Л.В.Земляченко

Роль народных традиций в трудовом воспитании младших школьников

 

Одной из основных задач современного образования является подготовка детей и молодежи к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры. Следовательно, возрастает роль и значение систематического и непрерывного трудового воспитания школьников, которое должно осуществляться поэтапно, с учетом возраста, и быть направлено на решение основной цели - сформировать устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни, обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности.

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания. На данном этапе у детей появляется необходимость в овладении новыми знаниями и умениями, потребность их применения в новых и знакомых видах деятельности. Наличие интереса к труду и его реализация в практической работе, постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности, создает прочную основу для творческой самореализации личности, дальнейшей трудовой подготовки учащегося.

Анализ литературы по проблеме (А.С. Макаренко, Ю.П. Аверичев, П.Н. Адрианов, П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, М.А. Галагузова и др.) позволяет выделить основные задачи трудовой подготовки младших школьников: формирование понимания роли труда в жизни человека и общества; развитие интереса и положительного отношения к трудовой деятельности; формирование трудовых умений и навыков; развитие творческого практического мышления; воспитание бережного отношения к результатам труда людей; формирование стремления и умений работать в коллективе; развитие способности к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде; формирование нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности и др.

А.С.Макаренко считал, что эффективность трудового воспитания будет достигнута при следующих условиях: раннее включение ребенка в труд; польза трудового усилия; доступность труда по характеру и объему детям данного возраста; наличие возможности проявления инициативы, самостоятельности, творчества; стимулирование детского труда (соревнование; система перспективных линий – «завтрашняя радость», новизна трудовых дел, чередование простых и сложных, легких и трудных, интересных и скучных операций, постановка ребенка в позицию организатора и исполнителя и др.); четкая организация коллективной работы [2].

Занимаясь изучением культурного и этнопедагогического наследия различных народов, автор данной статьи утвердилась в мысли о необходимости более широкого использования традиций народной педагогики в процессе трудового воспитания подрастающего поколения. Отработанная веками система методов и приемов формирования трудовых умений и качеств практически не давала сбоев и отличалась высокой эффективностью, что подтверждается работами исследователей народной педагогики разных лет (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, А.К. Миноваров, З.Г. Нигматов, P.A. Низамов, Я.И. Ханбиков, В.Л. Имайкина, Н.Ф. Беляева, Г.А. Корнишина, В.А. Балашов, Т.Г. Тимошина и др.).

В народной культуре провозглашен культ труда, человека труда, а трудовая подготовка – венец народной системы воспитания. Жизнь в труде являлась основным состоянием народа, формой его жизнедеятельности, поэтому этнические характеристики идеального человека обязательно включают в себя наличие трудолюбия, умелости как жизненной необходимости и залога полноценной счастливой жизни: «Без дела жить – только небо коптить» (рус.), «Работать любишь – всегда в почете будешь» (морд.), «Без труда и силач немощен, мудрец глуп, красавец – урод» (чуваш.), «Труд – опора Вселенной» (чуваш.), «От лености человек захворает, а от труда делается здоровым» (тат.), «Труд душу радует, лечит человека, продлевает его жизнь» (марийск.).

Задачами трудового воспитания в народной педагогике является формирование осознания необходимости трудиться на благо общества, семьи, воспитание сознательной дисциплины, выработку ловкости, прилежания, смекалки, взаимопомощи, бережливости, целеустремленности, умения доводить дело до конца, аккуратности и др.: «Не спеши языком – торопись делом» (рус.), «Кто занят делом целиком – не болтлив языком» (морд.), «Кто рано встает, тому и первый блин» (морд.), «Кто рано встает, тому Бог подает» (рус.), «И готово, да бестолково» (рус.).

На основе анализа этнопедагогических и этнографических источников можно выделить ключевые особенности народного трудового воспитания:

Раннее включение детей в труд, подготовка к самостоятельной жизни являлась жизненной потребностью, обязанностью и необходимым условием эффективного функционирования семейной экономики. В народной культуре традиционно существовало двойственное отношение к детям: с одной стороны каждый ребенок воспринимался как дополнительные рабочие руки и помощник в домашнем хозяйстве, с другой стороны до определенного времени (до инициации) ребенка считали наименее опытным и полезным членом семьи, относились к нему снисходительно и называли несмышленышем. Именно последнее обстоятельство, возможно, побуждало молодое поколение как можно раньше овладевать необходимыми трудовыми умениями и навыками, проходить обряды инициации для получения прав социальной группы «взрослые» и разрешения на создание семьи.

Народной педагогикой подчеркивалась необходимость обязательного овладения определенной профессией, различными видами хозяйственной деятельности. И.В. Бестужев-Лада, говоря о сложной семье старого типа, отмечает, что в условиях «домашней школы» осуществлялась профессиональная подготовка через передачу по наследству профессии от отца к сыну и подготовка к роли отца-матери. В 14-15 лет молодые люди знали и умели все или почти все, что знают и умеют их родители [1]. Специфика содержания трудового воспитания складывалась под влиянием исторических, географических, природно-климатических условий, менталитета и психологии этноса, хозяйственно-экономической деятельности, межэтнического взаимодействия, форм и методов трудовой подготовки в семье, семейным делом и др.

В процессе совместного труда детей и взрослых наиболее действенными являлись практические методы, личный пример старших, обеспечивалась преемственность поколений в овладении трудовыми умениями, профессией. В семье ребенок являлся объектом внимания нескольких поколений родственников, обучавших и передававших опыт детям, что интегрировало воспитательные усилия, обеспечивало сотрудничество членов семьи в трудовой подготовке и эффективность воспитания.

Важным условием трудового воспитания в народной педагогике являлась дифференцированность подготовки для каждой возрастной группы, для девочек и мальчиков, которые под руководством матери и отца соответственно овладевали необходимыми для будущей взрослой жизни умениями и навыками.

В народной педагогике успешно решаются проблемы стимулирования и поощрения детского труда. Лучшей наградой всегда выступало общественное признание, поручение части сложного дела, похвала родителям; ожидание отдыха, праздника, игры после трудовых усилий выступало мощнейшим стимулом детского труда. Так, неотъемлемой частью Рождественских колядок у мордвы был обычай публичного осмотра предметов ручного труда. В каждый дом заходили ряженые и проверяли, кто из женщин сколько напрял, а у девушек – качество и количество свадебного приданого. Нерадивых выставляли перед всеми на посмешище, если у кого оказалось мало пряжи, того валяли в снегу [3, С. 200]. У чувашей также было принято публично осматривать предметы рукоделия невесты. Дети всегда были свидетелями публичного осмотра и оценки взрослыми предметов крестьянского труда.

Решению задач трудового воспитания способствовали элементы традиционной культуры. Рассмотрим роль обрядов, традиций, игровой культуры мордовского народа в подготовке молодого поколения к труду. Следует отметить, что в традиционной обрядности мордвы, как и у других народов, сохраняются былые социально-религиозные воззрения, поклонение языческим божествам – покровителям дома, поля, воды, ветра и др. Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому первооснова всех календарных праздников – труд земледельца, обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в народной культуре (обряд посевания – обсыпания хозяев и скотины зерном или рассыпание его по дому, домашние моляны Пакся-аве (божеству поля), Вирь-аве (божеству леса) о хорошем урожае, моления верховному богу Вере-пазу и богине урожая Норов-аве, встреча весны, весеннее моление плугу «Кереть озск», моление на меже «Грань озкс», моление о дожде «Пиземе озкс», перед началом сенокоса «Лайме озкс», после окончания жатвы моление серпа «Тарваз озкс», моление озимых «Озим озкс» и др.).

В ходе обрядов, связанных с рождением ребенка у мордвы как и у других народов девочке клали в колыбель нитку и лоскуток, чтобы была мастерицей; мальчику – игрушечное орудие труда, кусочек свинца, чтобы был метким охотником; высказывались пожелания стать умелыми мастерами своего дела, помощниками своим родителям. Воспитанию трудолюбия способствовали календарные религиозные праздники и трудовые традиции (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др.). Издавна в народе говорили: «Ради хорошего праздника надо много работать», поэтому годовой цикл народных праздников основан на последовательной закономерности: труд, отдых, праздник.

Решению задач трудовой подготовки содействовали игры, в которых ребенок, развиваясь, приобретал необходимые качества, умения. В простых и наивных на первый взгляд народных играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. Народные игры мордвы прививали играющим определенные трудовые навыки, способствовали освоению сложных крестьянских занятий. Например, в игре «В звонкие камешки» девочки тренировали гибкость, проворность, ловкость пальцев, добивались быстроты реакции, что необходимо в вышивании, прядении, производстве холста и др. Важное значение в трудовой подготовке принадлежит театрализованным играм, в которых дети воспроизводят всевозможные бытовые эпизоды («На пасеке», «На ярмарку», «На водяной мельнице», «В гостей», «В пироги», «В репу» и др.); хороводным играм, состоящим из изображения изготовления предметов ручного труда или возделывания земли («Холст Шуниной Анки», «А мы парку парили», «Маковица-головица», «Смотрины пряжи», «Рос на поле белый лен», «Хоровод на току» и др.); подвижным играм, формирующим ловкость, сноровку, выносливость, лидерские и организаторские способности. В молодежных играх крестьянский уклад воспроизводился более подробно. Например, во время зимних Святок широко бытовали игры «Овин» и «Харчевня», в которых изображалась картина трудового дня крестьянина от пробуждения до ужина.

Таким образом, система трудового народного воспитания нацелена на обретение ребенком системы трудовых умений и навыков, желания трудиться, на воспитание презрительного отношения к лени и лентяям, неумелости.

Однако достаточно сложно перенести народные традиции трудовой подготовки в современную школу и семью. Приходится констатировать, что многие прогрессивные и эффективные методы и приемы, механизмы и принципы трудового воспитания, выработанные вековым опытом, не всегда действуют в современных условиях. Один из возможных путей в использовании этнопедагогического наследия в трудовом воспитании учащихся начальных классов в общеобразовательной школе  - использование фольклора с трудовой тематикой, произведений декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел на уроках литературного чтения, музыки, ИЗО, технологии. Произведения устного народного творчества воздействуют на доступном для каждого возраста уровне на эмоциональную и ценностную сферы личности, поэтому являются мощнейшим средством трудового воспитания детей. Особая роль принадлежит детскому фольклору с трудовой тематикой (морд. нар. песни «Аринушка», «Тютю-балю», сказки «Жатва зимой», «Черные онучи», «Два купеческих сына» и др.). В бытовых сказках крестьянин, батрак, мастеровой (горшеня, плотник и др.) всегда изображаются как подлинные труженики, знающие свою работу и ценящие свой труд, обладающие подлинным оптимизмом, острым умом, смекалкой.

Наиболее пристальное внимание следует уделить организации внеурочной деятельности по трудовому воспитанию с использованием народных традиций. Практическая работа может быть организована через проведение цикла календарных народных праздников, в ходе которых крайне необходимо привлекать детей к выполнению посильной работы по их подготовке (изготовление костюмов, совместное с родителями приготовление пищи, выполнение изделий декоративно-прикладного искусства, народных ремесел).

Значительным потенциалом в трудовом воспитании младших школьников обладают кружки, студии, творческие группы и клубы по интересам, мастерские: художественно-прикладные региональной направленности (плетения из лозы, бисероплетения, резьбы по дереву, народной игрушки, национальной вышивки и др.), художественно-прикладные общего характера (художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки и т.п.); конкурсы, ярмарки, выставки изделий народного искусства; театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками); организация музейных уголков народного быта; проектная деятельность (выполнение творческих, исследовательских проектов «Крестьянская изба», «Народный костюм», «Игрушки детей разных народов» и др.).

Целенаправленное использование народных традиций в трудовом воспитании младших школьников, несомненно, повысит его эффективность, т.к. включение в трудовую деятельность через игру, народный праздник, занятие по интересам обеспечивает соблюдение принципов добровольности и ненасильственности труда; учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов детей данной возрастной группы; сотрудничества детей и взрослых при подготовке и проведении праздников; разносторонней направленности трудовой подготовки, т.е. овладение различными видами трудовых операций, применяемых в бытовом, общественно полезном труде; «радостной перспективы» в ожидании и подготовке праздника; самоутверждения, самореализации, получения общественного признания результатов трудовых усилий ребенка.

Использование этнических традиций трудового воспитания младших школьников должно быть органично вплетено в структуру урока, внеурочного мероприятия, отвечать их целям и задачам; при подборе фольклорного материала, народных игр необходимо опираться на психолого-возрастные особенности детей, этнический состав класса; важно использовать потенциал всех форм учебной и внеучебной деятельности младших школьников для реализации задач трудового воспитания.

Литература

  1. Бестужев-Лада, И.В. Драгоценные крупицы народной мудрости // в кн.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997. – С.101-104.
  2. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.
  3. Мордва: историко-культурные очерки. – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1995.