Философия / 5.Философия религии

д.э.н. Юшин С.А.

Киевский национальный торгово-экономический университет

ДИАЛЕКТИКА И РЕЛИГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ

ОСВОЕНИЯ ВЫСОКИХ СТАНДАРТОВ И СИСТЕМ

Те задачи, которые сегодня решаются Украиной на ее пути в Европейский Союз (ЕС) и т.д., на внесистемной основе не могут быть решены в принципе. Конечно, с таким утверждением не спорит никто. Наоборот, практически все и на всех уровнях клянутся в своей преданности системному подходу. При этом ссылаются на активизацию адаптации высоких международных стандартов и систем к условиям Украины. Это, прежде всего: 1) стандарты серии ISO; 2) стандарт Национальной инновационной системы (НИС), предложенный миру в 1997 г. Организацией экономического развития и сотрудничества; 3) стандарт Национального информационного общества – Nation Information Society Policies (NISP), практически реализуемый в настоящее время в развитых странах мира.

Вместе с тем, формальное признание высоких мировых систем вовсе не означает воплощение их в практику, если вспомнить разницу между шведским и советским социализмом. Здесь нужен адекватный ментальный фундамент. Не зря Библия предлагает строить на своем основании и пить из своего колодца. ЕС реформирует высшее образование (ВО) в рамках Болонских принципов: Европа знаний, интеллектуальное обогащение человека, унификация национальных образовательных пространств на основе осознания нациями общих ценностей и принадлежности к единой социальной и культурной сфере. Европа понимает, что жизненность и эффективность цивилизации – в ее культурном влиянии на другие страны. Поэтому ей нужно ВО, привлекательное для всего мира на фундаменте европейских культурных и научных традиций, как и адаптивное к новым потребностям, требованиям общества и развитию научных знаний. Все у нее по Христу: хороший хозяин всегда выносит из своей сокровищницы новое и старое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Онтотеологическое пространство циклического освоения

субъектами высоких стандартов и систем

Многие сегодня видят основной проблемой Украины – утрату духовности. Ведь очевидно, что ультра-современные технико-технологические системы в условиях безответственного (а также и неквалифицированного) обращения с ними могут приводить к катастрофам чернобыльского масштаба. Как говорили в древности: усовершенствованию объекта предшествует усовершенствование субъекта. Иначе говоря, Украине в процессе освоения стандартов и систем ISO-НИС-NISP целесообразно пройти стадию онто-тео-логизации. В этом случае некоторые ссылаются на А.Дж.Тойнби, который доказывает, что рационалисты Запада должны игнорировать религию (чтобы ее догматы не вернули прежнее влияние). Но при этом упускают из виду его тезис о поразительно различном эффекте одного и того же института в различных социальных средах. А в чем больше всего отражаются эти социальные среды? Конечно же, в коллективном бессознательном, которое, по утверждению К.Г.Юнга, как раз и эквивалентно религиозным догмам. Т.е. правильный алгоритм освоения новейших высоких стандартов и систем пролегает от религии и философии к науке и к практике.

На рисунке представлено онто-тео-логическое пространство циклического освоения субъектами высоких стандартов и систем. Смысл его в том, что на первом этапе всякого творения новой сущности дух (или информационный абсолют) генерирует конкретные модели (информационные образы), часть из которых он принимает ее за стандарт. На втором этапе эта модель обретает «тело» (или: материализация информационной модели – стандарта). На третьем этапе происходит естественное устаревание данной модели и осуществляется дестандартизация процесса. На четвертом этапе старая модель уничтожается и запускается новый цикл через «энтропию» к «духу». Подобный алгоритм также вполне вписывается и в принципы диалектики, предложенные Аристотелем. Однако в современной науке и практике пока к ним прибегают крайне редко.

Вывод. Вышеприведенное позволяет утверждать: для развития Украины ей необходим ускоренный переход к международным стандартам и системам ISO-НИС-NISP, однако полноценное их освоение предполагает и адаптацию к религиозно-философскому пространству, в котором они были сгенерированы.