Политология/10.Региональные политические процессы

 

К.филос.н. Шкурко Н.С.

Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова, Россия

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА  РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА 

 

       Актуальность изучения регионального политического лидерства в трансформирующейся постсоветской России обусловлена потребностью объективного прогнозирования развития политического процесса в стране, необходимостью изменений в отечественном  законодательстве  и массовом сознании населения относительно статуса и полномочий политических лидеров управленческого типа в регионах (на примере власти губернаторов и президентов национальных республик). Политическое лидерство среди других типов лидерства более значимо, более влиятельно в своих разнообразных действиях и проявлениях, более эффективно в положительном и отрицательном воздействии на политическую и общественную жизнь региона, на весь ход промышленно-экономического и социокультурного развития территорий.

       Политическими лидерами, - указывает О.Ф. Лейченко, - являются избранные государственные лица, которые осуществляют свою власть над сферой, включающей международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние людей, культуру и искусство»[1, с.11]. Готовность к лидерству есть интегральное образование личности, ее состояние и качество, включающее такие характеристики, как самостоятельность, организованность, умение генерировать новые идеи, аттрактивность, стремление к само совершенствованию, смелость в принятии новых идей, умение внушать уверенность в завтрашнем дне, энтузиазм, воля и организаторские способности.

Классические труды по аналитике политического лидерства принадлежат Г. Юнгу, К. Кереньи, П. Радину, М.Веберу, А.И.Гобозову, С.Московичи и др. На логику данной статьи повлияли работы Г. Лассуэлла, М. Херман. Современный взгляд на лидерство высказан российскими исследователями О.В. Гундарь, О.Ф. Лейтченко,  М.В. Николко, В.Н. Топоровым. На уровне Республики Саха (Якутия)  различные аспекты проблемы политического лидерства прорабатывались  В.С. Луковцевым, В.Д. Михайловым, А.Г. Новиковым, А.Г. Пудовым, К.Д.Уткиным.

Отечественная политическая система традиционно тяготела к сильному лидеру и нуждалась в нем, поэтому исторически в массовом сознании подданных империи образ царя, вождя ассоциировался с образом героя. «Тяга к сильному лидеру, - указывает Э. Кассирер, - возникает тогда, когда коллективное желание достигает небывалой силы  и когда, с другой стороны, все надежды на удовлетворение этого желания  привычными, нормальными средствами не дают результата. В такие моменты чаяния  не только остро переживаются, но персонифицируются. Напряжение коллективной надежды воплощается в лидере»[2, с.384-385]. 

Результаты опросов общественного мнения, проводимого Левада-Центром в 2006-2011 гг., свидетельствуют, что патерналистски настроенная большая часть  населения российских регионов  до сих пор страдает синдромом «сильной руки», ожидая  от руководителей регионов решений как социально-значимых, так и частных проблем. Характер политической деятельности региональных лидеров напрямую связан со спецификой регионов, структурой и особенностями электората, задачами, выдвигаемыми конкретными политиками с целью сохранения власти.

Особенность  современного этапа социально-политического развития страны заключается, - по мнению Е.М.Васильевой, - что во взаимодействие субъектов политической деятельности активно вмешивается такой фактор, как миф, «проявленный» через главную его смысловую составляющую – героя,  чьи силы – физические и духовные – позволяли ему становиться законодательной моделью вновь создаваемого мира, выходить за социально-исторические и пространственно-временные рамки бытия [3,с.9]. Культурно-историческая динамика представлений о лидерстве видится как замена сложившихся в культуре образов восприятия:  культурный герой архаического мифа → культурный герой Нового времени → лидер-герой, лидер-государь.лидер-пророк → до лидера-эксперта, лидера-менеджера, – в циклическом колебании лидерских проявлений. Образ культурного героя как прототипа политического лидера впервые  рассматривался Е.М. Мелетинским.

        Вариации образа культурного героя дифференцируются по типам (см.табл.1) и несут различную смысловую нагрузку в зависимости от  функционального назначения.  Так, культурный герой Нового времени -  это реально существующий человек, герой «своего времени», знаковая личность в сфере политики, спорта или бизнеса, взятая и понимаемая в ситуации мифа.

Вариации образа культурного героя

Таблица 1

Культурные герои архаики

Культурные герои нашего времени

Демиург, тотемный предок, мифический герой, трикстер;

политический лидер, идеологический лидер, общественный лидер, герой СМИ

 

Использование  матрицы «культурного героя» - борца со Злом за жизнь и процветание своего народа (избирателей своего региона) для конструирования аттрактивных образов политических лидеров российского и регионального уровней с применением современных пиар и политтехнологий, СМИ обеспечивает возникнуть  общему «резонирующему» мифа, отвечающего  историческим и современным представлениям населения регионов РФ.

       Особенностью политического лидерства в Республике Саха (Якутия), как многонациональном регионе, является его проявление в условиях удаленности, экстремальности, алаасного менталитета [4], необходимости  ускоренного социально- экономического развития территорий, что требует от местных лидеров компетентности, оперативности, принятия нестандартных решений и профессионализма.

Для развития локальных политических мифов достаточно весьма произвольно трактуемой историко-культурной памяти,  на основе которой зависящими от региональных властей СМИ и региональными политтехнологами конструируются политические мифы:  проводятся параллели современных политиков с  харизматическими деятелями региональной истории, их деятельности с  эпизодами «славного прошлого»,  легитимизируя обновление институционального порядка, и  закрепляя способы организации и управления социально-политическим устройством в координатах настоящего и будущего РФ», - полагает исследователь с Урала Н.Р. Балынская [ 5, с.209]. В этнических республиках статус Президента символически ставит регионального лидера почти вровень с главой государства. Так,  в Якутии, где стоит вопрос о сохранении специфики региона, заключенного, - по мнению ряда политиков,  ученых и общественных лидеров республики -  в культуре титульного этноса, политические вопросы неизбежно сталкиваются с национальной составляющей.  

Этнокультурность выступает важным ресурсом в борьбе за социальные и политические права, что накладывает определенную специфику на трактовку политических образов  в региональных СМ. В «идеальном» случае при полностью контролируемых информационных потоках и консолидированной элите региональный лидер обретает классические  «мифологические» характеристики «культурного героя» - творца нового мира и борца со злом.  Так, эпоха первого Президента РС(Я()М.Е.Николаева трактуется в республике как десятилетие «радикального обновления строительства новой демократической Якутии»; «расцвета науки, культуры и духовности республики»; поступательно-неуклонного дрейфа Якутии к  «стабильности и благополучию» в рамках «циркумполярной цивилизации». Отсюда продуманное обращение к социальной памяти титульного этноса региона – народа саха для сопоставления Первого Президента РС(Я) с Тыгыном [6, с.25], могущественным вождем хангаласских якутов. Тыгын стал после ряда побед над враждебными родами тойоном  межплеменного объединения якутов и заложил, - по мнению ряда региональных историков, -   в  первой четверти XYII вв. основы якутской государственности. Отзвуки  его «славы» сохранились в фольклоре даже самых отдаленных северных улусов.

Первый  Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев также родился на хангаласской земле и сделал политическую карьеру в северных улусах, где прошел путь от молодого ветеринарного врача до главы региона. Он разделял в полной мере надежды и мечты честолюбивых земляков: ни в одном российском регионе в «лихие 90-е» не уделялось такого внимания вопросам образования, создания сети Президентских школ, обучению молодых якутян за границей, выплате дополнительных окладов сельским учителям, врачам, культработникам. Часть «алмазных денег» была вложена в развитие высшего образования, медицины, международные конференции и акции, направленные на популяризацию культуры титульной нации: конгрессы по шаманизму, варганной музыке и др.

Все деяния М.Е. Николаева - умелое использование преимуществ суверенитета и личных связей с Б.Н.Ельцыным в отношениях с федеральным центром, экономическое благоденствие, создание «алмазного эмирата», возрождение традиционной культуры народа саха,  культ высшего образования, ЗОЖ и спорта, - подавались региональными СМИ как  исторические свершения «отца-основателя», очередная победа в трудном деле соперничества-противостояния с федеральным центром во имя новой Якутии,  высокообразованной и духовно богатой, в полной мере реализующей свой высокий человеческий потенциал: «По характеру мысли, по значительности совершаемых дел, по устремленности в будущее он оправдал право быть Первым Президентом республики» [7, с.57]. Уход М.Е.Николаева с поста Президента Республики Саха(Якутия) в 2001 году стал поводом для создания серии локальных политических мифов о Якутии  «золотого века».

 1. «Народность» регионального лидера -  это происхождение из простой семьи. Первый и третий нынешний Президенты РС(Я) – выходцы из сельской «глубинки». 2.Деятельная забота главы региона о населении – пример патриархального типа региональной политической культуры, когда население ожидает от властей решений социально-значимых и частных проблем, так каждая пятая сельская семья официально живет ниже уровня бедности; долги фермерских хозяйств республики превышают их годовые доходы. 3.«Всеприсутствие» - разрабатывается для демонстрации осведомленности первого лица о проблемах населения через  проведение выездных заседаний,  прямых эфиров, работу общественных приемных, снятие проштрафившихся чиновников, облет отдаленных территорий, оказание помощи при ЧС и технокатастрофах с непременной трансляцией результатов через СМИ.

Отношение населения к лидерам региона  во многом определяется остротой региональных общественно- политических и социально-экономических проблем, этнической составляющей, уровнем политической культуры, качеством жизни в экстремальных условиях Северо-Востока, стойкостью политической и социокультурной мифологии,  гражданской активностью и агрессивной информационной кампанией. На историко-культурной матрице создается образ регионального лидера – защитника интересов якутян («отца нации») - сильного, агрессивного политика, образованного специалиста,  выходца из народа, демонстрирующего заботу о своих избирателях и постоянное присутствие в  их жизни.  

 

Литература

1.Лейченко О.Ф. Политическое лидерство в России на рубеже XX-XXI веков: Автореф….дисс. к.п.н. – Владивосток: ДВФУ, 2010. – 22

2. Кассирер Э. Техника современных политических мифов - М.: Прогресс, 1990.- 452 с.

3. Иванова Е.В. Мифологическое смыслообразование :  Образ культурного героя: Автореферат … д-ра филос.н.  -  Екатеринбург, УрГУ, 2005. – 42 с.

4. Алаас – маленькая поляна  с озером, окруженная тайгой, - северный вариант «страны березового ситца» или «родного хуторка».

5.Балынская Н.Р. Специфика участия СМИ в политическом процессе современной России: монография. Екатеринбург: УрАГС, 2009. – 234 с.
6. Гоголев А.Е. Социальная история якутов в XVII - 50-х гг. XIX веков // Общество, право, личность в условиях российской колонизации. - Якутск: СО РАН,  2004 - С.18-28

7. Николаев М.Е. Власть. Общество. Доверие. – Якутск: Бичик, 2009. – 144 с.