Философия/2. Социальная философия

 

 К.филос.н. Шкурко Н.С., Смирнов А.А.

Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова, Россия

ЭКСПАНСИЯ НОВЫХ РЕЛИГИЙ В ТРАДИЦИОННОЕ

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЯКУТИИ

 

        Одним из последствий общего социально-экономического кризиса конца ХХ века стала экспансия новых для конкретного региона религий в исторически сложившийся на данной территории культурно-религиозный континуум,   более активное вмешательство конфессиональных акторов в политические процессы региона. Различные аспекты трансформации конфессионального пространства в регионах исследуются  Р.Г. Абдулатиповым,  Н.Р.Балынской, Ю.Н. Бакаевым, Е.М. Дриновой, А. Г.Лукьяновым, С.Б. Филатовым. Анализ причин, обеспечивающих историческое и политическое «выдвижение» на лидирующие позиции в мире тех или иных конфессиональных установок,   в том числе расцвет в последней половине ХХ века так называемых «новых религий» дает возможности изучать процессы взаимодействия и противодействия между государствами, между политическими лагерями в религиозном аспекте.   

 Учитывая значимость Республики Саха (Якутия) как самого большого по территории и одного из самых богатых и уникальных в ресурсном плане субъектов РФ [2], представляется перспективным проанализировать религиозную ситуацию в регионе, традиционное конфессиональное пространство которого (православие с элементами язычества) активно осваивается в результате миграционных потоков и деятельности миссионерских групп новыми для конкретного региона религиозными объединениями.

        Исторически Якутия - регион конфессиональной толерантности. К концу XIX столетия 98% населения Якутии исповедовали с разной степенью активности православную веру,  имели  возможность слушать церковные службы на родном языке. По замыслу св. Иннокентия  (Вениаминова) православие входило в сознание северных этносов мягко, через двоеверие (поклонение добрым духам земли и плодородия), образование и просветительскую деятельность.

        В настоящее время Якутская епархия, возглавляемая епископом Романом,  насчитывает  48 приходов, которые окормляют  23 священника и 6 диаконов. Функционируют женский и восстанавливается мужской монастырь в г. Якутске, действует духовная семинария.

 В условиях целенаправленного разрушения прежних идеологических приоритетов  экстенсивная и поспешная реализация принципа свободы вероисповеданий открыла дорогу  в российские регионы зарубежным миссионерам. Не случайно российский религиовед Н.А.Трофимчук настаивал на значимой роли религии в геополитической экспансии западных стран в России в начале 90-х гг. прошлого столетия [ 1, с.27]. Если в 1992 году в Министерстве юстиции РС(Я) было официально зарегистрировано 5 нетрадиционных для республики и новых религиозных организаций, то на начало 2012 года по данным Федеральной Регистрационной службы РФ по РС (Я) на территории Якутии действует в общей сложности 127 религиозных организаций и 177 групп. 72% всего массива объединяют  католиков, протестантов, мусульман  и новые религиозные движения  New ages ( бахаи, АДС, сайентологи), получающих финансовую поддержку из-за рубежа.

      Для освоения конфессионального пространства новоприбывшие использовали потенциал различных диаспор и этнических меньшинств. Например, укоренение католиков в Якутии тесно связано с деятельностью польской диаспоры (общество «Полония»), лютеране активно сотрудничали с финской, баптисты и пятидесятники - с украинской,  новоапостольцы - с немецкой диаспорами. Так, деятельность католических миссионеров  началась с золотодобывающего Алдана, затем распространилась на два крупнейших города республики - Якутск и Нерюнгри. Пятидесятники, имеющие штаб-квартиру в США, зарегистрировали собственную религиозную организации в городе Якутске, а затем освоили алмазодобывающий Мирнинском улусе. Бахаи (штаб-квартира Хайфа, Израиль) развернулись в Якутске и Нерюнгри. Представители неопятидесятнической церкви «Слово жизни» с центром в г. Упсала (Швеция) зарегистрировали религиозную организацию в Якутске и стали осваивать Томпонский улус с его серебряно-никелевым прииском. Адвентисты Седьмого дня создали филиалы в Якутске, Мирном и Нерюнгри. Самые сильные позиции  у баптистов (88 групп), которые осуществляют свою деятельность практически во всех районах республики        

       Представители «новых» для республики религиозных конфессий уделяли особое внимание работе с образовательными учреждениями, что было связано с пониманием роли системы образования в жизни северного сообщества, СМИ и молодежью. Свидетели Иеговы, муновцы создавали свои первые религиозные объединения именно среди преподавателей и студентов ЯГУ. Муновцы, неопятидесятники, харизматы из «Движения веры», различные группы оккультистов организовывали семинары, курсы, встречи для преподавателей вузов и техникумов, школ г.Якутска с раздачей литературы и сертификатов.

       Ислам в республике  - шиитского и суннитского толка - исповедуется мигрантами с Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Действуют 4 мусульманских религиозных организаций (гг. Якутск, Мирный, Нерюнгри, Алдан) и  3 религиозные группы. Примерное число лиц,  постоянно проживающих в республике и исповедующих ислам – 27000 чел., на сезонные заработки приезжает около 60 тыс. По численности своих последователей ислам в Якутии занимает третье место после сторонников православия и традиционных якутских верований [ 2]. В городах Якутске  (1994), Нерюнгри (1997) и Мирном возникли первые мусульманские религиозные организации, построены мечети, в 2012 году началось строительство мечетей в г.Алдан и п.Н.Бестях, и молитвенного дома в пос.Хандыга.

        Ранее считалось, что ислам не привлекает коренных якутян. Но в последние годы появилась группа выпускников Саха-Турецкого лицея, вузов Татарстана, Башкортостана, Казахстана и Турции, имеющих активную религиозную позицию, вплоть до создания «якутского» варианта ислама.

В связи с происходившими в регионах  РФ социально-экономическими процессами и этнокультурными конфликтами,  в  правительственных кругах победило мнение, что  неконтролируемое стихийное распространение «нетрадиционных» для Якутии верований готовит почву для политической и экономической экспансии. При численности населения  РС(Я) менее 1 млн. человек деятельность таких религиозных объединений приведет к резкой дифференциации общества по конфессиональному признаку  и как следствию, повышению конфликтности этнических групп. В региональных СМИ стали чаще появляться публикации о деструктивной направленности ряда действующих религиозных объединений (Общества Сознания Кришны, Свидетелей Иеговы, Церкви Муна). На  сокращение прямых контактов властей с лидерами неопротестантских направлений, реализующих конфликтную стратегию с привлечением зарубежных правозащитных организаций, последние  отреагировали активизацией социально-значимой деятельности своих общин (организация социальные проектов, участие  в муниципальных выборах).

Как известно, язык, религия  и культура выступают ценными политическими ресурсами, значимость которых позволяет влиять на политические процессы в обществе [ 3, с.29], обеспечивать  культурно-цивилизационнуюй идентификацию конкретного этноса [ 4, с.84]. Поэтому помимо акцентирования высокой духовности  регионального сообщества как хранителя «великого наследия предков», включая самобытную этническую культуру, действенным механизмом формирования новой идеологической общности становится идея древнейшей религии мира -  «родоначальницы буддизма, христианства, ислама.

       Наличие мощного пласта яркого  самобытного культурного наследия народа саха  - шаманизма, признанного и активно изучаемого уже триста лет зарубежными  (М.Балзер, X. Кальвайт,   М.Хоппал)  и российскими учеными ( Н.А. Алексеев, Е.С. Новик,  И.А. Худяков, К.Д.Уткин, Г.У. Эргис  и др. ), авторитетные заключения экспертов [ 5 ] не остудили  амбиций  региональных интеллектуалов и поддерживающих  их представителей власти реанимировать пантюркистскую религию - «родоначальницу буддизма, христианства, ислама». В каноны сконструированной веры в единого бога-творца Айыы (Тенгри) авторы ( Л. Афанасьев-Тэрис, И.Уххан, А.Павлов) заложила обоснование шаманских обрядов, заповедей «белых» и «черных» дел и идеологию тюркизма.

Популяризации тенгрианства в массовом сознании народа саха способствовал первый якутский художественный фильм «Тайна Чингис Хаана - дебют в кино министра культуры и духовного развития республики  А.С. Борисова, провалившийся .(это при бюджете в  10-миллионнов долларов) в российском прокате. Тема «великого наследия предков»  обрела новые доказательства и нового мессию -  Чингис Хаана, чья мать – по версии фильма – была представительницей знатного курыканского рода.

        В 2010 году  45 депутатов Государственного Законодательного Собрания Республики Саха Якутия (Ил Тумен)  поддержали обращение своего коллеги Романа Дмитриева (первого якутского чемпиона Олимпийских игр 1972 г.) к Президенту РФ Д.А. Медведеву с призывом включить тенгрианство в список религий,  рекомендованных к изучению в рамках предмета «Основы духовно-национальной культуры народов России».

В 90-е гг. прошлого века «неоязычники»  успешно раскололи региональное сообщество, используя ресурсы Министерства образования и сахаязычных СМИ. Новая этноконфессиональная дифференциация поддерживается на самом высоком уровне, в т.ч. лично министром культуры и духовного развития РС(Я) А.С.Борисовым,  мощью  ресурсов возглавляемого им министерства, Министерством предпринимательства и туризма и рядом информационных сайтов. Так, презентацию первого  тенгрианского сайта -  www.tengry.org, - 29.04.2010 совместно с известными предпринимателями в сфере этнотуризма четой  Атласовых  проводили представители Министерств культуры РС(Я), Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Якутия) для «культивирования религии народа саха, сохранившего не только основные традиционные обряды, но и язык, на котором разговаривали люди, тысячелетиями исповедующие культ Неба».

Хотя  православные Якутии составляют 30% электората, действующий  Президент РС(Я) Е.А.Борисов демонстрирует явную  сдержанность к проблемам православия, о чем  свидетельствуют его интервью, выдача Минюстом РС(Я) свидетельства о государственной регистрации Международному Фонду Исследований Тенгри (МФИТ). Возглавляет МФИТ,  декларированный как координационный научно-исследовательский центр, не имеющий научных трудов и ученой степени министр культуры РС(Я). 

       Таким образом, в Якутии религиозный фактор становится одним из значимых в процессе политической мобилизации электората на будущих выборах, о чем свидетельствуют реализуемые референтными группами политические практики ( создание и закрепление в массовом сознании региональных политических мифов, лоббирование  тенгрианства). Консолидация этноса в 1992-2009 гг.в борьбе за суверенитет  велась в рамках широко поддерживаемого властями культурологического движения за сохранение и возрождение национальной культуры народа саха; неошаманизм и тенгрианство могут – при соответствующей «догрузке»  стать основой аттрактивной идеологии, используемой этнополитическими элитами для практических целей. Интенсивные миграционные потоки из мусульманских регионов, активная деятельность  нетрадиционных для региона конфессий, формальное отношение правительственных кругов к деятельности Якутской епархии  деформируют традиционное конфессиональное пространство и углубляют дифференциацию населения по этноконфессиональному признаку.

Литература

1.Трофимчук Н.А. Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. -  2-е издание. - М.: Изд-во РАГС, 1998.

2. В РС(Я) выявлено более 1500 месторождений, в т.ч. 150 кимберлитовых трубок, около 600 золотоносных, 90 оловянных и каменноугольных, 34 нефтегазовых, 26 слюдяных и 7 железорудных. Якутия  дает  100% добычи в РФ сурьмы, 98% - алмазов, 40% олова, 15% -золота и 24% производства бриллиантов.

3. Бляхер Л.Е. Политические мифы Дальнего Востока // ПОЛИС. - 2004. - № 5. - С.27-31.

4.Мчедлова М.М.  Роль религии в современном обществе // Социс - 2009 - №12. -  С.77-85.

5. Ушницкий В.В.Феномен тенгрианства как ветви неошаманизма в тюркских республиках//Религия в истории народов России и Центральной Азии. - Барнаул, Алтайский ГУ, 2011. – С.238-242.*********