Категория «взаимодействие» в системе социально-гуманитарных наук

Жекибаева Б.А., доцент кафедры педагогики

КарГУ им. Е.А. Букетова

Исследуя проблему нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся, мы пришли к выводу о том, что ключевым понятием в его анализе является категория «взаимодействие», и в качестве исходной позиции его познания нами были изучены основные теоретические положения философии, психологии и педагогики, раскрывающие сущность изучаемого феномена.

Анализ степени разработанности категории «взаимодействие» в социально-гуманитарных науках позволяет утверждать, что в философии она является начальной, исходной, родовой категорией, которая трактуется как «…категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [1, с. 98]. Из определения философского словаря следует, что взаимодействие предполагает своей целью познание свойств объекта независимо от того, возникло оно стихийно или организованно. Кроме того, согласно данному определению, основной функцией взаимодействия является отражение новообразований, которые происходят вследствие воздействия определенных объектов действительности друг на друга.

Данное допущение подтверждается теоретическим анализом научных трудов и исследований Ж.А. Абдильдина, К.А. Абишева, А.Н. Аверьянова, А.С. Балгимбаева, А.А. Брудного, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, Б.М. Кедрова, А.М. Нысанбаева, И.И. Жбанкова [2-8]. Следовательно, любое явление, объект, состояние может быть понято только в связи с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловленно.

Общепризнанным положением в философии является рассмотрение категории «взаимодействие» как явления, процессов окружающей действительности отображаемых ими, как некой целостности, системы, развивающейся во времени и пространстве.

Взаимодействие – всеобщая форма связи. Мир, в котором мы живем, неисчерпаем по многообразию связей, отношений. Эти связи могут быть постоянными и временными, необходимыми и случайными, устойчивыми и неустойчивыми. Человек в своей практической и теоретической деятельности изучает их, дифференцирует, выделяет в них общее, специфическое, особенное. Отдельные виды связи изучаются конкретными науками, система же связей в целом – одна из фундаментальных философских проблем, которая описывается, прежде всего, с помощью категорий взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношение.

Любое взаимодействие, с философской точки зрения, предполагает обмен, характер которого зависит от уровня развития взаимодействующих объектов, выражающийся в их взаимном воздействии друг на друга, взаимной зависимости, взаимном изменении. Таким образом, взаимодействие есть динамическая связь, в процессе которой происходит изменение сторон.

Взаимодействие носит универсальный характер, в чем выражается взаимная связь всех структурных уровней материи, способ её усовершенствования, материальное единство мира. Ещё Гегель в «Науке логики» писал о том, что при анализе взаимодействия нельзя упустить ни одну из его составляющих и только комплекс связей даёт возможность понять взаимодействие объектов.

Категория взаимодействия является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта (субъекта), необходимо выявить его закономерные взаимодействия. Любой объект (субъект) может быть понят лишь в системе отношений и связей с другими явлениями, их частями, сторонами, свойствами. Взаимодействие не только исходный, но и конечный результат [2, с.37].

Таким образом, одной из сущностных характеристик взаимодействия является всеобщая связь любых систем, в процессе которой происходит изменение сторон. Взаимодействие это процесс, происходящий по меньшей мере между двумя объектами в определенном промежутке времени, когда изменение состояний объектов происходит не просто согласованно, а взаимообусловленно. Следовательно, сущностной характеристикой взаимодействия является взаимообусловленность изменения сторон.

Одной из особенностей взаимодействия является причинно-следственная обусловленность. В силу этого оно является основой системы, ибо она всегда предполагает (в форме взаимодействия) связь её элементов, компонентов. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур.

Важной сущностной характеристикой взаимодействия является двусторонность связей, в которых исключается абсолютно первичное и абсолютно вторичное. Характерно, что взаимодействие рассматривается как противоречие системы, источник её движения. Противоречия выражаются в форме борьбы и сотрудничества. Эти формы качественно различаются: борьба предполагает самосохранение, развитие функционирования одной за счет другой, отталкивание, устранение другой стороны, подавление ее. Она приводит либо к уничтожению взаимодействующих сторон, либо стимулирует их развитие, либо качественно их видоизменяет; сотрудничество же обеспечивает самосохранение взаимодействующих сторон путем их взаимного упрочения, обогащения, поддержки. Во взаимодействии людей выявляется такая существенная характеристика - осознанность и целеположенность. Эта характеристика определяет и формы этого взаимодействия – сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение.

Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что взаимодействие как философская категория характеризует одновременно и всеобщий тип связи явлений окружающей действительности (взаимное воздействие, взаимное изменение), и специфический процесс обмена между ними веществом, энергией, информацией, и динамическую систему развивающихся отношений (борьбы и сотрудничества) [2-8].

Изучение диалектического материализма и трудов современных философов позволяет выделить следующие сущностные характеристики взаимодействия как реального явления:

·       всеобщую форму связей любых систем и одновременноть существования объекта (субъекта);

·       системность и двусторонность связей;

·       осознанность и целеположенность;

·       взаимообусловленность изменения сторон и внутреннюю взаимоактивность субъектов;

·       субъект-субъектные и субъект-объектные отношения внутри системы.

Таким образом, взаимодействие как философская категория отражает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи на всех уровнях материи. В каждый определенный отрезок времени характер этих процессов не остается неизменным и принимает то форму содействия (сотрудничества), то противодействия (борьбы), которые выступают в единстве и взаимообусловленности.

Список использованной литературы:

1.     Философский словарь. Под ред. И.Х Фролова. – М.: Политиздат, 4 изд., 1981. – С. 98.

2.     Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1977. - 303 с.

3.     Абишев К.А. Проблема субъекта и объекта в марксистской философии. - Алма-Ата: Казахстан, 1975. - 192 с.

4.     Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968. – 262 с.

5.     Каган М.С. Философия культуры. – СПб: Петрополис, 1996. – 416 с.

6.     Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук.- М. - 1972 - 170 с.

7.     Нысанбаев A.M., Абдильдин Ж.М., Диалектико-логические принципы построения теории. - Алма-Ата; Наука, 1973. – 420 с.

8.     Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия: философский очерк. - Минск: Наука и техника, 1971. - 144с.