Философия/5.Философия  религии.

 

Крымова Е.Ю.

Национальная академия природоохранного и курортного строительства

Анализ взаимоотношения религии и науки

Взаимоотношение религии и науки должно осу­ществляться не в плане сопоставления высказы­ваний (истинных или ложных) о мире и человеческом бытии, а как элементов духовной культуры, которые обслу­живают различные объективно-исторические потребности общества. Наука в системе духовной культуры выполняет познавательную функцию. Поэтому ее следует рассматри­вать в нескольких аспектах.

1. наука предстает в качестве одной из форм общественного сознания, возникшей на определенном эта­пе человеческой истории. Назначение науки заключается в выработке обобщающего теоретического знания. В то время как религия основана на вере в сверхъестественное, наука создает систему достоверного знания, которое в силу своего внеличностного характера может быть исполь­зовано как во благо, так и во зло. Создается обстановка, когда религия не только реализует свою идеологическую функцию в обществе, но и претендует на выполнение познавательной функции, выработку своей системы знаний.

2. наука  предстает как определенный вид человеческой деятельности, разновидность умственного труда, нацеленного на выработку теоретического знания. В данном случае сопоставление религии и науки возможно по следующим основаниям. Человек есть творец культуры, ученый или религиозный деятель, мученик науки или инкви­зитор. Перед глазами встают образы Дж. Бруно, Н. Копер­ника, Г. Галилея, Ч. Дарвина и других ученых, чьи открытия вызывали резкий протест церкви. Причем этот протест, скажем, против учения Н. Коперника был вызван отнюдь не тем, что оно опровергало геоцентризм К. Птолемея в собственно теоретическом плане, а потому, что учение К. Птолемея представляло собой важный элемент христи­анской картины, мира. Но обратно, из истории культуры можно привести многочисленные приме­ры того, как служители церкви оказывались творцами научных открытий (например, Н. Кузанский, Г. Мендель, Т. де Шарден, П. Флоренский и др.). Вместе с тем, человек выступает в качестве потребителя культуры. Он усваивает научное знание либо религиозные догматы. Растет число последователей харизматического движения как в мире в целом, так и в нашей стране, что в современных прогнозах рассматрива­ется как предтеча религиозного возрождения.

3.  науку следует рассматривать в качестве социального института. Научные знания и научная деятель­ность в обществе институализируются, закрепляются в систему полученных знаний (академии, научно-исследова­тельские институты), их воспроизводства, хранения и тран­сляции (университеты, научные библиотеки, центры научно-технической информации).

4. наука на определенном этапе историчес­кого развития становится производительной силой, ове­ществленной в орудиях и продуктах труда. В этом качестве наука выступает элементом знания, навыков и организации человеческого труда. Наука аккумулирует в себе рассмотренные выше ее определения. Наука пронизывает  все сферы человеческой деятельности, общественной жиз­ни на основе продуцирования достоверного теоретическо­го знания. Таким образом, признавая право на существование каж­дого из видов духовной культуры, необходимо учитывать их познавательное и идеологическое назначение, сферы взаимодействия в современном мире.

 Литература

1.     Митрохин Л. Н. «Философия религии.» М., 1993.

2.     Лобазов П.К. Религиоведение, Харьков, 2006

3.     Миронова М. Н. «Религия в системе культуры» М. «Наука» 1992

4.      «История религии» М. центр «Руник», 1991

5.     К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит. 1990

6.     Марченков В.Г. Начала христианства М. Петит, 1991.