ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕИ У ПРОТО-КАЗАХОВ

 

Косымова Г.С., доктор филологических наук,

профессор Казахского национального педагогического

университета имени Абая (Казахстан,  г.Алматы)                                

Ныязбекова К. С., кандидат педагогических наук,

 доцент Казахского национального педагогического

университета имени Абая (Казахстан,  г.Алматы)                                                 

   Kulyanda2009@mail.ru

 

      В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего, гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека. И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное, нравственное воспитание подрастающего поколения.

    Нравственность – важный элемент духовной жизни людей. Нравственность (мораль) – это те нормы и правила, которые определяют характер отношений человека к человеку в условиях общественной жизни. Верно судить о морали можно не только по его идеалам, но и по утвердившимся в нем доминирующим типам нравственного значимого образа действий.

  Новое видение Казахстана дает новый импульс развитию разных национальностей, вносит новые коррективы в формирование национально-политического самосознания и в определении подлинных национальных ценностей. Исходным моментом этих перемен является качественно новое осмысление и возрождение традиции национальных культур, а также старых ценностных представлений в национально-политическом самосознании. На современном этапе коренных преобразований общества Республики Казахстан, действия новых социально-экономических и общественно-политических факторов, уровень процветания страны осознается в тесной связи с развитием интеллектуального потенциала населения, его инновационной творческой мобильности, высокой сознательности, духовного совершенства. Данное положение диктует необходимость создания благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь – личности школьника. В решении этой задачи большая роль отводится системе среднего образования. От того, насколько эффективно сможет школа развивать способности детей, создать им необходимые условия для адекватного образования и подготовки к последующей деятельности, сформировать их ценностные приоритеты и личностные качества, в значительной мере зависит прогресс во всех сферах жизни нашего общества. В «Концепции гуманитарного образования Республики Казахстан» подчеркивается, что духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой сплав интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, художественной, философской культур, выраженной в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, идейной направленности. В прежние годы система образования была оторвана от передовых достижений мировой цивилизации и исторических корней своего народа. Предстоит формировать новое поколение, которое вобрало бы в себя все богатство народного разума, самые лучшие достижения мировой науки и культуры. Возрождение гуманистических идеалов, повышение культуры общества становятся необходимыми условиями дальнейшего развития демократии, общественного прогресса. В этой ситуации особенно возрастает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, традициями. Направляющим ориентиром могут стать слова К.Д.Ушинского о том, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Нравственное воспитание подрастающего поколения – это актуальная во все времена проблема, но особое значение она приобретает в период обновления общества. Актуальность этой темы возрастает в связи с необходимостью использования народных традиций, что в значительной степени способствует их возрождению и развитию. Тема возрождения забытых традиций в последнее время приобретает особое значение, т.к. знание национального народного творчества, обрядов и ритуалов своего народа, постижение цепочки «от национального – к общечеловеческому» воспитывает человека настоящего и будущего. Каждый школьник должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой край. В дальнейшем силой этой любви и определится мера их способности трудиться и защищать свою Родину, землю. Основные программные идеи национального воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации изложены в Послании Президента страны народу «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана»: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центроазиатским Барсом... Он будет мудр в воспитании потомства..., заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовиться к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении... Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков.

  В процессе обновления и демократизации общества в условиях приобретения республиками суверенитета, когда пересматривается история, в духовную жизнь народа возвращается многое раннее забытое или запрещенное, одной из серьезнейших проблем становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важным компонентом которого является народное творчество с его богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Поэтому видение нравственных ценностей у прото-казахов, в произведениях писателей 19 века и века нынешнего занимает определенное место при изучении предмета «Русская литература». Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в народной педагогике занимает важное место. В воспитании духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств огромную ценность представляет труд собирателя тюркского фольклора М.Кашгари «Диван лугат ат-турк» – Словарь тюркских языков о хозяйстве и быте, языках и фольклоре, этнографии и культуре тюркских народов. Несмотря на то, что с момента выхода книги прошло более 9 столетий, она актуальна, а в связи с обретением суверенитета рес­публики ценность книги для исследователей-этнопедагогов, особенно возросла. Ибо появилось возможность более тщатель­ного и целенаправленного его изучения. В этой связи поражает широта охваченности в книге этнологической проблематики о предме­тах их материальной культуры, реалиях быта... об этнонимах и то­понимах, родоплеменном делении, о терминах родства и свойства... об астрономических терминах, народном календаре, названиях месяцев и дней недели... об именах различных исторических и мифологических героев, о религиозной и этнической терминологии, о детских играх и забавах и т. д. М.Кашгари выразил основную направленность общественной жизни тюрок, обращенную к духовно-нравственным основам чело­века. Понимание слитности человека и Вселенной, индивида и мироздания, души и тела, духа и сердца воплотились в нравственности. Именно эта линия оказалась главной для тюрок, у которых нравст­венный аспект деяний превышал все другие. Этому способствовало то, что тюрки были близки к природе и ощущали свою слитность с ней. В этой связи И.Оршибеков отмечает, что «становление прото-казахов зиждилось на основах самосохранения и защиты своего ро­да, племени, оно придавало большое значение взаимной поддержке населения, которое было первичной базой моральных отношений. Эта взаимная поддержка, бережное отношение к детям и старикам благотворно повлияли на прогрессивное развитие этноса и стали ос­новой этнического существования народа, нравственного его нача­ла». В этой связи имеет важное значение следующая идея автора: «природа, как нравственная основа морали, перерастает в уже обще­ственный инстинкт по самосохранению и защите членов общины, что дает мощный импульс развитию нравственности». Близость при­роды обусловила естественное возникновение родительских и сы­новних чувств, общественных инстинктов сохранения рода и обще­ства, которые диктовали бережное отношение к людям, что перерос­ло в чувство долга, почтения, стыда, совести и т. д. Таким образом, в труде М.Кашгари красной нитью проходит идея единства человека и природы, обращенность, прежде всего, к духовно-нравственным ос­новам человека. Все это способствовало формированию и укрепле­нию самобытных качеств, стремление к неустанному осмыслению родного языка, без чего не было возможно патриотическое воспита­ние, придание молодому поколению качеств свободомыслия, любви к Отечеству и родной земле. Язык понимался Махмудом «как основа основ, начало воспитания и милосердия, ведь умное слово ведет к золотому блюду, а связанное слово не развяжешь и зубами, толко­вые слова и речи ведут к их познанию, науке, знаниям». В философии Кожа Ахмета Ясави одной из главных тем является тесная связь между оккультными пластами, гармоничность мира, единство времени и пространства, приводящее к единству человека и бога, целостность космоса и человека, макрокосма и микрокосма. В трудах «Диуани хикмет» и «Рисала» Ясави определяет основные методологические принципы своего учения. К основным принципам относится поиск путей, приводящих к Истине, Абсо­люту, Духовному. На пути достижения этой цели человек должен пройти следующие ступени (этапы): шариғат – законоположение, закон ислама; тарихат – тариат – учение об истории; мағрипат вечерняя молитва; хақиқат – истина. Каждый этап в понимании Иассауи – своеобразное восхождение к Истине, самопознание и само­очищение. Сложность заключается в том, что для человека каждая стадия  имеет особое значение,  и, не пройдя через каждую из них, невозможно выйти на путь саморазвития. Уровень (тарихат) состоит из восьми систем: Тәубашылдық, Ғибадатшылық, Махаббат, Сабырлылық, Шүкіршілік, Ризашылдық, Заһидшілік (анықтық), Ғәpiптік. В аспекте нашего исследования привлекает внимание понятие «тәубә». Потому что в творчестве Ясави «тәубә» основ­ное философское понятие. Тәубә начало пути, мера любого явления,  представляется  истинной  дорогой  самовозрождения  и избавления от легкомысленного отношения к шариату. Тәубашылык, (благодарение, благодарность) основа изменений и разных явле­ний, которые происходят в душе человека. Тәубә, в основном употребляется   в   этическом   значении.   Как   удовлетворенность философия  «тәубә»  прочно  вошло  в  сознание  нашего  народа. Ламакан это высшая степень развития и возрождения. Согласно учению Ясави, человек, стремящийся познать абсолютную истину, не божий раб, который не имеет перед собой цели, а напротив, это человек, любящий жизнь и ищущий, постоянно стремящийся к совершенству. Как отмечает в этой связи А.Нысанбаев: «Более глубокое осмысление его философской концепции «совершенного человека» позволит легко установить соответствие его древнему учению стремления общества формировать всесторонне и гармо­нично развитую личность. Общеизвестно, что сравнение человека с Космосом и Миром, установления этой взаимосвязи – древняя философская традиция. А «совершенный человек» – это микрокосм и макрокосм. Микрокосм – это внешняя форма развитого человека, а макрокосм – его внутреннее содержание. Человек – это целый мир, малый образец большого Мира. Это и есть – праведное учение». В этом смысле идея Ясауи – очищение сознания и разума человека. Учение Кожа Ахмета Ясави представляет интерес и с точки зрения идеи о воспитании совершенного человека, воспитания таких качеств личности как терпеливость и терпимость, осознаная сдержанность, выдержанность, благодарность, удовлетворенность (в смысле противоположности   ненасытности, алчности). Причем «тауба» – соответствие реальным возможностям конкретного челове­ка, но философия Ясави очень сложна в постижении, и на пути к совершенству человек проходит множество этапов самосовершенствования, и в этом смысле – «тауба» – это не окончательный предел, а состояние, отражающее соответствие сегодняшним реалиям.

  В 10 классе как обязательное произведение изучается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», но для внеклассного чтения предлагают учащимся ознакомиться с его романом  «Униженные и оскорбленные», так как именно этот роман помогает понять духовную жизнь русского народа, помогает сформировать нравственные ценности у молодых людей. Незримое присутствие Достоевского всегда угадывается в романах. Но в столь открытом виде оно предстает впервые в «Униженных и оскорбленных». А в «Униженных и оскорбленных» иное дело, он – сюжетный герой, непосредственный участник действий. В этом видна пере­ходность формы романа «Униженные и оскорбленные», стоящего между двумя эпохами творчества Достоевского. То нравственное начало, которое олицетворяет собой Иван Петрович в «Унижен­ных и оскорбленных», в последующих романах будет проявлять­ся в более сложных формах, в их общем тоне, в выводах из рома­на. Но разработку этого общего властного тона «полифонии» Достоевский должен был начать со своего героя-двойника, на­делив его некоторыми чертами автобиографии и своим новым пониманием жизни. В романе писатель заостряет внимание на изображении  необычных, из ряда вон выходящих событий, связанных с пре­ступлением, насилием, унижением, оскорблением человеческого достоинства. Описываемые события кажутся стоящими на грани фантастики, и читатель спрашивает: «Неужели это возможно?» Достоевский полагал, что типические черты жизни проявляются наиболее ярко именно в особенных, ошеломляющих случаях. Он считал катастрофические всплески жизни глубоко закономер­ными для современного взбудораженного мира, в котором господ­ствует самое изощренное насилие и человек не защищен от ро­ковых случайностей. «Униженные и оскорбленные» – первый русский многопла­новый роман, построенный на параллельном развитии интриг, на их переплетении, изображении разных стадий духовного раз­вития героев. Все линии переплетаются в ходе романа; есть в нем два цент­ра: символ             добра – Иван Петрович и символ зла – князь Валковский.  В русской  литературе еще не было произведения со столь усложненной  интригой. Взаимоотношения между молодыми героями первоначально создавали у читателя впечатление о возможности победы искрен­него, непосредственного чувства над корыстными расчетами. Социальные перегородки, казалось, начинают рушиться, и насту­пает утро новых, возвышенных привязанностей. Перед нами словно новые люди времени, перешагнувшие через вековую пошлость и грязь. Влюбляется в дочь патриархальных дворян Наташу Ихменеву Иван Петрович, писатель, человек новых веяний, замечательных душевных качеств, но тяжелой жизненной судьбы. Сама же Наташа, почувствовав нежную привязанность к аристократическому юноше Алеше Валковскому, уходит к нему, бросив родительский дом. Лишена какой-либо корысти и Катя, обладательница трехмиллионного приданого: она слушает речи молодых людей, одержимых проектами осчастливить человече­ство смелыми преобразованиями общества на разумных, как им казалось, началах; она даже подумывает дать деньги на их про­екты. Уступчивость в отношениях между соперницами, Наташей и Катей, словно пророчит золотой век в отношениях между людьми, погрязшими в раздорах и ненависти. И Алеша, постав­ленный между Наташей и Катей, оказывается не обманщи­ком, не соблазнителем, а, скорее, жертвой выбора и по доброте души никак не хочет нанести раны ни той, ни другой из любимых им юных барышень. Будто что-то сдвинулось и в мире стариков. Сначала добрым филантропом выставляет себя князь Валковский, нанимая управ­ляющим своими имениями нуждавшегося в средствах Ихменева. Он отсылает сына Алешу в здоровую деревенскую семью поме­щика Ихменева и поначалу одобряет благотворное влияние на сына этого скромного семейного уклада, привязанность к Алеше целомудренной Наташи. Но идиллии предстояло вскоре разрушиться. Деньги, расчет властно продиктовали свои условия. От добра к злу развиваются отношения. То, о чем говорит заглавие романа, оказалось лейтмотивом всех событий. Образ Нелли наделен большой пронзительной силой: Нелли умирает, так и не простив своего преступного отца. Недаром Добролюбов выделял образ Нелли в романе. Достоевского все­гда сокрушали в ряду социальных неустройств особенно страда­ния детей-сирот, существ совсем беззащитных. Большим художественным открытием Достоевского был образ князя Валковского, карьериста, ци­ника, человека развратного и коварного. В нем воплотились чер­ты хищника-приобретателя, которым реформы открывали все двери. С цинич­ной откровенностью Валковский признается, что любит темный разврат, «с грязнотцой», что он «уже давно освободил себя от всех пут и даже обязанностей». Впрочем, он делает важную поправку: «Я считаю себя обязанным только тогда, когда это мне принесет какую-нибудь пользу». Его девиз – «Люби самого себя!» Никаких идеалов не должно быть. Валковский считает, что время работает на таких людей, как он: «Все на свете может погибнуть,  одни мы никогда не погибнем». Молодые люди в романе предельно искренни в своих изъявлениях. Но какой объективный смысл этих изъявлений? Примешивается ли тут еще и боязнь полной правды? Вопрос этот большой и важный. Молодость, как известно, имеет свои права. Решения в таких вопросах должны быть найдены изнутри, подсказки со стороны обычно мало действуют. Молодость плохо слушает старших и с большой легкостью ломает себе жизнь. Роман Достоевского поучительный и, как всегда,  «предупреждение».

Достоевский нисколько не выгораживает своего героя, напротив, со всей глубочайшей проницательностью показывает отврати­тельные черты человеческого безволия. Заглавие романа приоб­ретает дополнительный важный смысл: у людей безвольных униженным и растоптанным оказывается человеческое достоин­ство. И многое зависит от того, насколько они сами чувствуют это. Если же не чувствуют, то все для них потеряно. Они – не люди. Идеологическое же начало в «Униженных и оскорбленных» выражено, с одной стороны, в той «философии жизни», которую проповедует князь Валковский, а это – фило­софия века наживы; а с другой – в той морали добра и заступ­ничества за униженных, которую внушает читателю всем смыс­лом своего романа автор. Этот роман очень поучителен в наше время, когда нравственные ценности изменились. Каждый ученик ставит себя на место Алеши, Наташи, Кати, Нелли. Как себя поведет он в таких обстоятельствах? Эта проблема ставится перед учениками. И каким будет ответ – таковы и нраственные ценности каждого ученика.

 

Литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Послание Президента страны   народу Казахстана // Казахстанская правда. – 1997. – 11 октября – С. 9-13.

2. Концепция гуманитарного образования Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1994. – 40 с.

3.Ушинский     К. Д.     О     народности     в     общественном     воспитании. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. Сост. С.Ф.Егоров. – М: Педагогика, 1988. – С. 194-256.

4. Баймурзаева В. Национальные ценности: состояние и перспективы. //Саясат, №9, 2006. С. 4.