекательные поведенческие стратегии могут проявиться у людей практически в однородной среде при всеобщем относительно стабильном положении, например, в одном служебном коллективе?

Во-первых, даже в экономически развитом и стабильном обществе  существуют определенные трудности, характерные нашему времени. Не секрет, что в современной жизни иногда успешность одного человека означает неудачу для другого. Соревновательность и соперничество являются решающими факторами в социальных отношениях. Следовательно, современный человек должен стать напористым и агрессивным, способным «оттолкнуть» соперников с дороги, с одной стороны, а с другой, должен уравновешивать эти устремления теми общечеловеческими и религиозными идеалами, которые запрещают ему быть эгоистом [2].

Кроме того, по экономическим причинам потребности человека в наше время стимулируются не только рекламой, но и образцами «хорошей, сытой» жизни, успехами других людей, а декларируемая в обществе свобода и независимость, автоматически повышает притязания каждого члена общества.

Тем не менее, для большинства людей по понятным причинам, реализация многих потребностей и возможностей жестко ограничена. И тогда потенциально склонные к зависимому поведению, не смогут преодолеть трудности без ущерба для себя. Их конфликты могут усилиться до такой степени, что сделают какое-либо удовлетворительное решение невозможным [2].

Существуют, кроме того, и различные тяготы профессиональной деятельности. Они также могут осложнить личные проблемы людей. Общеизвестно, что специфика избранной специальности в обязательном порядке требует индивидуально-личностной созвучности. А так как довольно многие выбирают профессию только для того, чтобы реализовать какие-то личные желания и потребности, а все прочие условия не учитывают, то очень скоро, при непредвиденных трудностях, у них могут развиться стрессовые состояния, средством защиты от которых может стать потребность в социальном участии, религии и т.д. [3].

На самом деле тема формирования механизмов зависимого поведения, особенно психологических, исследована мало. При психологическом подходе к вопросу о причинах становления зависимых форм поведения, внимание обращается, как правило, на совокупность черт, делающих личность уязвимой, неустойчивой.

Кемпински А. ссылался на «дионисийское начало» в основных устремлениях человека, которое нередко приводит его к зависимости [4].  Это же отмечала и Хорни К. [2]. Такая же интерпретация удовлетворения, которое достигается и в мазохизме, приведена Фроммом Э. [5]: достижение удовлетворения посредством погружения в забытие, в горе, в боль является выражением общего принципа нахождения удовлетворения через потерю собственного «я» посредством растворения своей индивидуальности в чем-то большем, путем избавления «я» от сомнений, конфликтов, болей, ограничений и изоляции.

Обзор психоаналитической литературы, посвященной проблеме природы аддикций, проведенный нами в поисках конкретных характерологических конструкций, являющихся решающими при прочих равных условиях в становлении аддиктивных форм поведения, позволил установить наиболее важные причины возникновения зависимостей.

Согласно психоаналитическим исследованиям [6], понятие аддиктивное поведение охватывает различные типы этой стратегии. Их питает мощная сила подсознания.

Фрейд З. утверждал, что «бессознательное – это то, что настаивает». Следовательно, невротическое развитие личности, сужающее диапазон адаптивных форм поведения человека, является решающим фактором в развитии аддикций. И чем дисгармоничнее развита личность, тем выше риск появления аддиктивного поведения. Таким образом, риск возникновения религиозной зависимости напрямую зависит от степени зрелости или уровня функционирования личности (т.е. уровня зрелости и гибкости защит) [7].

Вёрмсер Л., исследуя проблемы аддиктивного поведения, пришел к выводу о том, что аддиктивность включена в сущность невротического процесса (в тяжелой форме) [8]. Макховек Ф. считает, что внутрипсихическая динамика личности повышает восприимчивость к вербовке в экстремистские и террористические организации.

Сингер М., Эш С. в своих публикациях указывают, что некоторых людей делают особенно уязвимыми для культовых манипуляций следующие факторы: высокий уровень существующего в настоящее время страдания, отсутствие подлинной системы религиозных верований/ценностей и склонность личности к зависимости, о чем свидетельствуют недостаток внутреннего руководства, нехватка адекватного самоконтроля, низкая терпимость по отношению к двусмысленности, неоднозначности, восприимчивость к трансовым состояниям [Цит. по 9].

Таким образом, при попытке понять причины приобщения некоторых людей к деятельности деструктивных организаций, вывод о ведущей роли личностного дефекта в возникновении аддикций довольно существенен.

Проанализировав различные взгляды психоаналитически ориентированных ученых на природу зависимого поведения за последние двадцать – тридцать лет, мы собрали некоторые, полезные для нашего понимания причин возникновения зависимости, сведения [6]:

1) психологический дефицит при некоторых состояниях (невроз характера) становится причиной определенной модели поведения, в эту группу входят и некоторые индивиды с аддиктивными формами поведения;

2) все случаи вовлечения в деструктивные организации имеют защитную и адаптивную функции; религиозную зависимость можно рассматривать как адаптивное поведение, направленное на то, чтобы на некоторое время повысить способность владеть собой и функционировать;

3) не существует одного типа человека, склонного к религиозной зависимости, игнорирование личностных различий и индивидуальных психологических проблем затрудняет попытки понять, какие факторы становятся причиной вовлечения в террористические и экстремистские организации;

4) главной причиной всех аддиктивных расстройств считается страдание, а не стремление к удовольствию или наличие деструктивных мотивов;

5) религиозная зависимость, способствующая вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность, служит замещением дефекта в психологической структуре (1971). Данный дефект, по мнению Кохута Х., проистекает из самой ранней фазы отношений «родитель-ребенок», ведь только в оптимальных условиях у человека развивается чувство собственной ценности, возникают ведущие жизненные установки и стремления, закладывается здоровая способность к независимому существованию.

Таким образом, указанные исследования довольно убедительно демонстрируют, что религиозная зависимость провоцируется предрасположенностью психической структуры личности. Человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать их, если он поддерживает здоровые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе. Травмы и психические повреждения, которые переживают на протяжении своего развития отдельные люди, сочетаясь с факторами биологической, генетической восприимчивости, определенными культурными нормами и социальными условиями, усиливают психологическую уязвимость.

Итак, данный материал может стать несомненным ориентиром для психологов, занимающихся проблемами психологии терроризма и религиозного экстремизма. В большинстве случаев террористами и экстремистами становятся люди, которые имеют серьезную предрасположенность стать зависимыми или являются религиозно зависимыми. И суть психокоррекции будет состоять в выявлении решающих факторов, инициировавших возникновение религиозной зависимости у конкретного лица. При этом надо обращать внимание на символическое значение, которое может иметь участие в террористической группе для изучаемого человека.

 

Литература:

 

1. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 2004. – 592 с. – (Библиотека практической психологии).

2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – Москва: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.

3. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – СПб.: Речь, 2002. – 67 с.

4. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-320 с. – (Серия «Библиотека зарубежной психологии»).

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – Минск: ООО «Попурри», 1999. – 624 с.

6. Психология и лечение зависимого поведения. // Под ред. С.Даулинга. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2000.- 240 с.

7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2003. - 480 с.

8. Вёрмсер Л. Психоаналитические размышления об этиологии компульсивного употребления наркотиков // Психоаналитические концепции наркозависимости: Тексты. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. – 474 с.

9. Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч.ред. Е.Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2008. – 392с. ***