Политология/3. Теория политических систем

 

Курманалиев Н.Ж.

Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К.Аммосова, Россия

ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ

 

Основой для выхода экстремизма на  международную арену послужило сокрушительное поражение арабских государств  в войне 1967 года с Израилем. Главную причину поражения религиозные лидеры и радикальные политики видели в том, что «арабы забыли ислам и отошли от него». Победа Израиля трактовалась в арабском мире как победа религиозного государства над секулярным.

На рубеже XXI века резко возросшая активность исламского фундаментализма и экстремизма сформировала и закрепила в массовом сознании представителей иных религиозных убеждений представление об  «исламском наступлении» на Америку, Европу и Россию, развивающемся под влиянием таких факторов, как:

 1.Усиление  значимости «исламского фактора» в политической жизни общества. В 60-е гг. прошлого столетия произошла политизация ислама. В мусульманском мире широкое распространение получила концепция панисламизма, предполагающая объединение мусульман на конфессиональной основе и реализуемый  фундаменталистскими движениями («Хизболла» в Ливане, «Исламский фронт спасения» в Алжире, «Аль - Гамаа аль Исламия»  и «Братья-мусульмане» в Египте) мусульманский национализм, требующий обособления мусульманских общин от представителей христианской, буддийской и иудаистских конфессий.

    2. Создание и закрепление системы политических мифов об «исламском мире» в массовом сознании жителей  государств Востока. Под влиянием ведущих представителей философско-теологической мысли ислама был осуществлен синтез экстремистких лозунгов и политических призывов  с мусульманскими правовыми нормами и нравственными принципами, аттрактивными для широких масс в странах исламского мира.

Мистический  полисемантизм коранических текстов стимулировал сакральное «обоснование» разделения человечества на «Дар аль-Ислам» (мир ислама), защита которого является священным долгом каждого истинно верующего, и «Дар аль-Харб» (мир войны) – международное сообщество неверных, противостоящих исламу. Мирное сосуществование этих миров проблематично,  поскольку распространение ислама является религиозным долгом и обязанностью правоверных.

    3. Кризис как западной, так и коммунистической модели социального развития общества, на которые ориентировалась прежние политические элиты в большинстве стран мусульманского мира.   Падение коммунистической системы привело к исчезновению СССР «лучшего друга угнетенных арабских народов. Запад рассматривается как источник колониальной опасности, мешающей объединению мусульманского мира в единую нацию.

Исламские идеологи верят в  цивилизационное превосходство ислама,  не собираются догонять Запад, видят в секулярном мире неспособность др. конфессий укреплять дух общества. Их задача — сформулировать, внедрить в жизнь «исламистский проекте», который на 4-х уровнях (локальном, национальном, региональном, глобальном) решает общую задачу- установление исламского пространства и формирование исламского общества.

      4.Негативная реакция мусульманских стран  на социально-экономический диктат и политическое воздействие западного европейско-американского мира (вплоть до террористических акций, от которых страдают неповинные люди).

        Корни антагонизма исламских радикалов - не в противостоянии бедности и богатства, как полагают западные исследователи, но в готовности противостоять несправедливому мироустройству, в котором бывшие колониальные державы продолжают наживаться за счет народов развивающихся стран, уверенности в «превосходстве» цивилизации и нравственных  ценностей ислама над западными. Благодаря нефтяным и др.сырьевым ресурсам, финансовой поддержке ряда стран Ближнего Востока экстремисты получили благоприятную атмосферу для своей деятельности, опираясь на традиционно подозрительные отношения мусульман к намерениям и политике Запада.

 5. «Исламский передел» мира. Зам.директора Центра Pew А.Куперм выделяет два ключевых фактора этого процесса: более высокий коэффициент рождаемости и «демографический приоритет молодежи» ( значительную часть мусульманского населения составляют молодые люди, которые скоро достигнут репродуктивного возраста).Согласно прогнозам, к 2020 г. мусульмане составят 30% населения Земли,  20% населения Израиля, 50% населения РФ. В Европе к 2030 году число мусульман вырастет на треть - с 44,1 млн. жителей до 58,2 млн. жителе. В США ислам обгонит иудаизм и станет крупнейшей нехристианской религией страны.

      6.Образовательная политика стран Ближнего Востока, позволяющая молодым людям из неимущих слоев получать образование в мусульманских колледжах и университетах, находящихся под влиянием наиболее консервативных идеологов.

      Одними из первых исследователей, обеспокоенных ростом политической значимости ислама в современном мире, были историки Д. Эспозито и Б.Льюис (США).  С. Хантингтон утверждал в «Столкновения цивилизаций», что в войнах нового столетия будут бороться за господство противостоящие религии и культуры: «Мусульмане опасаются мощи Запада и противятся ей и той угрозе, которую она несет их обществу и их убеждениям. Они рассматривают западную культуру как  материалистическую, коррумпированную, декадентскую и аморальную»[1,с.213-214]. М. Крамер подчеркивал несовместимость ислама с западной демократией, М. А. Хермаси утверждал, что умеренного исламизма практически не существует, так как насилие используется как метод и как стратегия для достижения власти в исламском мире.

 В работах российских экспертов  А. В. Кудрявцева, А. В. Малашенко, В. В. Наумкина, А. А. Игнатенко, А.В. Коровикова, И. В. Кудряшовой, Л. Р. Полонской, М. Я. Яхьяева) рассматриваются общетеоретические  и практикоориентированные проблемы преодоления религиозно-политического экстремизма. Однако до сих пор в религиоведческих, политологических  и философских работах  недостаточно проработаны вопросы  возникновения и развития религиозно-политического экстремизма и терроризма, их специфики в различных регионах мира, методов предупреждения и предотвращения.

В рамках данной статьи представляется перспективным уточнить понятие  и выявить  сущность такого синкретического феномена как «религиозный экстремизм». В научных трудах отечественных философов, политологов, юристов отмечается, что под экстремизмом зачастую понимаются разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами. Так, первый опыт научного закрепления дефиниции «экстремизм»  был предпринят в рамках  Шанхайской конвенции  о  борьбе  с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15.06.01): экстремизм расценивался как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.

 В чт.1. Федерального закона от 25.07.02 за № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм квалифицируется как:

1) деятельность   общественных   и   религиозных   объединений,  либо     иных  организаций,   либо   средств      массовой   информации,   либо   физических   лиц   по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:  насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национально достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства, либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2)   публичные    призывы   к   осуществлению   указанной   деятельности    или совершению указанных действий;

3)  финансирование   указанной   деятельности   либо   иное   содействие   ее осуществлению    или    совершению    указанных    действий,    в    том    числе    путем предоставления  для  осуществления  указанной  деятельности  финансовых  средств, недвижимости,    учебной,    полиграфической    и    материально-технической    базы, телефонной,   факсимильной   и   иных   видов   связи,   информационных  услуг,   иных материально-технических средств.

А.С.Капто определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственны захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, посягательство на общественную безопасность, в т.ч.организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них». В связи с многообразием толкования ряд исследователей предлагают рассматривать понятие «экстремизм» в самом широком смысле как социально-политическое явление, включающее систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий общественных групп, политических партий и движений, отдельных граждан, направленных на использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти, обществу в целом, международным и национальным организациям с целью изменения существующего государственного строя, разжигания национальной и социальной вражды [3, с.549]. По мнению И.П. Добаева, исламский  экстремизм представляет собой ультра-радикализм, который, в отличие от радикализма, не амбивалентен, однозначно имеет негативный смысл и в практическом плане характеризуется использованием таких методов ведения борьбы, выходящих за рамки законных с точки зрения международного права. В.В. Ревиной экстремизм трактуется как негативное социальное явление, в основе которого  лежит стремление уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо стремление  сохранять ее в неизменном виде    [ 4, c.11].

Для диссертационного исследования автором уточнено следующее определение:  религиозный (исламистский) экстремизм – это политическое явление, направленное на противостояние государственному строю, попытки насильственного захвата власти, установления исламских порядков.  

Отличительной   особенностью   современного   религиозно-политического    экстремизма является доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - насильственного изменения государственного строя, захвата власти, нарушения территориальной целостности государства. При этом религиозный экстремизм практически не встречается в «чистом виде», но тесно переплетается и блокируется с терроризмом национально-политической направленности, использующим религиозно-правовые нормы и догмы.

Т.Н. Заброда дифференцировала такие формы экстремизма,  как: антиконфессиональный; антимодернизационный; антисистемный; сектантский; спецэкстремизм. При всех различиях  их объединяет наличие  сходных черт:

1)  устремленность к истокам «чистого» ислама, обращение к ранним моделям, формирующим социальный образ определенного типа (К.Поппер подчеркивал, что ислам – это «сословно организованная военная религия», чьи воинственность, аскетичность, орденская закрытость организации привлекает новообращенных);

2) жесткая установка на единство светского и религиозного начал, без намека на секулярность;

3) предлагаемый идеальный вариант устройства общества и государства, основанных на законах шариата.

 Таким образом, проблема религиозного экстремизма особенно актуальна с 90-х гг. прошлого столетия. Следует отличать традиционный ислам, как религию проповеди мира и толерантности, и исламский экстремизм,  вобравший в себя не только религию, но политику и идеологию. Изучив диссертационные работы российских исследователей, автор характеризует религиозный (исламистский) экстремизм как политическое явление, направленное на противостояние государственному строю, ориентирующее на попытки насильственного захвата власти, установления исламских порядков.  

 

Литература

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с.

2. Заброда Т.Н. Некоторые проблемы генезиса и особенности современного «исламского экстремизма»// Философия права. - 2007.-  №3.-  С.129-134.

3. Ханбабаев К.М. Законодательное регулирование противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в России // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. - С.548-553; Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение. – Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. – 170 с.; Щебланова В.В. Глобальные угрозы: региональные практики противостояния  // Регионология. - 2006. - № 2. - С.28-38.

4.Ревина В. В. Экстремизм в российском уголовном праве :автореферат

 дисс…к. ю.н./ 12.00.08. -М.:РУДН,2010. -25 с.