Философия/4. Философия культуры

 

К.ф.н. Соловьева Л.Н.

Ставропольский государственный университет, Россия

Экологическая культура этноса как результат

адаптации к природно-ландшафтной среде

 

Современный глобальный экологический кризис, явившийся следствием  несоответствия развития производительных сил и производственных отношений экологическим возможностям окружающей среды, обусловил нарушение равновесия и гармонии не только в природных экосистемах, но и оказал негативное влияние на состояние и функционирование этнических экосистем. В этой связи важным социальным заказом современности является формирование экологической культуры, зиждящейся на сознательной ответственности личности к окружающей среде, нового экологического мировоззрения, основанного на понимании важности экологической безопасности и устойчивого развития окружающей среды.

В настоящее время наблюдается процесс становления прогрессивного современного типа экологической культуры – гуманистического, или ноосферного, который охватывает все подсистемы: экологические, социальные и производственные отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологическое образование и воспитание. Таким образом, в условиях глобальных преобразований, характеризующих современный мир, на фоне ухудшения общего состояния окружающей среды, проблема формирования экологической культуры приобретает особую актуальность. Экологическая культура, являясь механизмом адаптации социума к окружающей природной среде, фиксирует особенность современного этапа взаимодействия человека, общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. Процесс формирования и развития экологической культуры дает импульс духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений в системе «человек – природа». В данной связи необходимо переосмысление проблем, возникающих в результате взаимодействия общества и природы, негативных последствий индустриальной деятельности.

Понятие «адаптация» является одним из важнейших в этнической экологии, поскольку отражает динамизм этнической культуры. Изначально термин «адаптация» заимствован из биологии и общей экологии, а в этнографических исследованиях стал широко употребляться лишь с 60-х годов  прошлого столетия. В широком смысле под адаптацией человека понимают комплекс приспособительных реакций к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Общеизвестно, что все этнические культуры представляют собой конкретные специфические формы адаптации к окружающей природно-ландшафтной среде. Особое значение в развитии этнокультуры играет не только окружающая среда, к которой адаптируется этнос, а путь, направление, по которому идет развитие этнической общности, ее культуры, жизнеобеспечения, природопользования в условиях выбора одной из нескольких доступных возможностей в данной среде обитания. Такой выбор называют «стратегией адаптации». Стратегия адаптации всегда определяется не только особенностями среды, но и уровнем технологического развития, культурными ценностями этнической группы, внешним воздействием и множеством других социальных факторов (1).

Этнические коллективы, вступая во взаимодействие с природой, используют ее ресурсы, воздействуют на нее и тем самым преобразуют ее. Антропогенное воздействие на окружающую среду далеко не всегда адаптируется к природным закономерностям, что подрывает способность биосферы к саморегуляции. Все биологические виды, за исключением человека, различными способами приспосабливают свою жизнедеятельность к окружающей среде, то есть используют пассивную  адаптационную стратегию. Современный же человек использует разнообразные активные стратегии адаптации, приспосабливая среду к собственным нуждам и потребностям, что неизбежно ведет к необратим изменениям в биосфере.

Для преодоления современной кризисной экологической ситуации, восстановления нарушенного экологического баланса важным является освоение позитивных практик взаимодействия с окружающей природой, сформировавшихся за весь период существования человечества. Традиционный экологический опыт (экологическая культура), являющийся неотъемлемой частью этнической культуры, в условиях современного общества обладает значительным потенциалом для гармонизации отношений в системе «этнос – природа».

Для воссоздания утраченных гармонических связей в этноэкосистемах в настоящее время целесообразно обращение к позитивному экологическому опыту, накопленному различными этническими коллективами. Поскольку каждый этнос в результате длительного проживания во вмещающем ландшафте наилучшим образом адаптируется к нему. Как отмечает Л.Н. Гумилев, этнос в момент своего возникновения представляет собой группу сходных особей, приспособившую определенный ландшафтный регион к своим потребностям и одновременно приспособившуюся к нему (2). На ранних стадиях развития этнический коллектив использует, прежде всего, пассивные стратегии адаптации, постепенно переходя к применению активных адаптивных стратегий. Таким образом, происходило формирование  достаточно устойчивых систем жизнеобеспечения этнических общностей, отличающихся гармоничной «вписанностью» в окружающий природный ландшафт.

Необходимым фактором поддержания достигнутого этноландшафтного равновесия  является традиция. Именно постпредством традиции в межпоколенном пространстве транслировался позитивный экологический опыт. Следование традиции выступает гарантом устойчивости и благополучия этносоциума, условием физического выживания людей, поскольку в традициях аккумулировались знания о природе, способы и стратегии адаптации к окружающему ландшафту, приемы и навыки рационального природопользования.

Таким образом, экологическая культура этносов аккумулирует знания о природе, умение адаптироваться к окружающей среде, приемы и навыки рационального природопользования, не нарушающие гомеостаз этноэкосистем. В современных условиях важным средством преодоления сложившейся кризисной экологической ситуации, восстановления гармонии в этноэкосистемах является освоение и переосмысление накопленного традиционного экологического опыта и экологической культуры этносов, выработанных в результате многовековой адаптации к окружающему ландшафту.

 

Литература:

1. См.: Козлов В.И. Методологические основы этнической экологии и вопросы ее практического применения. – М., 1999. – С.93-95.

2. См.: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – СПб., 2003. – С. 29.