Музыка и жизнь./ Эпохи, стили, жанры

К.п.н. Кочеков В. Ф.

Челябинская государственная академия культуры и искусств, Россия

Становление академического исполнительства на классической шестиструнной гитаре в Челябинской области

В данной публикации впервые предпринята попытка системно и наглядно представить историю академического гитарного искусства в одном из значимых российских регионов, каковым является Челябинская область.

Целью работы является показ многообразия содержания целостной картины становления и развития классической шестиструнной гитары, осмысление процесса формирование этого музыкального инструмента как инструмента академического.

Исследования, относящиеся к отечественной гитаристики, в последние десятилетия значительно активизировались. Это диссертационные исследования искусствоведческого характера В. Р. Ганеева: «Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса», К. В. Ильгина: «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство»; диссертационные исследования в педагогическом плане М. А.: «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары», Н. Н. Дмитриевой: «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары». Фундаментальный труд М. С. Яблокова «Классическая гитара в России и СССР» является уникальной работой, в которой освещены основные моменты, связанные с историей развития классической гитары у нас в стране.

Данные работы позволяют сделать вывод о том, что интенсификация научного, педагогического поиска, касающегося классической гитары, в дальнейшем сможет воспроизвести единую, содержательную картину российского гитарного искусства, его тенденции, формы, направления и перспективы.

Общероссийское гитарное пространство включает в себя конкретные территориальные образования, в которых бытует классическая шестиструнная гитара, ведется работа по ее развитию, педагогическая, исполнительская и пропагандистская деятельность, имеются свои педагогические кадры, профессиональные гитаристы, гитаристы-любители. Каждое такое территориальное образование характеризуется своими особенностями, отличиями. Общая панорама России в контексте гитарного искусства, его развития складывается из этих самых территориальных образований. Поэтому необходимо как можно полнее их показать, чтобы иметь объективные данные о содержании, состоянии, путях дальнейшего совершенствования классической гитары как академического инструмента у нас в стране.

В данной статье освещены процессы, связанные с формированием и развитием академического исполнительства на классической шестиструнной гитары в Челябинской области. Таким образом, часть общероссийского гитарного пространства, включающего один из уральских регионов, будет представлена, это поможет в отображении целостной картины.

Процесс формирования и развития академического гитарного исполнительства в Челябинской области во многом совпадал с общероссийскими процессами. Тем не менее, в значительной степени присутствуют и особенности, присущие только данному региональному направлению в сфере классической шестиструнной гитары.

Интенсивная деятельность уральских гитаристов, многообразие их деятельности позволили Челябинской области стать регионом, с превосходно сформированном и четко функционирующим гитарно-академическом комплексом. Огромное число учащихся всех образовательных звеньев, квалифицированный педагогический состав, высокопрофессиональные исполнители, налаженные связи с самыми именитыми российскими гитаристами – вот тот фундамент прогрессивного, поступательного движения академического гитарного искусства.

Выпуск данной работы позволяет значительно дополнить очень важный и существенный раздел музыкальной культуры Челябинской области – академическое гитарное искусство, являющееся органичной и необходимой его частью.

Путь развития гитары как академического инструмента у нас в стране был непростым, извилистым, противоречивым, тернистым, порой трагическим, но российская классическая гитара сумела занять достойное место в ряду общепризнанных музыкальных инструментов, вышла на международный уровень, имеет большой авторитет среди мировых мэтров гитарной педагогики и исполнительства.

Семиструнная гитара была довольно широко распространена как в интеллигентских кругах дореволюционного Челябинска, так и в мещанской среде, использовалась как аккомпанирующий инструмент для сопровождения пения русских народных песен, романсов. В качестве ансамблевого, оркестрового инструмента семиструнная гитара использовалась в любительских домашних ансамблях со струнными инструментами – балалайками, мандолинами. Практика музицирования в домашних оркестрах было довольно распространенным явлением в Челябинске, других уральских городах. Это можно рассматривать как истоки академического исполнительства на гитаре.

Семиструнная гитара была непременным участником любительских ансамблей и оркестров струнных инструментов, создаваемых в учебных заведениях, обществах, собраниях, народных домах Челябинской губернии. Функция гитары сводилась к аккомпанементу.

Здесь уже можно говорить об обращении как к цифровой системе (переходная к нотной), так и к нотной (письменной) традиции. Самоучители, нотные сборники для гитары, продающиеся в магазинах дореволюционного Челябинска, позволяют делать вывод, что наряду с бытовой традицией музицирования появляются ростки академического исполнительства на гитаре.

Оркестр смешанного состава струнных инструментов, в который входили и гитары, существовал до 1914 г. в г. Миассе (руководитель В. Семенков). Исполнялась популярная танцевальная музыка, русские народные песни.

Гитары входили в состав оркестра, организованного в 1920 году в Челябинске струнного оркестра: «С перового сентября с. г. открывается запись музыкантов в Челябинский струнный оркестр.. Принимаются все лица, имеющие собственные струнные инструменты (мандолины, гитары, балалайки)» [9]. Это уже является профессиональной работой, в которой академическое исполнительство, посредством несложных классических произведений, начинает активно  внедряться в музыкальное пространство региона.

С 1934 г. при клубе Челябинского тракторного завода С. В. Новацким был организован оркестр смешанного состава, в котором находились гитары. Коллектив имел достаточно высокий исполнительский уровень, о чем можно судить по довольно сложным произведениям композиторов-классиков Л. Бетховена, П.Чайковского, В. Моцарта, М. Глинки. Здесь уже используется только нотный материал, что в комплексе говорит об академической направленности исполнительства.

Челябинец Илья Фридьев (будущий секретарь созданного в 1919 г. РАБИСа – профсоюза работников искусств) увлекся музыкой еще подростком. На гитаре играть его учила мама, Елена Яковлевна, сама хорошо владевшая инструментом. Довольно скоро Илья добился значительных успехов. Параллельно учился играть на балалайке, мандолине. Активно привлекал к совместному музицированию сверстников, выступая в качестве руководителя. Первоначальный период игры «на слух» сменился затем обращением к нотному материалу. В 1909 г. компания подростков организовала драматический кружок (позднее преобразовался в Юношеский театр). Режиссером созданного творческого коллектива стал Глеб Дробинин (впоследствии внесший значительный вклад в развитие театрального дела нашего региона). Помощником режиссера стал И. Фридьев, совмещающий с этой должностью должность руководителя струнного оркестра, сопровождающего театральное действо. Помимо сопровождения спектаклей оркестр играл и самостоятельно, имелось несколько солистов-певцов, которым оркестр аккомпанировал. Все премудрости инструментовки, подготовки партий Илья постигал в ходе практической работы.

Затем была учеба в Свердловском музыкальном училище. После возвращения Илья продолжал серьезно заниматься на семиструнной гитаре. Позже он начал делать собственные обработки популярных произведений, сочинять небольшие пьесы. В кругах челябинских меломанов выступления гитариста всегда имели большой успех. В исполнении музыканта звучали русские народные песни, танцевальные произведения, особенно бурно публика реагировала, когда исполнялись авторские вариации на популярную песню «Чижик-пыжик».

Практика, полученная в юношеские годы, в Свердловском музыкальном училище позволила Илье в дальнейшем руководить как любительскими, так и профессиональными оркестрами струнных народных инструментов.

Гитарист много концертировал как в Челябинске, так и в прилегающих городах и в сельской местности. Его игра доставляла огромное удовольствие слушателям, особенно молодежи. «…Репертуар музыканта состоял из произведений П. И. Чайковского, Э. Грига и многих других известных композиторов. Очень хорошо звучала «Восточная мелодия», собственная композиция гитариста» [5].

В истории гитарной жизни Челябинска И. Фридьев был первым и единственным гитаристом-профессионалом, выступающим перед публикой как солист-гитарист, исполнитель классических и собственных  произведения, вплоть до 50-х годов прошлого столетия. Академическая направленность творчества музыканта сыграла значительную роль в  становлении гитары как классического инструмента в нашем регионе. 

С. Я. Садаков, организовавший профессиональное образование на струнных русских народных инструментах в Челябинской области, с начала своей деятельности (1938 г.) активно использовал семиструнную гитару в коллективном музицировании.

Мощный толчок к процессу массового приобщения самых широких слоев населения к гитаре дала авторская песня – новое течение, берущее свое начало в 50-60 годы и способствовавшее распространению гитары как аккомпанирующего инструмента. На слушательскую аудиторию вышли известные поэты, писатели, ученые, актеры А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Кукин, Н. Матвеева, А. Городницкий, Ю. Ким, С. Никитин, В. Высоцкий, В. Берковский и др.

Гитарный аккомпанемент использовался как подручное средство к исполняемым стихам. Это была, своего рода, «инструментальная подзвучка» тексту, некая фоновая поддержка словесного материала (очень интересный авторский термин дает данному виду произведений – стихи с элементарным аккомпанементом – челябинский поэт Сергей Семянников, он вводит термин  «стихопесня»).

Прогресс гитары, как аккомпанирующего инструмента, был стремительным и впечатляющим: от простого сопровождения до развернутого аккомпанемента с богатой мелодической линией, сложным, насыщенным, разнообразным гармоническим наполнением (С. Никитин, А. Дольский).

Начальный, целенаправленный этап развитие гитары в контексте авторской песни в Челябинской области можно рассматривать с марта 1971 года, когда был зарегистрирован клуб авторской песни при городском туристическом клубе. Первые организаторы: В. Балабанов, С. Блинов, Г. Васильев, В. Горелов, Т. Лихачева, Л. Петрова, А. Рычагов, В. Стенников. Различные формы деятельности членов клуба способствовали приобщению новых участников к игре на гитаре, совершенствованию исполнительского мастерства. «Члены клуба прослушивали и разучивали песни, репетировали программы к общегородским вечерам и концертам, сочиняли тексты и готовили сценарии капустников, обучались игре на гитаре; делились впечатлениями от прошедших фестивалях, творчестве отдельных бардов» [4, с. 38]. Концерты, семинары, курсы – повседневная работа клуба. Существенным стимулом к авторской песне, гитарному сопровождению являлись приезды известных исполнителей авторской песни. Еще одним стимулом и заинтересованностью в развитии авторской песни (а, следовательно, и самой гитары) явились фестивали, ставшие традиционными: Ильменский фестиваль, фестиваль «Черная скала». Массовому характеру бардовского движения способствовали открытия клубов авторской песни во многих городах Челябинской области.

Таким образом, мы можем утверждать, что авторская песня, различные формы ее бытования, сыграли существенную роль в деле развития гитары в Челябинской области. Об этом можно судить по стабильно большому количеству участников различных фестивалей, конкурсов авторской песни. Качественным показателем является все возрастающее мастерство исполнителей в плане аккомпанемента на гитаре.

Нельзя обойти вниманием и такой феномен 60-годов прошлого столетия, как появление ансамбля «Битлз». Именно этот зарубежный ансамбль способствовал широкомасштабному приобщению к гитаре огромной армии любителей в СССР. Интенсивность данного процесса подкреплялось наличием в сфере торговли гитар в достаточном количестве и по доступной цене. Доступность в приобретении гитар удачно соединилась со способом освоения игры: по сути, это был возврат к системе, существовавшей в сфере народно-инструментального исполнительства (балалайка, гармонь, баян) не одно десятилетие – буквенно-цифровой, от которой резко отказались к 60- м годам.

В регионе появилось множество любительских ансамблей, по типу ансамбля «Битлз». Этот первоначальный этап гитарного развития можно охарактеризовать как «слухаческий», к нотному материалу, практически, не обращались, достаточно было буквенной системы. Но ситуация постепенно менялась, с усложнением музыкального материала, с необходимостью повышения исполнительского мастерства, для чего требовалась методическая и нотная литература. Таким образом, период обращения к письменной (нотной) традиции любительского музицирования на шестиструнной гитаре наступил довольно быстро.

Что касается академического направления развития шестиструнной гитары в Челябинской области, то оно, естественно, в первую очередь определяется музыкальным образованием, письменными традициями (обращением к нотному материалу).

Достаточно серьезный вклад в дело развития классической гитары внес Виктор Моисеевич Остапчук (17. 04. 1937-10. 05. 2005 гг.).

В 50-е годы прошлого столетия, будучи подростком, Виктор занимался в детском оркестре народных инструментов Дома культуры  Челябинского тракторного завода. Руководитель оркестра И. Д. Кадола разработал свою систему приобщения подростков к народно-инструментальному исполнительству. И в те годы подрастающее поколение хотело приобщиться к гитаре (во дворах по вечерам пелись песни, как правило, относящиеся по содержанию к криминальной сфере). Подростки целенаправленно приходили в оркестр с желанием освоить гитару. Руководитель принимал всех желающих, но с одним условием: вначале нужно освоить азы игры на имеющихся оркестровых инструментах, а затем наступит очередь гитары. Данная методика руководителя обеспечивала постоянную комплектацию оркестра, так как подростки втягивались в учебный процесс, им нравилось выступать на концертах, которые проходили довольно часто, нравилась сама творческая атмосфера коллектива. 

Виктор Остапчук прошел крепкую начальную музыкальную подготовку в оркестре и неплохо освоил семиструнную гитару. Будучи уже студентом Челябинского политехнического института перешел на шестиструнную гитару, самостоятельно ее осваивая по имеющимся школам и самоучителям. После окончания института, работая инженером Виктор не оставил музыкальное поприще. Создание первых кружков гитаристов связано с именем В. Остапчука: он организовал в 60-х годах такой коллектив во Дворце культуры Челябинского металлургического завода, а затем – в Челябинском политехническом институте. Участники ансамбля ДК ЧМЗ Ю. Цуприк и Н. Функштейн (оба инженеры), воспитанники В. Остапчука, дуэтом постоянно выступали в различных концертах, на смотрах художественной самодеятельности. Репертуар гитаристов составляла гитарная отечественная и зарубежная классика. Игра дуэта гитаристов всегда имела большой успех у публики. После ухода Виктора из ДК ЧМЗ кружок вели гитаристы-самоучки Буньков и В. Пахомов.

Приход в кружок гитаристов ДК ЧМЗ в качестве руководителя Н. П. Кошелева ознаменовал следующую качественную ступень развития классической шестиструнной гитары в Челябинской области.

Николай Петрович родился в 1940 году в селе Горлово Рязанской области (умер в 2000 г.). В 1966 году окончил энергостроительный техникум в г. Новомосковске. Посещал оркестр народных инструментов, где приобрел хорошие навыки игры на балалайке-приме. С подросткового возраста увлекся шестиструнной гитарой. Самостоятельно осваивал приемы игры, классический репертуар. После службы в армии поступил в Московский институт культуры по классу балалайки. Московский вуз дал прекрасную подготовку и в практическом, и в теоретическом планах. Занятия с замечательными педагогами позволили сформировать серьезную профессиональную исполнительскую базу (достаточно сказать, что по классу дирижирования педагогом был Н. П. Иванов-Радкевич, в свое время окончивший Московскую консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра и инструментовки у С. Н. Василенко). Посещение концертов известных музыкантов различных жанров, постоянно выступающих в Москве, благотворно сказывалось на росте исполнительской культуры  студента, сформировало его как настоящего профессионала.

В годы учебы продолжалось освоение шестиструнной гитары. Общение с друзьями-студентами, обучающимися по классу гитары, их советы, консультации, практическая помощь позволили овладеть инструментом довольно основательно, значительно расширить репертуар, повысить технику исполнения.

В 1967 году Николай Петрович приехал в Челябинск и стал руководить ансамблем гитаристов в ДК ЧМЗ, а в 1968 г., там же открыл студию гитаристов.

Таким образом, Н. П. Кошелев стал первым преподавателем с высшим специальным образованием (тем более, полученном в столичном вузе), который стал обучать челябинских гитаристов. Отсутствие высшего профильного образования по гитаре компенсировалось обширной теоретической и практической базами, полученными в классе балалайки, многолетним опытом музицирования на гитаре, общением с исполнителями и педагогами-гитаристами в Московском институте культуры. Кроме того, годы учебы были и годами постоянных концертных выступлений на различных площадках и в качестве балалаечника, и в качестве гитариста.

Интересна дальнейшая судьба музыканта, уехавшего из Челябинска в Белоруссию в 1970 году. Именно 70- годы прошлого столетия, после приезда Н. П. Кошелева, считаются точкой отсчёта профессиональной гитарной школы в республике, так как именно он является создателем академической исполнительской и педагогической школы в будущем государстве Беларусь. Николай Петрович в 1970 году открыл класс гитары в Минском музыкальном училище им. М. И. Глинки, а затем и в Белорусской государственной консерватории, организовал при ДК Тракторного автозавода в Минске ставший впоследствии известным по всей стране клуб гитаристов, который и по сей день носит его имя.

После отъезда Николая Петровича из Челябинска руководителем ансамбля гитаристов в ДК ЧМЗ с 1970 по 1973 гг. был Ш. Х. Мухатдинов, выросший как гитарист, фактически, в этом ансамбле.

Владимир Опольский, гитарист-самоучка в 50-е годы прошлого века вел ансамбль гитаристов в Доме культуры  «Дзержинец», в 60-е годы – платный кружок в Доме культуры ЧТЗ. У В. Опольского была очень хорошая нотная библиотека, с большим выбором различного музыкального материала. Все нотные сборники, методическую литературу руководитель приобретал в торговых точках, для чего скупал все появляющиеся новинки. В. Опольский сам делал многочисленные переложения песен советских композиторов, современных песен, только появившихся на эстраде. Этим мобильным способом руководитель поддерживал постоянный интерес у своих питомцев. После него, уже в конце 70-х годов, руководил кружком Г. Шишкин, окончивший Свердловское музыкальное училище по классу гитары.

С открытием первого класса гитары в Челябинской музыкальной школе № 2 (1970 г., преподаватель Ш. Х. Мухатдинов) начался процесс быстрого распространения в регионе шестиструнной гитары как академического инструмента.

В 1971 году произошло важное событие для гитарного образовательного пространства Челябинска: по инициативе челябинских гитаристов при Челябинском Доме художественной самодеятельности (директор И. Ляпустин) организуются годичные курсы повышения квалификации для руководителей кружков гитаристов. Занятия по специальности проходили один раз в неделю, два раза в неделю – занятия ансамбля. Проводили курсы Ш. Мухатдинов, В. Ковба, В. Устинов. Курсанты, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамены получили официальные свидетельства, дающие право работы с любительскими коллективами гитаристов. Качественным показателем состоявшихся курсов может служить тот факт, что среди выпускников были В. Штыхван, П. Онищук, впоследствии окончившие Челябинское музыкальное училище, а Анатолий Ольшанский окончил музыкальное училище им. П. И. Чайковского при Московской консерватории, стал известным гитаристом, завоевав авторитет как исполнителя, так и композитора во многих странах мира.

Таким образом, можно говорить о том, что первый учебный процесс по классической гитаре, с вручением официальных документов состоялся в Челябинской области в сезон 1971-72 гг.

Класс гитары повсеместно начинает появляться на отделениях народных инструментов детских музыкальных школ, и уже в 70-х годах открывается класс гитары в Челябинском и Магнитогорском музыкальных училищах. Характерно, что в отсутствии специалистов-гитаристов, первыми преподавателями гитары были народники: в Челябинске – балалаечник В. В.  Медведев, окончивший Уральскую консерваторию, после него класс гитары вела Т. А. Лихачева (Карева) –  домристка, так же окончившая Уральскую консерваторию. После Т. А. Каревой преподавателем класса гитары стала Г. И. Федоренко, окончившая Московское музыкальное училище им. Гнесиных по классу семиструнной гитары. В Магнитогорском училище класс гитары вел Н. К. Бабаев, выпускник Новосибирской консерватории по классу домры.

В 80-х годах открывается класс гитары в Миасском музыкальном училище.

Характерной чертой является то, что развитие гитары, как академического инструмента в Челябинской области, практически, шло параллельно на всех ступенях обучения: начальном, среднем, высшем. В 1968 году открывается Челябинский институт культуры, в котором в 1969 г. на заочном отделении оркестрового дирижирования вводится класс гитары. Первым преподавателем стал Н. П. Кошелев, а первым студентом В. Шлохин.

Знаменательно, что была попытка осуществления высшего консерваторского образования по классу гитары. Речь идет о музыкально-педагогическом факультете ( по программе консерватории, осуществил четыре выпуска) Челябинского государственного института культуры. В 1971 году на заочное отделение народных инструментов музыкально-педагогического факультета был принят единственный студент-гитарист Петр Попов, артист Челябинской филармонии. Его преподавателем являлся балалаечник В. В. Медведев (по целому ряду причин трагического характера гитарист не окончил вуз).

В 1991 году Челябинский государственный институт культуры получает новый статус, который позволил осуществлять высшее специальное (консерваторское) образование, в том числе и по классу гитары. Затем открывается класс гитары в Магнитогорской государственной консерватории.

В настоящее время в Челябинской области класс гитары имеется на всех ступенях музыкального образования: музыкальные школы (детские школы искусств), средние специальные заведения, высшие учебные заведения.

Наличие полной трехступенчатой системы музыкального образования, отсутствие дефицита контингента учащихся на всех ступенях системы, большое число желающих являются показателями огромной популярности классической гитары. Данный феномен сохраняется уже не одно десятилетие. При всех положительных качествах данного явления (приобщение к музыкальному инструменту значительных масс детей и взрослых), возникает ряд проблем, которые требуют своего разрешения.

Спрос желающих обучиться по классу шестиструнной гитары не может удовлетвориться имеющимся количеством профессиональных гитаристов-педагогов. Как правило, их подменяют педагоги-народники: домристы, балалаечники, баянисты. Естественно, качество преподавания во многом страдает в данной ситуации, а подготовить учащегося музыкальной школы в музыкальное училище, колледж для непрофессионального гитариста проблематично. Возникает дилемма: или сокращать набор учащихся, ориентируясь на имеющихся гитаристов с базовым образованием (что совершенно нереально по целому ряду причин), или резко увеличивать количество преподавателей с базовым образованием (что, пока, тоже не осуществимо). Есть третий вариант. Основная масса учащихся первой ступени (МШ, ДМШ) по классу гитары не нацелена на продолжение обучения. Для многих здесь целью является освоение аккомпанемента в качестве сопровождения пения. По логике вещей нужен дифференцированный подход, при котором ориентированные на продолжение обучения дети остаются профессионалам-гитаристам, а все остальные переходят к «непрофессионалам». Это, практически, тоже масштабно неосуществимо, потому что такую конкретную дифференциацию провести невозможно по многим параметрам.

Везде данная проблема решается по-разному. К примеру, в Уфе, все преподаватели, не имеющие базового образования по гитаре, но ведущие класс гитары в музыкальных школах, обязаны получить образование, окончив музыкальное училище (заочное обучение). Данная, официальная установка, конечно, ведет к повышению качества музыкального образования на первой ступени, но является довольно жестким волевым решением, не всегда имеющим возможности к реализации.

Челябинские гитаристы пошли другим путем. Все преподаватели МШ, ДШИ, (а это, как правило, народники-струнники), ведущие класс гитары и не имеющие базового образования по классу гитары, обязаны пройти необходимый цикл курсов с теоретическим и практическим насыщением, касающихся гитарного исполнительства и гитарной педагогики в объеме музыкальной школы. Нужно отметить, что данный контингент педагогов с пониманием относится к этой системе переподготовки, она с большим успехом функционирует уже несколько лет и приносит ощутимые плоды.

Существует еще одна проблема, которая муссируется вот уже не одно десятилетие. Речь идет о месте академической гитары в структуре учебных заведений. Как известно, классы гитар существуют при отделениях и кафедрах народных инструментов. Часть представителей гитарного сообщества довольно категорично требует вывести класс гитары из этой структуры: «В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы» [2, с. 185].

Мы считаем, что такая категоричность, особенно при существующем положении переходного периода на новые рельсы в сфере специального образования вообще и гитарного, в частности, не несет позитивного решения. Комплексное осуществление кардинальных изменений в системе подготовки гитаристов – процесс довольно сложный, требующий немалых как финансовых, так и организационных издержек. Безболезненным решением проблемы является всего лишь замена участия гитаристов в оркестре народных инструментов на ансамблевое музицирование в однотипном гитарном составе, или с различными музыкальными инструментами (симфоническими, народными). Нет отрицательного отношения к нахождению гитары на отделениях и кафедрах народных инструментов в высказываниях одного из корифеев отечественного гитарного искусства гитариста и композитора Н. Кошкина: «…. я очень рад тому, что гитара была на кафедре народных инструментов, когда я учился. Потому, что благодаря этому я смог заниматься такими дисциплинами, как дирижирование, смог играть в оркестре» [6, с. 37].

То, что классическая шестиструнная гитара тесно связана с русским народно-инструментальным исполнительством говорит направление, разрабатываемое российским виртуозом-гитаристом, композитором Сергеем Рудневым и обозначенное им как «Русский стиль»: «…У нас в России уникальная, самобытная гитарная школа, аналогов которой нет в мире» [1, с. 20]; «…На классической гитаре можно и нужно играть по-русски» [8, с. 27]; «…Услышать на 6-ти струнной гитаре мелодизм протяжной русской песни» [3, с. 9]. Основа «Русского стиля» – родной ладово-интонационный язык. Показательно, что в 2005 г. Нижегородский гитарный фестиваль прошел под девизом: «Классическая гитара. Русский стиль». На фестивале была представлена вся панорама русской гитарной школы. По содержанию фестиваль явился новой, значительной вехой в развитии гитары, именно как российского национального инструмента: «Это то, чего не хватает государству сейчас – национальной идеи. И с помощью таких фестивалей мы это ощутим»[3, с. 9].

В исполнительской и педагогической среде гитаристов Челябинской области никогда не возникал вопрос совместимости гитаристов с представителями русских народных инструментов. Отсутствие нездоровой конкуренции между гитаристами нашего региона, между гитаристами и народниками выгодно отличает его от многих других; атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи гитаристов – один из значительных факторов, способствующий стремительному становлению и развитию исполнительско-педагогической гитарной школы в регионе, успешному функционированию всех структур, связанных с гитарным искусством, педагогикой, пропагандой.

Академическое исполнительство на шестиструнной гитаре в Челябинской области сформировалось за рекордно короткие сроки с исторической точки зрения. Пройдя путь от бытового музицирования (бесписьменная традиция) до самых высоких образцов академического музыкального искусства, классическая шестиструнная гитара заняла прочное и достойное место в музыкальной культуре Челябинской области и России. Гитаристы-исполнители и композиторы нашего региона вышли на мировой уровень, получили международное признание и известность. Все это позволило вывести Челябинскую область на одну из ведущих позиций отечественной и мировой гитаристики.

Литература

1.                 Беседы с Сергеем Рудневым. О русской гитарной школе или о старом по-новому //  Гитарист. – 2004. – № 1.

2.                 Ганеев, В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статус : дис. …канд. искусствоведения 17: 00: 02. / В. Р. Ганеев. – Саратов, 2006.

3.                 Гуркина, М. Классическая гитара звучит по-русски / М. Гуркина. – Гитарист. – 2005.  № 1.

4.                 Коробицына, Л. П. Авторская песня / Л. П. Коробицына, М. В. Лукина  // Энциклопедия Челябинской области : в 7 т. – Т. 1. – Челябинск : Каменный пояс,  2008.

5.                  Личный архив А. Л. Шатова.

6.                 Рехин, И. «Вариации на тему “Гитара в России”» / И. Рехин. //    Гитарист. – 2006. –  № 2.

7.                 Рехин, И. «Вариации на тему “Гитара в России”» / И. Рехин. //    Гитарист. – 2006. –  № 1.

8.                 Руднев, С. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом / С. Руднев. // Гитарист. – 2002.  № 1.

9.                 Советская Правда – 1920. – 15 окт.