Философия культуры

К. филос. н. Бахтизина Д.И.

 

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан

 

Музыка как форма постижения смысла бытия

 

         Вся жизнь человека представляет собой процесс познания мироздания и определения своего места в нем, поэтому для него ценно все, что  касается его отношений с внешним миром. Освоение окружающего мира превращается для него в первостепенную задачу, которой подчиняются все остальные. Человек стремится к тому, чтобы сделать мир понятным, доступным, привычным и, следовательно, безопасным.

Феномен искусства играет при этом значительную  роль, сам факт возникновения которого в глубокой древности свидетельствует о крайней важности его значения в жизни человека.  Одной из центральных задач  искусства  является образная трансформация мира в  его «антропологическое измерение».  Из двух основных каналов информации, поступающих человеку от окружающего его мира – зрительного и слухового, – основная нагрузка ложится на первый.  Приоритетность зрительных образов определяется не только процентным соотношением в восприятии мира, но и качественно: они являются более яркими, конкретными, устойчивыми и выделяются прямой связью с реалиями окружающего человека мира. Слуховые впечатления не так многочисленны и конкретны, но их абстрактная природа обуславливает более тесную их связь с мышлением, а сама абстрактность слуховых образов рождает более богатый ассоциативный ряд, что позволяет определить ее в целом как более сложную и высокую. В своих  исследованиях по эстетике Гегель тоже отмечает, что слух носит более идеальный характер, чем зрение (1,238), что приближает его к высшим проявлениям человеческого духа.

         Константным воплощением слуховой культуры человечества выступает музыка, которую Гегель определил как дух. В музыке, по мнению философа, обнаруживается  «не покоящаяся материальная форма» (как, например в живописи – Д.Б.), а «первоначальная, более идеальная душевная стихия» (1, 238).  Отдаленность музыки от реальности эмпирического мира рождает обманчивое впечатление ее  отстраненности от него. Действительно, музыка не отражает реальный мир так непосредственно как, например, живопись; по музыкальному произведению нельзя судить о внешних событиях мира. Но музыка дает нечто большее, позволяющее поставить ее в один ряд с философией. В ней воплощаются универсальные закономерности бытия, такие, как процессуальность, ритмичность, цикличность, системность. Крайняя  абстрактность и удаленность от  событийности эмпирического мира становятся ее достоинством, когда она, благодаря этим качествам, поднимается до больших высот обобщения.

         Музыка антропоморфна по своей  сути, так как является своеобразным слепком личности человека. Смысл музыкального произведения раскрывается через систему его интонаций, в которых закодирована вся информация о внутренней стороне человеческой сущности, его самости – темпераменте, вкусах, характере восприятия времени и т.д. С точки зрения В. Медушевского, в музыке заложена древнейшая биологическая информация о типах высшей нервной деятельности человека (3, 54). Создавая музыкальное произведение, композитор вкладывает в него более богатый смысл, чем предполагает.  Ф. Пуленк, сказавший, что его музыка – это его портрет, сказал не все; его музыка – это портрет не только его самого, но и  людей его времени. Музыкальное произведение, в силу своих особенностей становится хранилищем бесценной информации о характере переживания и ценностных ориентациях людей целой эпохи. В музыкальной интонации свернуты культурно-социальные реалии времени, которые в музыкальном произведении приобретают конкретное смысловое наполнение. Актуализация содержания интонемы дает возможность понять смысл произведения.

         Композитор воплощает в произведении собственный уникальный социальный и культурный опыт, делая его достоянием всех. Восприятие и понимание произведения предполагает присвоение реципиентом этого содержания, которое для него становится его личным знанием. Слушательский опыт, проявляющийся в интерпретации произведения, тоже уникален и определяется тем культурным и слуховым запасом, который имеется в наличии реципиента. Постигая произведение, слушатель обогащает свой слуховой опыт и, на подсознательном уровне, приобщается к пониманию метафизических оснований бытия. Чем больше слуховой опыт реципиента, тем глубже его понимание сущности бытия.

         Музыка ценна тем, что в ней понимание происходит вне объяснения, которое, проясняя суть явления, неизбежно редуцирует его, что приводит к потере  неуловимой,  но важной  составляющей сути явления, без которой оно теряет свой смысл.

         Музыка обладает способностью моделировать явления внешнего  и внутреннего  мира человека, благодаря чему она становится зеркалом духовной сущности человека, где каждый находит то, что способен увидеть в силу своего культурного уровня. Музыка не отражает исключительно эмоциональную сторону внутренней жизни человека. В ее строгой логике обнаруживаются закономерности человеческого  мышления, в силу чего музыку  можно рассматривать как воплощение чистой идеи. А. Лосев, сумевший увидеть  в стихийности музыки «смысловую фигурность числа», обнаружил, что музыка спонтанна  только на первый взгляд; более внимательное ее изучение обнаруживает в ней проявления логоса.

         Восприятие музыки помогает человеку ощутить себя цельным существом, в котором все гармонично и свободно. Музыка дает возможность проникнуть в глубины мироздания, ощутив его мощную созидательную силу и строгую закономерность творения.

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2 тт. – Т. 2. – СПб.: Наука, 1999.

2. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. – М., 1990.

3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993.