ТАФАЕВ Г. И.
Доктор исторических наук, профессор
Чувашский государственный педагогический
428000, Россия, Чебоксары, ул. К.Маркса, 38;
e-mail: tafajev@gmail.com
ПЯТЬ ЭТАПОВ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
БОЛГАРО-ЧУВАШСКОГО НАРОДА (АЛТАЙСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА)
Особую актуальность эта тема приобрела в связи с тем,
что в сороковые годы «камнем преткновения» для ученых стала история татар. В
1944 г. постановлениями ЦК ВКП(б) и Татарского обкома ВКП(б) историю
татарского народа запрещалось связывать с историей Золотой Орды. В итоге
татарскими историками был сделан акцент на изучение прошлого Волжской Болгарии
и, следовательно, казанских татар они стали считать главным образом потомками
волжских болгар. Научное обоснование этногенеза казанских татар было
«узаконено» в апреле 1946 г. на сессии Отделения истории и философии АН СССР и
Казанского филиала АН СССР.
В.Д. Басманцев
В 2014 году историческая общественность России
получила прекрасную, но, к сожалению, не завершенную монографию академика В.Д.
Димитриева. Книга имеет название «Чувашский народ в составе Казанского
ханства», а он перед смертью мы часто
общались и долго обсуждали о названии монографии. Я
предлагал назвать монографию:
1.
«Болгаро-чувашский народ
в составе Золотой Орды».
2.
«Болгаро-чувашский народ
в ордынскую эпоху» и предлагал включить Казанское ханство в данную хронологию
(1243 – 1552гг.).
Мой учитель, академик В.Д. Димитриев назвал по-своему:
«Чувашский народ в составе Казанского ханства». Хронология ханства двойная:
- 1445-1552 гг.
- 1438-1552 гг.
А если мы посмотрим в разрезе выхода
болгаро-чувашского народа из ханства, то можно отнести к 1551 г. Но В.Д.
Димитриев считал, что болгарский народ существовал в годы Золотой Орды, а в
условиях Казанского ханства можно говорить о чувашском народе. Такова его
позиция. На этой позиции он остался, так как в феврале 2013 г. он скончался.
Мы, фонд «Волжская Болгария», 18 января 2014 г.
провели первые «Димитриевские чтения». Составитель монографии Д.В. Басманцев в
предисловии так описывает деятельность почетного директора МИКФ «Волжская
Болгария», академика В.Д. Димитриева.
Мы приведем из предисловия замечательный отрывок: «Несмотря на «политическое решение»
этногенеза казанских татар, чувашские гуманитарии в 1940—1950-х гг. все больше
убеждались в правоте «ашмаринской теории», которая говорила о
болгаро-чувашской преемственности. На научной сессии по проблеме происхождения
чувашского народа, проходившей 21—22 мая 1956 г. в ЧНИИ, приняли участие
член-корреспондент АН СССР Б.А. Серебренников, доктор исторических наук,
профессор А.П. Смирнов, кандидаты исторических наук П.В. Денисов, И.Д.
Кузнецов, языковед Н.А. Андреев и др. На этом форуме В.Д. Димитриев выступил с
докладом «Некоторые исторические данные к вопросу об этногенезе чувашского народа».
Научные доклады и сообщения, дискуссии по ним были опубликованы в книге «О
происхождении чувашского народа». В ней отражены основные дискуссионные,
сложные и малоизученные вопросы становления чувашского этноса. Главным, как
резюмировал в своем выступлении заведующий сектором истории ЧНИИ П.Г.
Григорьев, было единое мнение о том, что чуваши не являются автохтонами, а
формировались из различных этнических групп при преобладающем влиянии пришлых
тюркоязычных племен.
Данный научный форум придал ученым-чувашеведам мощный импульс. В.Д. Димитриев продолжил изучение имеющихся
источников и основных этапов происхождения и пройденного исторического пути
родного народа. Он находился в непрерывном научном поиске по вопросам
этногенеза и истории чувашей болгарского, золотоордынского и казанского
периодов. В 1958—1959 гг. ученый
подготовил и опубликовал ряд научных статей об истории чувашского народа с
древнейших времен до позднесредневекового времени, в том числе в
соавторстве с И.П. Паньковым. Благодаря новым веяниям в исторической науке в конце 1950-х гг., теория о болгаро-тюркском
происхождении чувашей получила «второе дыхание», она стала определяющей в ходе
развития чуваше ведения.
По этой проблеме В.Д. Димитриев трудился вместе с коллегами. В 1962 г.
увидела свет статья, подготовленная им совместно с А.Б. Булатовым, «Параллели
в верованиях древних суваров и чувашей. В 1966 г. были опубликованы главы в
коллективной монографии «История Чувашской АССР», посвященные истории
тюркоязычных предков чувашей в древности, во
времена
существования Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В начале
1970-х гг. В.Д. Димитриев приступил к изучению новых вопросов. Это были
причины и предпосылки падения Казанского ханства, добровольный переход населения
Горной стороны в состав России и т.д.
Под руководством В.Д. Димитриева в книге «Болгары и чуваши» (1984)
впервые всеобъемлюще были отражены накопленные в предыдущие десятилетия
научные знания. В ней систематическое и аргументированное изложение получили
письменные и археологические источники, этноязыковые и этнокультурные
параллели и взаимоотношения болгаро-суваро-чувашей, бесермян (потомков болгар).
Статья В.Д. Димитриева «О последних этапах этногенеза чувашей» была посвящена
историографии заявленной проблемы, знакомила с широким кругом источников. В
работе были показаны различные взгляды исследователей и противоречия
приводимых аргументаций, несостоятельность, как он считал, научных конструкций
его оппонентов.
В работах ученого наблюдается четкое следование за источниками, их
всестороннее и глубокое аналитическое изучение»[1].
«Как отмечает В.Д. Димириев, активно по данной
хронологии работали: Б.А. Серебренников, А.П. Смирнов, П.В. Денисов, И.Д.
Кузнецов, Н.А. Андреев, П.Г. Григорьев, И.П. Паньков, А.Б. Булатов, В.П.
Иванов, И.Н. Егоров, Г. И. Тафаев.
Свои позиции академик изложил в десятках монографий,
книг, пособий. Среди них «Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры
чувашского народа» [2].
В своих исследованиях я всегда использую концепцию
моего учителя по болгаро-чувашскому этногенезу. Мы часто встречались по делам
фонда «Волжская Болгария», а также беседовали по проблемам чувашской истории. Я
уже говорил, что предлагал свое видение по названию будущей книги академика. Он
говорил, что работает по книге о Казанском ханстве. Мы встречались за несколько
дней до его кончины. Название осталось «чувашский народ». Моя позиция:
«болгаро-чувашский народ». Я в своих произведениях использую понятие
«болгаро-чувашский народ». Например:
Тафаев Г.И. Древнеболгарская
цивилизация: синтез культур, языков и религий народов Среднего Поволжья:
монография. - Чебоксары: Издательство «ИПК ГУП «Чувашия», 2011.-220 с.
Тафаев Г.И.
Цивилизационный путь развития чувашского народа. - Чебоксары: Издательство ГУП
«ИПК «Чувашия», 2011. - 152 с.
Тафаев Г.И.
Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве. - Чебоксары:
Издательство ГУП «ИПК «Чувашия», 2011. - 200 с.
Мною разработана программа дисциплины «История и
культура родного края».
Содержание разделов дисциплины
№ |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела дисциплины |
1. |
Происхождение чувашского народа, его цивилизационное
развитие до вхождения Чувашии в состав России (до сер. XVI века). |
Историография, источниковая база истории и
культуры Чувашии. Тюркоязычные предки чувашей в древности, их прародина.
Северо-кавказский, волжско-камский, ордынский и российские периоды этнической
истории чувашей и формирование чувашской народности. Цивилизационный подход
в изучении истории и культуры чувашского народа. Основные теории и гипотезы
происхождения чувашского народа: их научная обоснованность и состоятельность
(В. Ф. Каховский, Н. В. Никольский, В. Д. Димитриев.). |
2. |
Материальная культура населения Чувашского
Поволжья (с IX
до сер. XVI века). |
Материальная культура: земледелие, | скотоводство,
пчеловодство, охота, рыболовство; орудия труда; одежда и украшения;
поселения; дом и его конструкция, интерьер жилища; хозяйственные постройки;
бани; мебель и светильники; пища; посуда; весы; музыкальные инструменты;
транспорт; игрушки; оружие; промыслы; экология. |
3. |
Духовная культура населения Чувашского Поволжья (с
IX до сер. XVI века). |
Мироздание и мироустройство: создание мира,
устройство мира, духи и живые существа, языческие обряды (чук), жрецы, чувашский
культ предков. Устное народное творчество: мифы чувашей и
других тюркоязычных народов, чувашские народные сказки, легенды и исторические
сказания («Улып», «Чемень» и т.д.). Чувашское музыкальное искусство: чувашские
музыкальные инструменты, виды чувашских народных песен. |
4. |
Чувашское изобразительное
искусство. |
Изобразительное искусство древних чуваш:
древнеболгарские руны, чувашская одежда, народная вышивка, изделие из глины, древесины, камня, чувашская юпа (юба). Чувашская архитектура:
гг. Болгар, Биляр, Сувар, Веда-Сувар, Тигашево, Таяба. |
5. |
Основные особенности цивилизационного развития
Чувашии (с сер. XVI до нач. XXI века). |
Мирное вхождение Чувашии в состав России и его
историческое значение. Основные этапы христианизации чувашей. Культурное
развитие Чувашии во II пол. XVI — XVIII вв. Влияние русского народа на
культуру чувашей. Развитие системы просвещения чувашей. Н. И. Ильминский. Чувашское
Возрождение: И. Я. Яковлев. Видные деятели культуры, искусства и просвещения
в XIX в. Социально- экономические и
политические условия развития советской культуры в ЧАССР (1917-1991 гг.).
Наука, образование, литература, искусство, здравоохранение, физкультура и
спорт в Чувашской Республике в конце XX - начале XXI вв. |
Фактически вся программа и мои учебные пособия строятся
на цивилизационном концепции изучения истории. Мы часто с В.Д. Димитриевым
беседовали по данной концепции и благодаря этим беседам академик пришел к
цивилизационному пониманию чувашской истории. Он активно поддерживал меня и
данный подход в истории болгаро-чувашского народа.
Составитель Д.В. Басманцев разделил монографию
Димитриева на четыре главы. Следует сказать, в разговоре перед смертью академик
хотел более детально осветить IV Главу, но, к
сожалению, не успел – 8 января 2013 г. он скончался.
Предлагаем ознакомиться с IV Главами, составленными академиком и сформулированным
составителем:
Глава I. Историография и источниковая база истории Казанского
ханства и чувашского народа в нем (1.1. Труды российских
историков, написанные во второй половине XVI — первой половине XX вв.; 1.2.
Политическое решение о происхождении казанских татар от болгар. Литература об
этногенезе татарского и чувашского народов; 1.3. Сочинения представителей
казанской исторической школы конца 40—80-х гг. XX в.; 1.4. Сочинения
представителей казанской исторической школы, опубликованные в 1992—2012 гг.;
1.5. Труды российских историков послевоенных десятилетий; 1.6. Исторические
источники по теме. Задачи исследования; 1.7. Об этнических терминах в
источниках).
Глава II. Образование Казанского
ханства. Его территория, состав населения, социально-экономический и
государственный строй (2.1. Краткий обзор основных этапов этнической
истории чувашского народа; 2.2. Этническая, социальная и политическая
ситуация на территории будущего Казанского ханства (об адаптации «худых болгар»
к новым природно-климатическим условиям); 2.3. Образование Казанского ханства.
Его территория и состав населения. Чувашское население. Численность чувашей.
Завершение формирования чувашской народности; 2.4. Социально-экономический и
государственный строй Казанского ханства).
Глава III. Хозяйственные занятия,
социально-экономическое и политическое
положение, культура чувашского народа (3.1. Сельское хозяйство
(земледелие, скотоводство), охота, бортничество, рыболовство; 3.2. Ремесло,
промыслы, транспорт и торговля; 3.3. Социально-экономическое и политическое
положение служилых и ясачных чувашей; 3.4. Религиозные верования, фольклор,
народные знания, быт, традиции и культура).
Глава IV. Московско-казанские
отношения. Походы и войны на правобережной чувашской земле. Военная служба
чувашей. Социальный протест и движение за свободу (4.1. Отношения Казанского
ханства с Ногайской Ордой и татарскими ханствами, Русским государством и
другими странами; 4.2. Походы и войны на правобережной чувашской земле; 4.3.
Участие служилых и ясачных чувашей в военных действиях; 4.4. Социальный
протест и национально-освободительное движение чувашского народа. Вхождение
правобережных чувашей в состав России. Присоединение ханства к России).
Следует сказать, что автор В.Д. Димитриев использовал
исследования: А.И. Лызлова, А.М. Курбского, Г.А. Федорова-Давыдова, Н.Г.
Сафаргалиева, М. Н. Тихомирова, Н.А. Мажитова, А.Н. Султановой, Д.А. Котлярова,
А.Г. Бахтина, С.М. Каштанова [3].
Г.И. Тафаев предлагает свое видение проблемы с позиции
цивилизационного подхода. В.Д. Димитриев предлагает четыре этапа. Глава II имеет название «Четыре этапа этнической истории R-язычного чувашского народа (до середины XVI века)» Этническую историю чувашского народа до его
вхождения в состав России В.Ф. Каховский делил на периоды: 1) Древнейшие
предки чувашей в Азии; 2) Болгары и сувары в Восточной Европе; 3) Формирование
чувашской народности в составе Волжской Болгарии; 4) Формирование чувашской
народности в XIV—XVI вв. Венгерский лингвист и этнолог Андраш Рона-Таш
разработал периодизацию истории чувашского народа:
Прабулгарский (с I в. до н.э. до начало IV н.э.); 2) Древнебулгарский
(огурский, оногурский) (с IV в. до середины VII в.); 3) Позднебулгарский (с
середины VII в. до 1236 г.); 4) Среднебулгарский (1236—1550 гг.); 5)
Новобулгарский — чувашский (с 1551 г. по настоящее время). Н.И. Егоровым
предложена следующая периодизация этнической истории чувашского народа: 1)
Прототюркская эпоха (с древнейших времен до середины I тысячелетия до н.э.); 2)
Огурская эпоха (середина I тысячелетия до н.э. — начало н.э.); 3) Оногурская
эпоха (начало н.э. — III в. н.э.); 4) Древнебулгарская эпоха (IV—VIII вв.); 5)
Сред- небулгарская эпоха (VIII—XVI вв.), подразделяющаяся на три периода:
1)
Домонгольский (VIII в.—1236 г.);
2)
Золотоордынский (1236—1438 гг.);
3)
Казанский (1438—1552 гг.).
Г.И. Тафаев этническую историю чувашского народа до середины XVI в.
делит на Алтайскую, Север-Кавказскую, Волжско-Камскую и Ордынскую эпоху [4].
По В.Д. Димитриеву свое видение имеют В.Ф. Каховский
(Россия), Рона-Таш (Венгрия), Н.И. Егоров (Россия), Г.И. Тафаев (Россия), В.Д.
Димитриев (Россия).
Г. И. Тафаев делит историю древнеболгарскую и
волжско-болгарской цивилизации на пять эпох:
1. Алтайская трансформационная эпоха до I в. н.эры. При делении используется географический
принцип и хронологический.
2. Северокавказскую эпоху хронологический и
географический принцип. (II – 80 г. VII вв.);
3. Волжско-Камская трансформационная эпоха (VIII – 1236 г.).
4. Ордынская эпоха (с 1243 по 1552 гг.).
5. Российская трансформационная эпоха (сер. XVI в. по сей день).
В.Д. Димитриев предлагает свое деление:
1. Центральноазиатский этап.
2. Северокавказско-северопричерноморчкий этап (с III – X в.).
3. Волжско-Камский этап (с конца VII века до 60-х гг. XIV века).
4. Казанский этап.
По Г.И. Тафаеву, а мы с В.Д. Димитриевым данные
цивилизационные эпохи обсуждали, и академик не критиковал такое деление (на
циклы-эпохи по Г.И. Тафаеву). Расхождения с Г.И. Тафаевым по хронологии и
названиям особенно по ордынской эпохе. По В.Д. Димитриеву
казанский этап – отдельная трагедия чувашского народа. Мы считаем, что в
ордынскую трансформационную эпоху целесообразно включить Казанское ханство.
Обратите внимание на термины:
Г.И.
Тафаев |
В.Д.
Димитриев |
1. Алтайская |
1.
Центральноазиатский
(с древнейших времен до III в.
н.э.) |
2. Северо-Кавказская |
2.Северокавказско-северопричерноморский
(IV—VIII вв.) |
3. Волжско-Камская |
3.
Волжско-камский
(с конца VII — с 60-х гг. XIV вв.) |
4. Ордынская эпоха |
4.
Казанский
(середина XIV в. — середина XVI в.) |
5. Российская эпоха |
|
Данные термины (названия трансформационных эпох)
понятие более широкое и имеет направления трансформации:
- военно-политическое;
- социально-экономическое;
- территориальное;
- этнокультурное (этноязыковое);
- этнорелигиозное;
- этнопсихологическое;
- антропологическое.
Таким образом, все названия трансформации необходимо
рассмотреть в процессе алтайской трансформации древнеболгарской
(древнехуннской) цивилизации (до I в. н.
эры). Аналогичные процессы
(направления) происходили во всех эпохах:
- Северо-Кавказская;
- Волжско-Камская;
- Ордынская;
- Российская.
1. Все семь направлений трансформации по Г.И. Тафаеву
необходимо рассмотреть.
2. При рассмотрении всех процессов трансформации по
Г.И. Тафаеву необходимо проводить исследование проблемы через модули
цивилизации.
- религия;
- территория;
- этносы;
- культура;
- менталитет, традиции;
- экономика;
- техника;
- политика (геополитика).
Сопоставляя модули и направления трансформации можно
более детально изучить все процессы древней, средневековой болгарской
цивилизации. В этом процессе необходимо осмыслить:
- развитие древнеболгарской;
- развитие дунайско-болгарской;
- развитие волжско-болгарской цивилизаций.
Наиболее серьезное расхождение Г. Тафаевым с
академиком В.Д. Димитриевым существуют по ордынской эпохе трансформации.
1.
В.Д. Димитриев стал использовать понятие «трансформация».
2.
Меняет он и свои
хронологические этапы.
3.
По мере сбора материала,
конечно хронология переселения у В.Д. Димитриева более уточняется. Например,
ранее он писал о переселении сувар в конце II в. на территорию Причерноморья, Дагестана, то теперь
(2013 г.) до III в. – хронология
«центральноазиатского этапа».
4.
Северокавказская эпоха
связана с переселением гуннов (IV в.).
5.
Волжско-Камская (до 60-х
гг. XIV в.).
6.
Казанская – с сер. XIV в. (1445-1552 гг.). данная схема деления
классическая.
Конечно, детализация предложенная академиком имеет
место, и мы поддерживаем такое уточнение. В своих исследованиях по древней и
средневековой болгарской цивилизации мы также склонны детализировать процесс
(хронологию) трансформационных эпох. Мы считаем, что было бы мудрее не
объединять хронологию процесса Волжско-Камского и Золотой Орды (1236-1445 гг.).
Да, мы понимаем, что в данный этап вписываются процессы:
- геноцида;
- ассимиляции;
- татаризации;
- вытеснения (выдавливания).
Позиция В.Д. Димитриева нам понятна (он считает, что
до 1445 г. болгарский этнос еще существовал). Мы не зря пишем «болгаро-чуваши»,
«худые болгары», «худоболгарские – чуваши». Все три термина я использую в понятие
«худоболгарские – чуваши».
Литература
1.
Димитриев В.Д. Чувашский
народ в составе Казанского ханства: предыстория и история/ сост. Д.В.
Басманцев. – Чебоксары, 2014. – С. 5-6.
2.
Димитриев В.Д. Вопросы
этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа / В.Д. Димитриев. –
Чебоксары, 2004. – 312 с.
3.
Димитриев В.Д. Вопросы
этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа / В.Д. Димитриев. –
Чебоксары, 2004. – С. 9-10.
4.
Димитриев В.Д. Вопросы
этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа / В.Д. Димитриев. –
Чебоксары, 2004. – С. 77-78.