Акрамова А.С., Городецкая О.И.

Казахский  национальный  педагогический  университет  им.Абая

Республика Казахстан

«Лебединая песня» И.Г. Песталоцци  как итог педагогической деятельности

«Умственное воспитание не должно  обходиться без воспитания души»

И.Г.Песталоцци

Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес.   В  научных и педагогических  трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи  современному процессу образования. Педагогическая  концепция  ученого представляет  тесную  взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование  их влияния друг на друга и на развитие ребенка, идеи и воззрения, на которые они опираются.

Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Родившись в скромной семье врача, Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования. Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности  народа в его образовании.  Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить  повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф (1769 – 1774). Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.

Однако, если  крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные  учреждения в Станце (1798 – 1799), затем и в Ивердоне (1800– 1825), где его деятельность обрела признание и мировую известность. [1]

За годы  исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника» (1780), «Лингарт и Гертруда. Книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801г), и, наконец, главный труд  его жизни «Лебединая песня» (1826), которая  была написана в конце жизни. В этом  труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.[1]

Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и  дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.

По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны  опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Однако, каким прорывом в теоретической и практической педагогике этот вывод был для начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания!

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении»  Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон),  Песталоцци пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей. Педагог становится сторонником природосообразного воспитания.

Опора на физические силы учеников – есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие. Методами сравнения, сопоставления и различения следует развивать чувственное восприятие, что приводит к развитию мышления маленьких детей.

В «Лебединой песне» четко описывается   работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Очевидно, что он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться  учитель. [2]

 Основу  мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении. Естественным он так же считал развитие наблюдения через речь. Однако наблюдение должно соответствовать некоторым параметрам: оно должно быть целесообразно, систематизировано, обоснованно.

Песталоцци считал необходимым обучение основам арифметики – изучение числа и формы. Через внешние формы ученики должны познать их внутреннюю суть. Очевидно, таким образом,  педагог осуществлял формирование абстрактного мышления детей. Он понимал, что детям зачастую присуще механическое запоминание материала, что не ведет к умственному развитию. Развитие абстрактного мышления он видел в необходимости позволять детям сопоставлять, сравнивать и различать. Данный механизм  можно  представить следующим образом: сравнивая два предмета, дети видят разницу между ними, затем они могут их   сравнить, а потом и выделить из множества других. При такой последовательности изучения материала  познаются свойства предметов, то есть – их суть.       Рассматривая «Лебединую песню» Песталоцци как итог всей педагогической деятельности,  основные идеи и взгляды можно представить в виде  схемы, позволяющей   наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение  природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци

 

 

 

Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци

 

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: “Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента”.

Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев,  педагог А. Белл,  Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции   Александра I, который    наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.

Одним из самых значимых проявлений признания педагогических достижений Песталоцци была награда Законодательного собрания революционной Франции – диплом почетного гражданина Франции, врученный ему 26 августа 1792 года. [1]

Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии  торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.

 

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. — М.: Терра, 2001 

2. И.Г. Песталоцци.  «Избранные педагогические сочинения».   Том 2 /Под ред. В.А.Ротенберга, В.М.Кларина – М.: «Педагогика», 1981