ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ

    РЕАЛЬНОСТИ  ХХ ВЕКА (10-Х И  60-Х ГОДОВ)

В  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

А.Е. Кулумбетова, У.С. Алтаева, А.А. Джунисова

Республика Казахстан, ЮКГУ им. М. Ауезова (г.Шымкент)

 

Обращение к материалу стихотворения А. Ахматовой «Широк и желт вечерний свет…» (1915 г.) [1], прозы В. Шукшина «Думы» (1967 г.) [2], пьесы А. Вампилова «Дом окнами в поле» (1964 г.) [3]) обусловлено попыткой осмыслить разноцветье спектрального восприятия ими своей современности, где значимыми становятся и штрихи экзистенциализма.

Они просматриваются уже в названиях исследуемых текстов: в концепции любви, в тягостных раздумьях героя о смысле жизни, в проблеме выбора между естественным и неестественным началами. В исповедальном стихотворении А. Ахматовой смысл названия сводится к преобладанию чувства покоя – части концепции любви, побудившей наш интерес к методам изображения переживаний лирической героини. Знаковый смысл произведения В. Шукшина отражает чувство тревоги (здесь и далее курсив наш. – А.К.), потому что в думы повергает человека что-то беспокоящее, требующее разрешения. В заглавии пьесы А. Вампилова доминирует чувство естественности.

Нами комплекс методов отражения художниками слова либо сиюминутных переживаний, либо конфликтов современников и их современных им эпох прослеживаются в ткани всей системы изучаемых произведений [4] .

Метод изображения развязки (активного центра, АЦ)

Какими методами изображения А. Ахматова («Широк и желт вечерний свет…») доносит до читателя свою концепцию любви? И какие уровни содержания и формы активизированы при этом? Прежде всего акмеистским [5] в сочетании с чертами экспрессионизма, постмодернизма, реализма, символизма, экзистенциализма, что сквозит в уровне речи, или знаковом уровне (ЗУ), в конфликте как части сюжетно-композиционного уровня (СКУ), интонации как составляющей ритмико-интонационного уровня (РИУ), в теме – компоненте идейно-тематического уровня (ИТУ) [6]. Так, поэт передает остроту своих переживаний в прошлом через явление природы (солнце). С.Д. Абишева, выделяя в монографии [7] подраздел «Солнце Ахматовой [7, с. 37-38], подчеркивает, что «описание природного слова солнце у Ахматовой», помимо «функционирования в прямом значении», «тесно связано с темой любви» [7, с. 38]. Это символ жизни, отсюда демонстрация через экспрессивную лексику лирической героиней степени своего погружения в чувство разочарования («жила скорбя», «слишком много») через прием гиперболы («и солнцу радовалась мало»). В этой связке проступает интонация грусти. Мы ощущаем в АЦ и черты метода постмодернизма: в стихотворении не борются, а сочетаются неразрывно сожаление и удовлетворенность, перетекая друг в друга. Тема любовного переживания, раскрытая в преобладающем драматическом ключе экзистенциализма, реалистична. А. Ахматова подтвердила закономерность того, что «что сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Помимо этого реализма психологической ситуации, «поднимающегося до символа», очевидны и функции образа солнца, и цифры 1 (показателя новаторства, начала новой темы) в символистском изображении развязки чувств в стихотворении.

По доминирующему методу изображения, который отразился в названии произведения, «Думы» В. Шукшина относятся к экзистенциализму. Обоснованием служит как трагическая интонация, так и изображаемые писателем размышления героя о своей жизни, обуревавшее его чувство неудовлетворенности ею. Основой признаков экспрессионизма является экспрессивная лексика, прием повтора и функциональных пауз в изображении переживаний Матвея Рязанцева, которые обостряют пробудившийся в нем диссонанс мирочувствования. Романтизм в воссоздании В. Шукшиным реалий 60-х годов ХХ века передается в АЦ «Дум» через картину ночи, луны, внутреннего контрастного переживания.

В пьесе А. Вампилова слова героя вполне однозначны в выражении его колебаний в уже сделанном им выборе. А реакция Астафьевой определенно неоднозначна: то ли это снисходительный смех от достигнутой цели подвести Третьякова к выбору между отъездом и нежеланием уезжать, то ли ироничный смех от провидения тщетности своих усилий навсегда задержать героя. «Порядок» в АЦ предполагает согласно закону критерия художественности «хаос» [8] в одной-двух СЧ. Исходя из потенциального смысла АЦ, можно утверждать, что в нем доминирует постмодернистская неоднозначность. С одной стороны, смысл хронотопической [9] ремарки («Дверь остается открытой») раскрывает по аналогии с открытой дверью (дверь как выход из ограниченного пространства) неопределенность дальнейших событий: неизвестно, уйдет через два дня герой или останется с Астафьевой. С другой стороны, открытая дверь может означать демонстрацию открытости отношений Астафьевой и Третьякова для всех, что может послужить закрепляющим моментом ввиду значимости для героев мнения среды. Доминирующий метод находит отражение и в названии пьесы, в котором хронотоп дома (ограниченного пространства) сочетается с моментом открытости (окна). Реализм ситуации в оправданности колебаний героя и героини: их впереди ждут другие испытания на прочность чувств. Но это уже другая история. Экспрессионистский метод в АЦ пьесы выражается экспрессивной лексикой и приемом повтора. Они помогают читателю понять скрытые переживания героев, что передается многоточием (функциональными паузами) от смущения, риторическими вопросами и восклицательными знаками, а также грубоватой лексикой («плевать», «ненормальный»). Так читатель осмысляет смущение героев от начинающегося нового витка отношений друг с другом. Бессознательный поиск героями выхода из неловкой ситуации, выбор Третьяковым своей дальнейшей судьбы – приметы экзистенциалистского метода.

Выводы: В результате конкретизируется нереалистический характер метода изображения в отражении художником слова своей современности в системной взаимосвязи с предыдущими двумя этапах исследования их системы.

Во-первых, в содержании развязки этих текстов проступает трагическая («Широк и желт вечерний свет…» А. Ахматовой, «Думы» В. Шукшина) и комическая интонация с элементами лирической («Дом окнами в поле» А. Вампилова). Во-вторых, первый тип интонации свойствен экзистенциалистскому и акмеистскому изображению. При этом наряду с доминирующим методом налицо штрихи экспрессионизма, романтизма и символизма («Думы»), экспрессионизма, постмодернизма, реализма, символизма, экзистенциализма («Широк и желт вечерний свет…»). Второй тип интонации («Дом окнами в поле» А. Вампилова) соотносится с доминирующим постмодернистским изображением в сочетании с элементами реализма, экзистенциализма, экспрессионизма и  символизма.

Потому содержательными и формальными признаками метода изображения являются: интонация (содержание), объектная темы как конфликт личности, личности и среды (содержательно-формальный характер), смыслы (содержание) повторяющихся слов, указывающих на содержание какого-либо метода изображения (форма). 

Метод изображения 1 смысловой части (СЧ, или микрофокуса, т.е. темы).

Метод изображения стихотворения – акмеистский. Он выражается через детали природных явлений (заката солнца с его последними широкими лучами, нежной апрельской прохладой). «Апрель» – знак пробуждения  жизни на земле, «прохлада»    знак переходности между зимой и весной, «вечер» – знак заката дня, «свет» – знак последних лучей солнца. Соединение этих контрастных образов передает противоречие живых человеческих чувств. Помимо доминирующего акмеистского метода в картинах природы и переживаниях героини раскрывается и постмодернистская текучесть в сочетании («Нежна …прохлада»). Реалистическая картина переживаний героини, которая рассталась с кем-то, но уже встретила другого, основана на указанных контрастных деталях. Примечательны и признаки символистского метода в передаче внутреннего переживания женщины («вечер», «апрель», «закат»). Нельзя не указать и на черты экспрессионизма с его обостренными переживаниями, напряженностью сложных чувств. Последнее говорит об экзистенциалистском характере концепции любви А. Ахматовой.

Экзистенциалистский метод проявляется не в изображении В. Шукшиным перипетий чувства любви молодой пары, а в намерении изнутри раскрыть негативную реакцию людей на это естественное прекрасное чувство. Экспрессионистский метод выражается через экспрессивную лексику, прием повтора, где преобладают на равных символы цифр 2 (тревога) и 3 (пик, завершенность). Романтический метод основан на раскрытии этого конфликта, обусловленного любовным чувством.

В «Доме окнами в поле» А. Вампилова внешняя сдержанность при внутреннем волнении – признак неоднозначности доминирующего метода постмодернизма со штрихами экспрессионистского метода с его экспрессивной лексикой и приемом повтора в пьесе. Реалистическое обоснование сдержанности Астафьевой – женское достоинство. Черты экзистенциализма в этой СЧ проявляется в выборе героини своего последующего поведения.

Вывод: Очевиден изоморфизм признаков разных методов изображения, наблюдаемых в развязке. При этом некоторые сопутствующие методы, в отличие от главного, высвечиваются лишь в отдельных отрезках текста (реализм в пьесе А. Вампилова обозначился впервые в первой теме) по закономерному соотношению «хаоса» и «порядка».

Метод изображения 2 микрофокуса, т.е. 2 темы.

Доминирующим во втором МФ новеллы «Думы» В. Шукшина является постмодернизм: текучесть раздражения, угрозы и бездейственности. В досаде на свою бездейственность Матвей грозится наказать все же Кольку, но этот процесс повторяется изо дня в день. Реализм ситуации в понимании, что для исключения из колхоза нет не только поводов, но и серьезной статьи применительно к Кольке, видимо, не последнему работнику. Экспрессионизм в изображении сказывается в функции восклицательного знака, экспрессивной лексики и приема повтора, выражающих степень напряженности чувств председателя. Экзистенциальные черты во второй теме «Дум» просматриваются в этом тревожном настрое героя, среди ночи долго и молча сидящего, куря.

Слова прощания героя пьесы А. Вампилова выражают его нежелание прощаться. Отсюда постмодернистская неоднозначность переживания героя: ощущение родственности душ и нерешительность в откровенном признании. Реалистически достоверно чувство нерешительности ранее мало общавшихся, но явно симпатизировавших друг другу героев. Экспрессионистский метод проявляется в экспрессивной лексике и приеме повтора. Экзистенциальность в передаче переживаний героев находит свое отражение в выборе героями расставания – явно нежелательного завершения их истории.

Вывод: В этом микрофокусе высвечиваются приметы методов, изоморфных их признакам в развязке. По принципу соотношения «хаоса» и порядка»  в «Думах» впервые проступают  черты постмодернизма и реализма, однако при отсутствии в нем  романтических черт.

Метод изображения 1 кульминации (проблемы, или фокуса).

И в фокусе стихотворения А. Ахматовой «Широк и желт вечерний свет…» ярко проявляются черты доминирующего акмеизма. Если в МФ и в АЦ его черты связывались с явлениями природы (солнце, вечер, прохлада), то в кульминации он выражается напряженными психологическими переживаниями, тонким их рисунком. Он создается желанием близости («Сюда ко мне поближе сядь»), надеждой на доверие и понимание («гляди веселыми глазами»), оправданием прежних ошибок детской безвинностью платонических увлечений. Значит, с одной стороны, выражается желание покаяться в своих увлечениях, с другой – понимание их безвинности, заслуживающей прощения (функция метафоры «детские стихи»). Экспрессионистское значение придается и метафоре «синяя тетрадь». Она передает холодность прежних увлечений, неразделенных чувств, что связано с символикой цвета. Черты постмодернистского изображения в фокусе, проблеме, или кульминации текста «Широк и желт вечерний свет…» в том, что герой, к которому обращается персонаж, – фигура, а никак  не личность. На самом деле, мы не видим образа конкретного человека. Это образ нового увлечения героини, уже повзрослевшей, переросшей платонические чувства. Реалистический момент в изображении этапов ее переживания в том, что Ахматова описала  процесс перехода от детских увлечений к взрослым  («сюда ко мне поближе сядь»). Методы символизма (образ развития процесса любви в личности), постмодернизма, реализма сочетаются  в кульминации стихотворения Ахматовой и выражают одну общую особенность – связь с рассудком, пониманием, когда интонация, т.е. чувство, не выражено ярко. Экзистенциалистский характер концепции любви поэта проявляется в мысли, что чувство любви драматично более, нежели радостно.

Доминирует в первой проблеме «Дум» В. Шукшина экспрессионистский метод, поскольку описывается ярчайшее переживание подростка от быстрой езды. Подтверждение этому методу как прием повтора, так и прием противопоставления [10, с. 129]  («в одну такую ночь…отчетливо вспомнилась другая ночь. Она была черная, та ночь»), объединенных приемом контаминации [10, с. 130]. Романтический метод в этой кульминации проявляется как в остром психологическом переживании, так и в таких его чертах, как контраст чувств и хронотоп ночи. Экзистенциальное изображение связано с параллелью тревоги и радости: впервые севший на коня мальчик Матвей отправился в деревню за молоком для заболевшего брата, но забыл о брате, отдавшись чувству радости. Неоднозначность, текучесть переживаний не только в прошлом, но и в настоящем – примета постмодернистского мировосприятия писателя в момент создания этой ситуации. Реалистически обосновано противоречивое восприятие героем прошлого и настоящего: если в ту ночь в подростке верх взяло чувство восторга, то теперь (в эту ночь), по прошествии 47 лет, взрослый Матвей Рязанцев, «вспоминая жизнь», воссоздает «смутные обрывки», осознавая, что «думалось» ему «как-то …ни о чем».

В проблеме пьесы А. Вампилова доминирует постмодернистский метод, так как заключительная фраза в СЧ кульминации пьесы выражает неопределенность эмоций Третьякова: либо это дежурная форма прощания, либо – договоренность о встрече через день. Есть черты экспрессионизма, обусловленного экспрессивной лексикой, вопросительными и восклицательными знаками, функциональной паузой, приемом повтора. Реалистическое отражение переживаний героев – в провоцировании Астафьевой чувства ревности в Третьякове, повлиявшего на его решение. Метод экзистенциализма – в так или иначе свершившемся выборе героя.

Вывод: Очевидно системное проявление в фокусе изучаемых текстов признаков всех главенствующих и дополнительных  методов.

Метод изображения микроразвязки, или микроактивного центра (МАЦ).

Метод романтизма в МАЦ новеллы В. Шукшина связан с резким контрастом между жизнью и смертью. Не менее важным является экзистенциалистское изображение смерти младшего брата на покосе, к тому же сопровождающееся трагической интонацией. Картина в МАЦ нарисована и экспрессионистическими красками благодаря экспрессивной лексике, приему повтора, многоточиям и восклицательному и вопросительному знакам, которые выражают степень горя семьи. Подтверждается она доминированием символа цифры 2 (тревоги, беспокойства) в приеме повтора.

Вывод:  В МАЦе новеллы В. Шукшина не отразились штрихи реализма и постмодернизма.

Метод изображения 3 микрофокуса (МФ).

В 3 МФ «Дум» В. Шукшина ярко проявились черты доминирующего постмодернистского метода в неоднозначности раскрытия внутреннего мира героя. Реалистичны типические черты сознания и психологии советского человека, исторические этапы советского общества. Экзистенциальность изображения в невольной связи раздумья Матвея о своей жизни с жизнью целой страны в период с 20-х по конец 60-х годов ХХ в., в которой смешались и горести, и радости. Экспрессионизм в воссозданной картине передается экспрессивной лексикой, приемом повтора, функциональной паузой, вопросительным и восклицательным знаками. Романтические признаки обусловлены вниманием к ночи и теме любви.

Экспрессионистский метод в третьей теме пьесы проявился в беспокойстве героев: у Астафьевой в связи с необходимостью привести те или иные доводы, чтобы задержать любимого человека, у Третьякова – от боязни опоздать на автобус. Астафьева категорично высказалась против легких отношений, а ему в случае задержки негде ночевать. Очевидны вследствие этого приметы доминирующего постмодернистского метода в ткани всей 3 темы с ее неоднозначностью. Третьяков готов к легким отношениям и не допускает серьезных. Астафьева – наоборот. Постмодернизм проявляется и приемом иронии: Третьяков высмеивает заветную мечту героини выйти замуж («Что?! Выходит, перед отъездом я должен выдать вас замуж?» [3, с. 384]). Функция приема иронии, насмешки – раскрыть попытку героев преодолеть зажатость и смущение, что соотносится с психологическим реализмом в изображении внутреннего мира Астафьевой и Третьякова. Метод экзистенциализма в 3 МФ обусловливается выбором каждого из героев одинаковой линии последующего поведения – решительности.

Вывод: Налицо приметы всех главенствующих и второстепенных методов.

Метод изображения 4 микрофокуса (МФ).

В «Думах» В. Шукшина осмысление Матвеем сути любви, этого  естественного чувства как согласия (следствия слитности родственных душ и взаимоуважения) подтверждается примером его собственной жизни. Стоит только предположить реакцию героя в случае несоответствия истины реальному положению вещей в чем бы это не проявлялось! Не этим ли противоречием между традициями и реальностью объясняется причина бессонницы героя? В этом экзистенциальность мотивировки «хвори», сказавшейся в рассуждениях Матвея и его жены о любви в одну из бессонных ночей. Значит, размышление о любви порождено чувством тревоги и беспокойства. Экспрессивная лексика, прием повтора обусловливают черты экспрессионизма, как и восклицательные и вопросительные знаки, функциональные паузы. Прием иронии («ты никак выпил?», не «хлебнувши», «заговариваться начал?», «да не на покосы твои, не пужайся») отражает приметы постмодернистского изображения взаимоотношений героев. Реализм сцены сквозит в воссоздании национального уклада четы Рязанцевых с доминантой женского начала в семье при почитании ее главы, в деревенской простоте просьбы Алены выгнать поутру скотину в стадо и согласии Матвея, далеком от чинопочитания и чванства. А ситуация ночи и тема любви в этой смысловой части обозначают признаки романтизма.

Постмодернистская текучесть в переживаниях героев пьесы реалистически объяснима. Сыграл свою роль момент суггестии активного поведения Астафьевой: герой отказывается от своего первоначального намерения, ближе узнав Астафьеву, тогда как она почувствовала ущемление своего женского достоинства от упорства Третьякова в желании уехать. Существенны и приметы экспрессионистского изображения благодаря экспрессивной лексике и приему повтора. Герои то иронизирует друг над другом, то проявляют внимание и уважение. Метод экзистенциализма в 4 МФ, как видим, и в трудности процесса признания в чувствах, и в выборе каждым из героев дальнейшей поведенческой установки. Что примечательно в реалистическом плане, никто из них не мыслит себя жителем однозначно оправдываемого ими села или города, т.е. не представляет там полнокровной жизни.

Вывод: В четвертой теме во всех текстах проступает изоморфизм доминирующих и сопутствующих  методов изображения, обозначенных в АЦ.

Метод изображения 5 микрофокуса (МФ).

В «Думах» В. Шукшина доминирует экспрессионистский метод изображения в силу экспрессивной лексики и приема повтора. Доминирующий символ цифры 2 в приеме повтора подтверждает суть ПС 5 МФ: желания всегда связаны с чувством беспокойства. Экзистенциалистский метод воссоздания переживаний героя отражает осознание Матвеем на шестидесятом году жизни восприятия жизни как противоречивого явления. Другим признаком этого метода стали его размышления о прошлом и настоящем. Очевидны в 5-ой теме и черты постмодернистской неоднозначности. Матвей не может понять, желанна или не желанна для него эта хворь, нравятся ему звуки гармони или нет. Реалистически достоверно изображение художником слова робких шагов героя в процессе раздумий о смысле жизни по прошествии всей его сознательной жизни. Реалистичен и акцент возрастной обусловленности его раздумий о своей судьбе. Отдельные черты  романтического изображения переданы картиной лунной ночи.

В пятой теме пьесы А. Вампилова благодаря функции восклицательного знака в его совокупности с экспрессивной лексикой и приемом повтора, а также со знаками (многоточием, восклицательным и вопросительным) преобладает значимость экспрессионистского изображения. Доминирующий постмодернистский метод связан с неоднозначностью переживаний героев: Астафьева, побуждая Третьякова уйти («Вас кличет», «перешагнуть порог, чего проще»), не хочет отпускать его («Они остановились под окном!»). Третьяков понимает необходимость отъезда («…от Вас надо спасаться бегством»), но одновременно не в силах покинуть дом («не вовремя проснулся», «Перешагнуть порог… Это сложная задача»). Психологический реализм в обнажении внутреннего мира героев достигается А. Вампиловым через прием контраста. В медитации Третьякова философского плана он раскрывает противоречие  в проблеме выбора. У Астафьевой – с прорвавшимся сквозь деланное безразличие чувством радости. Герои определились с чувством привязанности друг к другу, потому им трудно расстаться. Особенно важно понимание Третьяковым себя, своего отношения к Астафьевой, потому что героиня изначально проявила активность. Символика хронотопа «порог» – в проблеме выбора с его экзистенциальным значением:: перешагнуть и начать что-то новое, либо остановиться перед ним, довольствуясь настоящим.

Вывод: И в пятой теме избранных произведений отразились приметы всех методов отражения действительности художником слова, включая и доминирующие. 

Метод изображения 6 микрофокуса (МФ).

Экспрессионистский метод 6 МФ «Дум» В. Шукшина выражается экспрессивной лексикой негативного характера и приемом повтора. Экзистенциализм в картине 6 МФ связан с негативным чувством при воспоминании о бедности и отсутствии детства, хотя Матвей говорит о таком  времени суток, как утро – символе начала дня и жизни. Признаки романтического изображения  проглядывают в резко негативном отношении к утру и детству.

Доминирует постмодернизм в изображении текучести переживаний героев пьесы В. Вампилова: Астафьева, мечтая о Третьякове, не хочет показать и вида, Третьяков не решается на поступок, хотя осознает необходимость его, полагаясь на активность Астафьевой. С реалистических позиций изображения это объяснимо: слишком мало знают герои друг о друге, общение их впервые за три года знакомства происходит на наших глазах в спешке отъезда Третьякова. Драматург коснулся в пьесе проблемы любви с первого взгляда, платонизма ее выражения, показывая сложность процесса сближения. Экзистенциальность – в трудности обнажения сокровенных чувств, потому необходима действенность поступка, активность хотя бы одной стороны. Экспрессионизм проявляется в этих переживаниях героев, что подтверждается доминированием символа цифры 2 в приеме повтора.

Вывод: В шестой теме новеллы «Думы» В. Шукшина не обозначились штрихи постмодернизма и реализма. Тогда как в пьесе «Дом окнами в поле» А. Вампилова явны приметы всех методов, в том числе и доминирующего.

Метод изображения 7 микрофокуса (МФ).

Доминирует экзистенциалистский метод, раскрывающийся не только через изображение В. Шукшиным раздумий героя «Дум» о жизни, но и через трагическое чувство расставания с ней при мысли о смерти. Экспрессионистский  метод  выражается  экспрессивной  лексикой и приемом повтора. Острое психологическое  переживание  героя из-за  конфликта  жизни и смерти – черта романтического изображения. Признак постмодернизма проявляется в неоднозначности чувств Матвея при воспоминании о давней ночи («тревожно» – «сладко»). Реалистичность писателя в передаче психологического противоречия в Рязанцеве обусловлена темой смерти – последней черты, активизирующей в человеке думы о смысле жизни. Реалистично, что эти мысли и чувства связаны с его социальным статусом: герой – председатель колхоза, потому он неотделим от черт, типических и для его коллектива. Очевидно проявление штрихов и символистского метода: в свете дум героя о жизни и смерти та давняя ночь становится метафорой короткой жизни человека перед лицом вечного покоя, обостряющей любовь к жизни.

Преобладание экспрессионистского метода в вампиловской пьесе объясняется экспрессией лексики, знаков (восклицательных и вопросительных, многоточия) и приема повтора. Очевидно и присутствие постмодернизма в противоречивом поведении Третьякова, который хочет уехать, но не выражает это решительно. Неоднозначно его отношение и к хору: первоначальная досада («Наконец-то они перестанут петь…») сменяется похвалой («Они пели неплохо, надо признаться…»), вызывая насмешку Астафьевой. В ее поведении также наблюдаем противоречие: после стука в дверь и сообщения о поиске педагога она вопросительно смотрит на Третьякова в ожидании его реакции. Дождавшись ответа, сообщает о его присутствии, что вызвало радость у ищущих его по всей деревне. Реализм ситуации – в смешении неприязненного чувства с одобрением, с иносказанием, побуждаемом нерешительностью героя, который не в силах поступать по велению сердца. Штрихи экзистенциализма – в изображении А. Вампиловым «странностей любви».

Вывод: В седьмой теме в тексте «Дом окнами в поле» А. Вампилова не обозначились штрихи символистского изображения, а в шукшинской «Думе» налицо приметы всех методов.

Метод изображения 2 кульминации (проблемы, фокуса).

Во 2 Ф «Дум» В. Шукшина доминирует экспрессионистский метод благодаря экспрессивной лексике, отражающей безрадостные и тоскливые раздумья Рязанцева, и приему повтора с доминантой символа цифры 2. Признаки экзистенциального метода – в пессимизме мировосприятия Матвея, размышляющего о своей жизни накануне пенсии, о ее смысле, о работе, о выборе Кольки, радость которого он не разделяет. Черты романтического изображения очевидны в контрасте точек зрения Матвея и Кольки («заулыбался» – «усмехнулся»). Следы объектной темы в фокусе (кульминации, или проблемы) раскрывают черты метода романтизма («черная ночь» – «лунная ночь»). Однако «черная ночь» детства соединила радость (пробуждение инстинкта жизни от слияния с природой) и горе (завершилась смертью Кузьмы). А «лунная ночь» «высветила» «стертость и блеклость» последующего жизненного пути, выражая как постмодернистскую относительность функций картин ночи в жизни Матвея, так и экзистенциальность изображения. Реализм второй и главной проблемы «Дум» – в объективности передачи жизни и забот колхозного председателя эпохи 60-х годов ХХ века, который не может однозначно поступать и  чувствовать.

Вывод: Налицо системное проявление примет всех преобладающих и соподчиненных  методов изображения во втором фокусе «Дум» В. Шукшина.

Итак, высокохудожественное, соответствующее критериям художественности,  «Широк и желт вечерний свет…» А. Ахматовой – малое лирическое произведение, относящееся к жанру психологической с философскими элементами элегии. По методу изображения – акмеистское с элементами постмодернизма, реализма, символизма, экспрессионизма и экзистенциализма.

«Думы» В.М. Шукшина – произведение малое по жанровой форме с признаками средней, относящееся к жанру новеллы, а по жанровой разновидности – социально-психологического и лирико-философского характера. В ней сочетаются реалистический (реализм) и нереалистические (романтизм, экзистенциализм, экспрессионизм, постмодернизм, символизм) методы изображения.

«Дом с окнами в поле» А.В. Вампилова – по жанру лирическая комедия, малая по жанровой форме с чертами средней.  Жанровая разновидность пьесы – лирико-психологическая с элементами философской оценки. По методу изображения – постмодернистская лирическая комедия с элементами экспрессионизма, экзистенциализма, реализма, символизма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1         Ахматова А.А. Широк и желт вечерний свет... // Анна Ахматова. Исповедь. Семь поэтических книг. – СПб.: Кристалл, 2001. – С. 87.

2         Шукшин В.М. Думы // Василий Шукшин. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2.: Рассказы 1960-х годов/ Комм. Л. Аннинского, Л. Федосеевой-Шукшиной. – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 308-313.

3         Вампилов А.В. Дом окнами в поле // А.В. Вампилов. Избранное. – М.: Искусство, 1984. – С. 379-390 (Абишева С.Д. и др. Русская литература ХХ века: Художественный мир эпохи: Хрестоматия. Для 11 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с русским языком обучения / Сост.: Абишева С.Д., Поляк З.Н., Асылбекова М.С., Чаплышкина Т.П., Сафронова Л.В.,  Агушевич Е.А. – Алматы: Жазушы, 2007. – С. 380-391).

4         Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А., Садуакас Г.К., Мырзабекова А.К. Система  содержания и формы лирического, эпического, драматического художественного текста. Учебное пособие. – Алматы: Искандер, 2008. – С. 5-57; Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А. Методология и методика комплексного изучения четырехуровневой системы содержания и формы лирического, эпического и драматического текстов. Сборник кейсов. Шымкент: Алтын алка,  2009. – 84 с.

5         Бахтин М.М. Акмеизм. Записи лекций М.М. Бахтина по истории русской литературы. Записи Р.М. Миркиной // М.М. Бахтин. Собр. соч. В 7-и т. – Т.2. – С. 355.

6         См.: Нигматуллина Ю.Г. Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете. – Казань: Фэн, 2004. – С. 62-69.

7         Абишева С. Д. Природное слово солнце в поэтической системе // С.Д. Абишева. Поэтическая система «мир природы»: структура и семантика. – Алматы: АГУ им. Абая, 2002. – С. 33-38.

8         Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок и беспорядок//Время, хаос, порядок.   К решению парадокса времени. –  М.: Прогресс, 1994. – С. 55, 57.

9         Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа // Вопросы литературы и эстетики. – М.: ХЛ, 1975. – С. 234-236.

10      Есин А.Б. Анализ композиции // А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. –  М.: Флинта, Наука, 1998. – С. 127-160.

 

 

 

 

 

 

ЗАЯВКА

1.        Ф.И.О. докладчика - Кулумбетова Алия Елеусизовна

2.        Ученая степень, звание - д.ф.н., профессор

3.        Организация, должность - Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический институт, профессор кафедры русского языка и литературы

4.        Адрес 160011, Республика Казахстан, г. Шымкент -11, пр. Тауке хана, 10, кв. 6

5.        Телефон, факс, д.т.: 8 (7252) 53-04-04

6.         E-mail: aliyaku@mail.ru

7.        Название  доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности  ХХ века (10-х и  60-х годов)  в  русской литературе»

ЗАЯВКА

1.        Ф.И.О. докладчика - Алтаева Улжалгас Серикбаевна

2.        Ученая степень, звание -  кандидат философских наук, …..

3.        Организация, должность - Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический институт,

…………..

4.        Адрес 1600, Республика Казахстан, г. Шымкент -,

5.        Телефон, факс, д.т.: 8 (7252)

6.        E-mail:

7.        Название  доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности  ХХ века (10-х и  60-х годов)  в  русской литературе»

 

ЗАЯВКА

1.        Ф.И.О. докладчика - Джунисова Айнура Абдашимовна

2.        Ученая степень, звание  - нет

3.        Организация, должность - Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический институт,

преподаватель кафедры русского языка и литературы

4.        Адрес : Республика Казахстан, 160012 , г. Шымкент,  ул. Желтоксан, д. 24, кв.55 

5.        Тел.:8 (7252) 21-29-92

6.        E-mail: junisova @ mail.ru

7.        Название  доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности  ХХ века (10-х и  60-х годов)  в  русской литературе»