Нурмухаметов Д. С.,

ассистент кафедры психологии СИБашГУ

 

 

К вопросу о формировании и развитии духовных ценностей студентов педвуза

 

В современном обществе человек не столько наследует определенный тип поведения, сколько избирает его в соответствии со своими представлениями о сущем и должном, достойном и недостойном, со своей системой ценностей. Ценности обступают человека со всех сторон. Их не надо изобретать. Они не являются домыслом чьей-то досужей фантазии. Но обнаружить и признать их необходимо.

Среди бесконечного многообразия ценностей можно выделить ценности, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей. Это духовные ценности, относящиеся к разряду высших ценностей. «Духовное» при этом выступает синонимом высших форм человеческой деятельности. «Духовный» – значит возвышенный, всегда положительный, высокий, божественный.

Одни духовные ценности чувственно даны, реализуются и представлены «вещественно» – в качестве скульптуры, картины, музыкального произведения, книги и т.д. Другие, такие как красота, истина, добро, благо, справедливость и т.д., возникшие как результат деятельности сознания и духа и выражающие абсолютно идеальное совершенство, являются абстракциями, которым в реальной жизни не соответствуют какие-то конкретные объекты. Духовные ценности содержат в себе нечто положительное, вечное, нетленное, особое и непреложное, без которого просто неосуществимо личностное развитие человека.

Постсоветское общество переживает в нынешнее время  переходный период. Он характеризуется противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических и культурных процессов, и в этих условиях развитие духовных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе педагогической подготовки будущего специалиста.

Признавая реальные трудности российской действительности, многие ученые и политики видят выход в изменении духовной культуры и нравственной жизни нашего общества. Духовная ситуация характеризуется нестабильностью общих установок, противоречивостью мнений, эклектичностью оценок. В настоящее время, когда разрушаются, утрачиваются ценности, которые раньше казались незыблемыми, происходит трансформация ценностных ориентаций индивидов, истинные ценности подменяются ложными.

Путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, воспитание молодёжи в духе российских традиций и ценностей. Как писал известный философ И. А. Ильин: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, вооружает противодуховные силы, развивает и поощряет в человеке «волка». Поэтому истинную ценность мы должны видеть в воспитании духовно богатой и нравственной личности».

Приоритетной задачей современного высшего образования в демократических условиях становится подготовка учителя, владеющего не только определенным багажом знаний, умений и навыков, но обладающего духовными ценностями и способного к духовному самоосуществлению в соответствующей деятельности в условиях современной школы.

Национальная доктрина образования РФ указывает, что стратегические цели образования должны быть «тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая преодоления социально-экономического и духовного кризиса».  В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных кадров через развитие у них истинных духовных ценностей, являющихся основой творческой личности будущего учителя приобретает особую актуальность. В связи с этим значительно возросла потребность в разработке специальных технологий, ориентирующих на формирование и развитие у студентов педагогического вуза духовных ценностей, служащих реальной основой социума, так как ход и направление его дальнейшего развития во многом детерминируется ими. Иными словами, духовные ценности не только являются индикаторами характера общества, но и важнейшими факторами его развития, которое предполагает разностороннюю профессиональную подготовку, базу потенциального творчества в профессиональной деятельности.

Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития духовных ценностей студентов (В. В. Алеева, И. В. Кошмина, Н. А. Терентьева), показывает, что, несмотря на их огромную практическую и теоретическую значимость, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения. Но основная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что современная система высшего образования, имея громадные возможности в формировании и развитии духовных ценностей, подчас не использует весь свой развивающий потенциал. Или же, как справедливо отмечают В. Г. Ражников, Н. И. Киященко, А. И. Конников, несмотря на широкий спектр методических разработок, вузы по-прежнему ориентируются на развитие отдельных компонентов духовной культуры студента (в основном внимание уделяется научному аспекту).

Результатом же мы имеем противоречие между потребностями школы в опытных педагогах, обладающих сформированными духовными ценностями и недостаточным вниманием педагогических вузов к этой проблеме; отсутствием соответствующих технологий и важностью технологического обеспечения процесса развития духовных ценностей студентов.