Турашбеков А.К., к.ф.н., доцент,

Турашбеков Е.А., КазНПУ имени Абая

 (Казахстан, г.Алматы)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НАВОИ

 

       Навои высоко ценил человеческий разум и науку. «Знание и мудрость – украшение человека» – писал он. В его поэтических и прозаических произведениях широко представлены вопросы воспитания и обучения. Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны. Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье. Навои осуждал принуждающие методы воспитания как в школе, так и дома, выступал против телесных наказаний. Невежественные учителя – большой бич для школы. Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример. Навои призывал прививать молодому поколению любовь к родине, уважение к человеку – самому высокому и ценному дару Вселенной. Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания. Особую роль в духовной жизни народов Востока стала играть специфическая религиозная направленность мусульманской религии суфизм. Слово суфи означает человек, вступивший на путь духовного приближения к Всевышнему. Слово это с арабского переводится также как умный, знающий, верующий. Движение суфизма возникло в начале IX века в Аравии и постепенно распространялось в других странах. Суть этого учения сводилась к утверждению того, что все в природе является творением божества. Человек, являющийся наиболее совершенным творением Всевышнего призван стремиться к слиянию Души и Истиной (т.е. с Богом). Также несколько абстрактное представление о суфизме включало в себя различные течения с множеством оттенков. Такое разнообразие, точнее разнотечения, видимо, объясняются многими социально-экономическими и историческими условиями различных регионов мусульманского мира. Во многих странах суфизм зародился с осуждениями алчности и жестокости, мошенничества в обществе. Затем в этом учении появились новые направления нередко даже далёкие друг от друга. В суфизме встречаются требования аскетизма, ведения отшельнического образа жизни, отречение от благ сего бренного мира, предпочтения бедного образа жизни во имя бога на том свете. Одним из главных направлений этого учения считалось необходимость жития проповедников только своим трудом, быть при этом чистым и честным во всём. Так и развивалась суфийская педагогика. Суфийская педагогика – продукт древнего многоликого суфийского учения, принимавшего в зависимости от обстоятельств на протяжении всей своей 1400 - летней истории множество различных форм. Свое учение суфии сделали инструментом развития человека, что само по себе является доказательством обучающей миссии суфизма. Основанная на любви, суфийская педагогика утверждает, что реализация человеческих возможностей, прежде всего связана с его внутренним миром, саморазвитием и самосовершенствованием. Иными словами, эволюция суфия осуществляется внутри него самого, а также в его взаимоотношениях с обществом. А. Навои подчеркивает эволюционный характер усилий человека, которые всегда оправданы, независимо от того, прилагают ли эти усилия группы или отдельные люди. Гениальному мыслителю и поэту Алишера Навои принадлежит особая роль в развитии суфийской педагогической мысли. В своей системе обучения он использовал объяснения и интеллектуальные упражнения, размышления, деятельность и бездействие. Одной из его подлинно суфийских характеристик является то, что он почти за любым человеком оставляет возможность добиться определенных успехов в деле осуществления его предназначения. Используя притчи и иллюстрации, Навои разными способами выражает одну и туже мысль с целью ее глубокого проникновения в ум читателя. Суфийские учителя считают, что идея может проникнуть в обусловленный (закрытый) ум, только если ей удастся пробиться через завесу обусловленности. Поэтому суфии используют основные элементы, присущие каждому человеку, которые еще не уничтожены различными проявлениями все той же обусловленности. Речь идет об элементах, определяющих собой суфийское развитие. Важнейшим и самым постоянным из них является любовь. Она представляет собой тот фактор, которому предстоит вести человека и все человечество к завершенности. Однако любовь находится в тесной связи с озарением, каждый из этих факторов усиливает друг друга. Сила огня познания слишком велика, чтобы выдержать ее без подготовки.

В современной педагогике предполагается постоянный пересмотр и коррекция воспитательного процесса в изменяющемся потоке знания о человеке. Если обратиться к истории западной и отечественной педагогики, увидим в ней различные течения и направления, имеющие важнейшие задачи воспитания личности учащихся. Одним из способов ередачи знания является метод находить решения в ситуации обучения через суфийские легенды и притчи, которые содержат в себе мудрость веков, учат находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни притчи несут вдохновение, другие – побуждают смеяться, третьи – задуматься. Они открывают новые жизненные ориентиры, ненавязчиво предлагая пути будущих изменений и личностного роста. Обращаясь к классикам суфийской педагогической мысли, находим и ряд других факторов, значимых в становлении личности обучаемого. Так, причиной всякого дискомфорта или всякой неудачи является не гармоничность; наиболее важная вещь, которую нужно сообщать сейчас при обучении, - это чувство гармонии. Развивать в детях чувство гармонии и обращать их внимание на это не так трудно, как может показаться; надо просто показывать ребенку различные проявления гармонии в самых разных жизненных делах. В современных педагогических исследованиях находим ряд свидетельств о необходимости гармоничного воспитания подрастающего поколения. Как отмечалось в нашем исследовании, творчество суфийской педагогической мысли выражено в том, что учитель по своему усмотрению выбирает средства обучения – специальные термины, идеи, упражнения и т.д. (субъектно - субъектные отношения). Суфийская педагогика предлагает самые различные способы постижения знания. По Аль-Газали, знание иногда идет от природного расположения, и иногда, что бывает чаще, от учения и дисциплины. Суфийская педагогическая практика обусловлена ее установками на необходимость следования тарика: усвоения определенного комплекса знаний, переданного наставником, нравственное совершенствование, овладение специальным комплексом психофизических упражнений. Способность к пониманию развивается параллельно с духовным ростом человека. Восточная суфийская педагогическая мысль проявляет значимость духовного аспекта воспитания человека, формирования субъекта личности. Представляется, что использование опыта суфийского обучения и воспитания существенно расширит рамки возможностей в педагогике и психологии. Это может реализоваться за счет введения новых форм развития субъектно-субъектных отношений, восполнить и обрести в современной реалии духовный аспект воспитания. Суфийская педагогическая мысль содержит объемный материал по нравственному воспитанию человека (дидактический суфизм). Попытка анализа и изучения не проявленного материала педагогических идей и методов древней суфийской педагогики, позволит глубже рассмотреть проблему отношений между миром взрослых и миром детей и внести позитивные изменения в современный педагогический процесс Суфийская педагогика, впитавшая мудрость веков, представляет собой часть общечеловеческой педагогики. Ее обращение к интуитивному познанию мира невидимого отражает потенциальные возможности развития человека. Развивавшая тысячелетиями суфийская педагогическая мысль, ее мудрость необходимы в процессе решения острых проблем воспитания, обучения, образования как для современной педагогики, так и педагогики будущего. В стремительном темпе научно-технического прогресса XXI века развитие педагогики нуждается в увеличении профессионализма, деятельности талантливых, творческих личностей. Использование суфийских методов обучения, выверенных веками мастерами восточной суфийской духовной традиции, представляет значимый материал для обогащения современного педагогического процесса. В литературном наследии великих учителей как Навои суфизм выражены педагогические идеи нравственного совершенствования человека, представлена роль преемственности знания от поколения к поколению, духовный аспект воспитания. Произведения суфийских классиков наполнены мудростью, гуманизмом, проницательностью, обращены к общечеловеческим ценностям с изысканностью восточного колорита в передаче образов. В суфийской педагогике познание человека заключается в его духовном, психо-эмоциональном (энергетическом), физическом аспектах. Их способы передачи этих знаний отличаются от западной педагогической школы. В суфизме, что может быть полезно для опыта современной педагогики, обучающий и обучаемый пребывают в ситуации диалога, самораскрытия, коммуникабельности (коммуникативная педагогика), в поиске новых форм и подходов обучения и воспитания в зависимости от учеников, места, времени – это живой процесс образования. По мнению П.Фрейберга сам образовательный акт должен быть актом переосмысления (Фрейберг, 2005,16). Заключениe можем сказать что обусловленность становления и развития суфийской педагогической мысли историко-педагогическими предпосылками своего времени, важнейшими среди которых стали открытый социальный протест людей, подорванных тяжелыми условиями жизни; разработка суфийской теории, появление общественной организации суфиев; возникновение внутри суфийских орденов суфийских школ, системы обучения и воспитания; влияние суфизма на арабо-мусульманскую философскую мысль, а также на культуру Востока в целом; проникновение суфизма в педагогику, литературу и широкая популярность благодаря творчеству поэтов и мыслителей, таких как Аль-Газали, Фаридаддин Аттар, Ибн аль-Фарид, Джалаладдин Руми, Баховуддин Накшбанд, Жамий, Алишера Наваи и т.д. Анализ содержания, основных направлений и методов суфийской педагогической мысли, главными среди которых являются призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике; развитие ума; совершенствование нравственности с опорой на духовное учение суфийской традиции, соблюдение которых устранит имеющиеся многочисленные человеческие пороки и приведет к оздоровлению общества. Таким образом, разрешены некоторые просветительские задачи, в результате раскрытия всего многообразия связей суфийской педагогической мысли и современной педагогики. Обоснование преемственности связей передовой суфийской мысли с современной педагогической наукой и практикой, в частности, интерес к суфизму психологической и педагогической наук обусловлен поиском связей современных методов, таких как, психоанализ, психосинтез, гуманистический и экзистенциальный подходы, трансперсональная психология, стадии развития человека по Э.Эриксону, Ж.Пиаже, 3.Фрейду, человекоцентрированный подход К.Роджерса и ряд других исследований, педагогическая ценность которых имеет место в истоках древней суфийской традиции; мастера суфийской традиции в качестве методов воспитания использовали притчи, метафоры, рассказы, беседы, меткие сравнения, опирающиеся на глубокие философские учения, на что переводится вся широта и объем духовного восприятия действительности; развитие человека через самопознание и его духовный рост – путь очищения сердца, вследствие чего обучаемый достигает откровения – интуитивного постижения высшей реальности и т.д. Научный прогноз возможностей использования суфийской педагогической мысли в современном учебно-воспитательном процессе, в частности, в гуманизации и демократизации содержания образования и межличностных взаимоотношений, основанных на законности, гласности и открытости системы образования; комплексном воспитании в личности гуманных качеств, совершенствовании ее нравственности; патриотическом, интернациональном и толерантном воспитании молодого поколения; уважительном отношении и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям; активном внедрении этнопедагогики, прогрессивных гуманистических идей суфизма в образовательный процесс; повышении роли семьи и родителей в гуманистическом воспитании молодежи. В рамках нашего исследования обнаруживается прямая взаимосвязь между гуманистическими идеями Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, современной гуманистической педагогикой К.Роджерса, Ш.А.Амонашвили и суфийской педагогической мыслью и воспитательной традицией. Содержание, направления, методы, средства и способы обучения и воспитания в суфийской традиции прошли апробирование в практике многочисленных братств, дервишеских общин, поэтому не противоречат положениям теории и практики современной педагогической науки.

 

Литература:

1. С.Н.Абашин, В.О.Бобровников. Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. – М.: Восточная литература, 2003. – 336 с.

2. Абдуль-Кадыр И. Истина суфизма. М: ИД Ансар, 2004. – 288 с.

3. Е.Э.Бертельс. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Восточная литература, 2003. – 40 с.

4. http://www.sufism.ru/webmag/public html/article.php3?story=200502100230 0218

5. http://natahaus.ru

6. http://www.alexarapov.narod.ru/Library/bbl043.html

7. http://www.sufism.ru/orden/lib.htm