Социология/Современные технологии социологического опроса

Е. В. Соколова

Сибирский государственный  технологический университет, Россия

Социальное бессмертие в массовом сознании современной студенческой молодежи

 

Бессмертие человека – это социальная проблема, зависящая от содержания и смысла прожитой им жизни. В основе каждой концепции смысла жизни лежат представления о бессмертии, в которых проявляется жажда жизни, присущая всем людям, хотя и далеко не всегда осознаваемая. Практически в каждой культуре смерть является логическим продолжением жизни, а образ смерти – искажённым отражением облика жизни. Некоторые люди, в основном убеждённые в собственной неуязвимости, действуют в жизни как герои, часто не задумываясь о других людях и о собственной безопасности. Другие же пытаются преодолеть болезненное чувство одиночества перед лицом смерти, используя слияние с любимым человеком, с общим делом, с тем или иным сообществом или даже с Богом. В конечном итоге именно страх смерти лежит в основе всех религий, и каждая из них по-своему стремится смягчить боль осознания конечности бытия.

Несмотря на сверхнадёжные, освящённые веками способы защиты, человек никогда не может полностью побороть страх смерти. Он всегда присутствует в нашем разуме. Однако патологический страх перед смертью характерен только для индивидуалистического мировоззрения, это результат бесцельно, бессмысленно прожитой жизни. И наоборот, чем сильнее человек связан с делом, которому он посвятил жизнь, с людьми, которые продолжают это дело, тем меньше он испытывает страх перед естественным концом.

В связи с этим мы выделили шесть основных представлений о смерти и бессмертии, которые взяли за основу при исследовании отношений современных студентов к потенциальному бессмертию. Это –  социально-творческое – «после смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди»; социально-демографическое – «после смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках»; христианское – «после смерти человека его душа попадает в ад или рай, в зависимости от того, как он прожил жизнь»; буддистское – «после смерти душа человека вновь появляется в этом мире, но уже в ином телесном облике»; нигилистическое - «после смерти человека исчезает всё, поэтому любые  дела и стремления напрасны» и потребительское – «после смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно».

Основной эмпирической базой являются исследования, проведенные автором в 2004 и 2010 гг. Всего в исследовании приняло участие более 900 студентов различных вузов городов Красноярского края. С целью анализа динамики смысложизненных ориентаций студенческой молодежи полученные в ходе проведения опроса результаты сравнивались с результатами социологического исследования, проведённого профессором В.Г.Немировским в 1988 году по сопоставимым методикам.

Как показали результаты исследования, современная молодёжь так же, как и в 1988 году, в целом хорошо усвоила представления о социальном бессмертии. Так, 56% респондентов в 2004 году и 58% – в 2010 году выразили своё согласие с утверждением, что «после смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди», что свидетельствует о доминировании в массовом сознании современных студентов социально-творческого смысла жизни. Второе ранговое место занимает социально-демографическая смысложизненная концепция – более одной трети респондентов в 2004 году указали на то, что после своей смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках. В 2010 году ориентация студенческой молодежи на социально-демографический смысл жизни существенно возросла (с 37,4% в 2004 году до 55% в 2010 году). Это может быть связано с позитивным изменением демографической политики в России, результаты которой повлекли за собой увеличение рождаемости как в стране в целом, так и в Красноярском крае, в частности.

Сопоставив полученные в нашей работе данные с результатами исследования 1988 года, мы можем сделать вывод о том, что представления студентов разных поколений практически совпадают в отношении двух переменных, то есть студенты 1988 года, так же, как и современные студенты, больше ориентированы на социально-творческий и социально-демографический смысл жизни. Так, свыше половины респондентов  в 1988 году считали, что «после смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди» и 1/3 опрошенных выразила согласие с утверждением, что «после своей смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках».

В то же время для многих современных студентов большое значение представляют религиозные концепции социального бессмертия. Так, 28% респондентов в 2004 году полагали, что «после смерти человека душа его попадает в ад или рай в зависимости от того, как он прожил жизнь». В 2010 году с этим утверждением согласилось уже 38% опрошенных студентов, что коррелирует с их характеристикой образа своего желаемого будущего. 36% студентов указали «веру в бога» в качестве основной характеристики, присущей их будущей жизни. В 2004 и 2010 гг., по сравнению с 1988 годом, возросло количество студентов, полагающих, что «после смерти человека душа его вновь появляется в этом мире, но уже в ином телесном облике». Если в 1988 году с этим утверждением были согласны 20% студентов, то среди современных студентов таковых уже почти 35%. Как видим, в массовом сознании молодежи распространяются «буддистские» представления о бессмертии.

Нигилистическое представление о смысле жизни – «после смерти человека исчезает всё, поэтому любые дела и стремления напрасны», в целом оказались неприемлемыми для большинства студентов, а к 2004 году количество студентов, согласных с этим утверждением, даже снижается: с 10% в 1988 году до 4,3% в 2004 году и до 2% в 2010 году.

Тем не менее, в массовом сознании современной студенческой молодёжи наблюдается явная негативная тенденция по отношению к потенциальному бессмертию. Так, более 30% согласны с утверждением, что «после смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно». Это свидетельствует о доминировании в сознании студентов потребительской или даже гедонистической ориентации, препятствующей духовному развитию индивида. Такие молодые люди просто не верят в своё социальное бессмертие и поэтому считают, что жизнь одна и прожить её нужно только с пользой для себя, в богатстве и праздности, отсюда и помогать другим людям, по их мнению, не имеет смысла.

Интересные результаты даёт сопоставление мнений современных юношей и девушек о социальном бессмертии. Так, девушки в большей мере, чем юноши, выразили согласие с христианскими представлениями о бессмертии, и гораздо сильнее, чем молодые люди, склонны верить в реинкарнацию. Кроме того, девушки, в отличие от юношей, оказались больше ориентированы на социально-демографический и социально-творческий смысл жизни. Молодым люди, напротив, в большей степени присуща нигилистическая и потребительская ориентация. Явно выраженной в их сознании оказалась и потребительская ориентация. Меньше всего молодые люди верят в реинкарнацию и в то, что после смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках.

Сопоставление результатов факторного анализа показало, что представления современной молодёжи о потенциальном бессмертии абсолютно аналогичны тем, которые были у молодёжи в 1988 году. Так, в массовом сознании студенческой молодёжи не существует какого-либо единого чётко выраженного представления о потенциальном бессмертии. Результаты факторного анализа свидетельствуют о сохранении симбиоза различных ориентаций, начиная с социально-творческой и заканчивая нигилистической, свидетельствующей о полном неверии студентов в возможность какого-либо продолжения собственной жизни.

 Таким образом, утрата смысложизненных ориентиров, стремление «жить одним днём» способствует появлению и развитию у молодых людей страха смерти. И чем слабее надежда не социальное бессмертие, тем сильнее человек оказывается подверженным этому страху. Особенности мироощущения непосредственно связаны с концепциями смысла жизни. Так, созидательно-альтруистическая, социально-творческая и социально-демографическая смысложизненные концепции проявляются в оптимистическом мироощущении, а престижно-потребительская и гедонистическая концепции смысла жизни выражаются в трагическом и ожесточённом мироощущении. Оптимистическое мироощущение формируется в условиях, способствующих удовлетворению наиболее важных потребностей человека. Противоположные ситуации приводят к развитию трагического или ожесточённого мироощущения, препятствующего обретению и реализации человеком правильного смысла жизни, лишающего его надежды на социальное бессмертие.