Экология, № 5

 

Галушка О.А., Козаченко Т.В.

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Основные принципы экологического воспитания студентов-дизайнеров

 

Дизайн — это особенная сфера деятельности, которая направлена на инженерно-художественную и научно-организационную разработку материальной среды человека. Дизайнеры занимаются художественным проектированием предметов и промышленных изделий, а также эстетическим и функциональным упорядочением окружающей среды человека [1]. Они создают материальную культуру. Окружающий человека мир предметов и среда обитания безусловно имеют мощный воспитательный потенциал, в том числе, и экологического воспитания. Поэтому дизайнер-профессионал должен быть активным участником этого процесса.

Студент-дизайнер приходит в ВУЗ с некоторыми общими понятиями об экологии, с информацией об отдельных экологических проблемах в мире, Украине, своем родном городе, поселке и др. Он понимает, что решение экологических проблем является актуальной задачей. Но не знает, что он может сделать в этой сфере.

В Харьковской государственной академии дизайна и искусств студенты проходят короткий курс «Основы экологии» в одном семестре. Они изучают три содержательных модуля:

-     основы учения о биосфере и ноосфере;

-     закономерности взаимодействия общества и природы;

-     взаимосвязь экологии, культуры, дизайна и искусства.

Как совместить за столь короткое время учебную работу с экологическим воспитанием студентов? Ответ на этот вопрос мы находим в учении В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция ноосферы наиболее обстоятельно изложена в книге Вернадского «Научная мысль как планетное явление», опубликованной в 1980 г. через 35 лет после смерти гениального ученого [2]. Он утверждал, что биосфера должна перейти в ноосферу – сферу разума. Основные, на наш взгляд, условия перехода:

-     социально-экономическая и социально-политическая гармония в обществе, что означает наличие развитой экономики и стабильности в обществе, отсутствие голода, эпидемий и др. людских лишений;

-     исключение войн;

-     высокоразвитая наука, которая должна обеспечить гармоничное взаимодействие общества и природы, ее охрану и восстановление;

-     воспитание в человеке личности, когда человек занимает активную жизненную позицию и действуют;

-     высокая культура общества; Вернадский считал, что если большинство людей будет культурным, то и сообщество можно считать культурным;

-     экологическое воспитание людей;

-     ноосфера создается в планетарном масштабе, нельзя создать экологически чистую среду в отдельно взятой стране.

Вокруг этого учения до сих пор точатся жесткие дискуссии. Одни считают, что это — утопия, другие — четкая программа действий. Мы стремимся заложить эту программу нашим студентам. Она предоставляет широкое поле деятельности для дизайнеров.

В ходе учебного процесса нами применяется ряд основных принципов экологического воспитания студентов-дизайнеров.

Принцип «совмещения». Совмещаются процессы обучения и воспитания. С целью «зажечь» студентов предоставляются яркие аргументы и факты угрозы глобального экологического кризиса. Ответы на некоторые вопросы студенты должны найти самостоятельно. Обратная связь осуществляется через коллоквиумы. Реализуется максимальное число контактов педагога со студентами.

Принцип «объединения». Принято считать, что проблемы экологии должны решать чиновники-управленцы, руководство предприятий, специалисты-экологи, ученые, технологи и др. Приходится убеждать, что специалист любой профессии, в том числе дизайнер, обязан если не решать конкретную экологическую проблему, то способствовать ее решению.

Принцип «личной ответственности». Любая личность как профессионал, как гражданин страны, как отец или мать своего ребенка обязана знать свои экологические права и нести ответственность за рациональное природопользование и за состояние окружающей среды.

Принцип «внедрения». Подразумевается внедрение экологической тематики в курсовое и дипломное проектирование дизайн-объектов. Следует напоминать студентам, что существует государственный стандарт о показателях дизайн-эргономических качествах промышленных изделий [3]. В нем указывается, что одним из основных является экологическое качество. Студент обязан его обеспечивать в своих проектах. Кроме того, студент может выбрать такое направление в дизайне как экологический дизайн. Данное направление организовано в академии и успешно развивается.

Принцип «участия». Предполагается участие студентов в выставках, конкурсах проектов и научных работ, олимпиадах, конференциях и других мероприятиях с экологической тематикой.

Проиллюстрируем результаты реализации данных принципов в ряде студенческих работ.

Группа студентов специализации «Промышленный дизайн» по приглашению «Института экологического дизайна» г. Халле, Германия, посетила землю Гайзельталь в районе, где ранее открытым способом добывали бурый уголь. Район имеет почти «лунный» ландшафт. Немцы пытаются оживить эту землю, создать новые объекты, рабочие места и т.д. Наши студенты-дипломники разработали проекты, которые можно реализовать как в районе Гайзельталь, так и в наших отечественных подобных районах.

В проекте «Биоморфная мебель» (рис. 1) предложена мебель, изготовленная из современного технологического материала «кориана» — искусственного камня. Мебель предназначена для зон отдыха, рекреации, общения и др. Она гармонично вписывается в природную среду и опосредованно является фактором экологического воспитания.

В проекте «Дом ветра» (рис. 2) непосредственно заложен процесс экологического воспитания. На изуродованной человеком земле создается объект для проведения экологических конференций, круглых столов, экскурсий и др. Объект насыщен модулями, из которых создается искусственная природная среда. Трава, кустарник из пластика будет волноваться порывами ветра. Это вызывает противоречивые чувства, заставляет задуматься о том, какой может стать планета Земля.

Проект «Солнечная энергетическая установка» представлен на рис. 3. Установка сконструирована по принципу параболического зеркала, но с фокусом не точечным, а линейным. Такое зеркало обеспечивает нагрев воды в коллекторе, расположенном на линии фокусов парабол в течении всего солнечного дня. Проект патентоспособен. Такая техническая инновация обусловила формообразование объекта по аналогии с раскрытой ракушкой. Объект гармонично вписывается в природную среду пляжа, зоны отдыха, частного коттеджа и др. Он имеет ярко выраженные потребительские и воспитательные экологические свойства.

Активное участие в мероприятиях экологической направленности принимают студенты специализации «Графический дизайн». Академия стала местом проведения международных акций и конкурсов, тематика которых охватывает проблемы социальной экологии и экологии сознания. Так, например, сложилась ежегодная традиция проводить весной конкурсы плакатов. На рис. 4 даны примеры плакатов — лауреатов конкурса в рамках программы «Экологическая весна» совместно с проектом «Зеленый Харьков». Работы демонстрируют насколько остро молодое поколение ощущает экологические проблемы, понимает всю серьезность положения и ответственности за будущее.

Рис. 5 демонстрирует участие студентов в Международной триеннале экологического плаката и графики «4-й Блок», проходящей в ХГАДИ. Перфоманс «Очищение» с участием студентов специализации «Компьютерный дизайн» и выставка экологического плаката представляют нам видение страшной техногенной катастрофы, ее последствий глазами поколения, которое родилось в годах близких к 1986-му.

Частыми стали акции международного движения «Альянс против мехов». При поддержке общества защиты животных проводятся ежегодные конкурсы плаката, презентации фильмов, показы мод одежды, в которой не используется мех. Целью таких акций является повышение самосознания людей, борьба с равнодушным истреблением животных ради меха. Плакат на рис. 6 под девизом «Жертвы моды» и демонстрация моделей одежды студентами специализации «Художественное моделирование одежды» показывают неравнодушное отношение студентов к этой этической и экологической проблеме.

Выводы.

Предложенные принципы экологического воспитания студентов-дизайнеров способствуют:

-     повышению интереса студентов к проблемам экологии;

-     активизации участия в экологических проектах, выставках, конкурсах, конференциях как отечественных, так и международных;

-     качественному выполнению экологических курсовых и дипломных проектов.

Они могут, трансформируясь, успешно использоваться для экологического воспитания студентов многих других специальностей.

Литература:

1.     Універсальний словник енциклопедія. — Київ: НАНУ, Тека, 2006.

2.     Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. — М.: Советская Россия, 1989.

3.     Класифікація і номенклатура дизайнових та ергономічних показників якості побутових машин та приладів. ДСТУ 3963-2000.


Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

               

Рис. 4

    

Рис. 5

  

Рис. 6