Право/ 1.Теория государства и права

 

аспирант Шкурко А.В.

Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет,   Россия

ГЕНЕЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Изучение правосознания в культурно-правовом аспекте в значительной степени обусловлено объективной необходимостью разработки общенациональной государственно-правовой идеологии, ориентированной на позитивные, исторически детерминированные интенции национального правосознания.  Изучив научные труды Р.С. Байянизова, С.И. Кривцова, И.Б. Мирзоева, Л.А. Петручак, А.П. Семитко, В.В. Сорокина и др., автор сформулировала собственное определение правосознания: « Правосознание личности – есть особая юридизированная  форма общественного сознания, обеспечивающая творческое отражение и конструирование правовой  действительности, а также определяющая и регулирующая отношение личности к юридически значимым явлениям и процессам».

Анализ социально-культурных аспектов подтверждает, что правовое сознание зарождается под влиянием воспитания, образования, условий жизни и проходит совершенствование и саморазвитие на протяжении всей жизни личности. Генезис правосознания происходит вместе с процессом формирования современного индивида в течение всей его жизни, в связи с чем его знания пересматриваются, уточняются и модифицируются. Рефлективное принятие решений в простых повседневных ситуациях, называемое привычкой, основано на установках, полученных в раннем детстве в семье, в различных детских и образовательных учреждениях. Семейное воспитание прививает  личности с младенчества рефлективные зачатки будущего поведения в обществе, знакомит с представлением о социальных ролях и социальных отношениях. Семейное воспитание опирается на национальные обычаи и традиции, которые сохраняются и передаются в этнопедагогическом, культурно-историческом наследии и духовно-нравственных ценностях. Предназначение культурно-исторического наследия (сказок, эпоса, преданий) - в решении проблемы гармонизации духовно-нравственных ценностей личности, каждое из которых заключает познание в простых понятиях: логическое суждение, умозаключение, правовой «инсайт», а также более глубокое представление об объективной картине мира, углубляющейся по мере обретения социального опыта. Кроме традиционной народной мудрости, родители в раннем детстве формируют у ребенка пакет полезных привычек к должному поведению, порицая его за поступки, не соответствующие социодобряемым действиям (это чувство должного внедряется настолько  глубоко, что становится частью психической структуры развивающейся личности) и поощряя его за социоодобряемые .  Ребенок строит свое поведение на примере взрослых и руководствуясь сигналами, которые получает от них. Если родители формально будут относиться к разъяснению очевидных фактов и явлений, не смогут мотивировать ребенка, то наказание за неправильные поступки, которое будет повторяться раз за разом, может потерять всякий смысл. В результате,  ребенок не прекратит попытки корректировать свое поведение, чтобы  соответствовать требованиям родителей,  и будет вести себя, повинуясь собственным представлениям и желаниям, поскольку уже не стремится к пониманию, чего от него хотят.

Семья не является единственным социальным институтом воспитания человека. Проблема безнадзорности детей и подростков, рост количества социальных сирот стали настоящей проблемой современного российского общества. По данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок больше, чем их было после гражданской войны. И, несмотря на определенные усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных и благотворительных организаций, частных лиц, – число детей-бомжей устойчиво растет. По данным Генеральной Прокуратуры на улице находится более 2-х миллионов беспризорных детей (некоторые источники сообщают цифры от 2-х до 5-ти миллионов детей), живущих на улице. 530 тысяч детей-сирот, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе [1, с.90]. Даже устроенных в различные учреждения интернатского типа нельзя считать благополучными, так как из-за замкнутого круга общения поведение детей-сирот отличается от их сверстников из полных семей. Жизнь на полном государственном обеспечении формирует у них социальный миф о долге государства, не способствует развитию  трудовой мотивации, представлений о социальных ролях, семейных традициях и ценностях. У воспитанников интернатов и детских домов слабо развиты бытовые навыки, и в конечном итоге большинство из них вырастают социальными маргиналами: через год после выхода из детских домов около 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей, 20% - становятся преступниками [2].

Кроме семьи дальнейшее развитие личности будущего гражданина происходит под влиянием религии, образовательных учреждений и накопленного жизненного опыта. Влияние религиозных норм на правосознание на современном этапе порой носит скрытый характер, но продолжает оставаться непреходящей ценностью правовой культуры, так как канонические нормы послужили основой для происхождения концепции естественных прав человека[3, с.81]. Императив религии охватывает свободу жизни, высокую нравственность, сострадание, милосердие, смирение, самопожертвование и терпимость, порицает любые конфликты и проявления бесчестия, малодушие или клевету. Человек должен быть готов и способен адаптироваться к любому изменению общества, кроме изменения религиозных взглядов.

Современные российские исследователи (В.В. Берман, Г.П. Давыдов, В.А. Кищин, Л.В. Лазарева, А.В. Мицкевич, В.М. Обухов, И.Ф. Рябко) тенденции развития правосознания россиян наиболее тесным образом связывают с системой образования, существующей в нашей стране.

Содержание современных учебников обеспечивает передачу традиционных общих знаний со значительным опозданием, что приводит к формированию искаженного миропонимания. Как ни странно, но сентенция советской эпохи - «забудьте, чему Вас учили ...», остается  актуальной в дни, поскольку, например, «тестовая система передачи знаний не позволяет подготовить человека к ситуации, не описанной в условиях теста» .

Система современного многоуровневого образования и семья вместе должны формировать личность достойного и правопослушного гражданина, поэтому компетенции, знания и умения, полученные в молодости, должны содержать нормы и правила, имеющие аксиологическое значение для общества. Одна из ключевых способностей человека - адаптация, которая позволяет ему быстро и успешно трансформировать свой образ жизни под влиянием социальной среды, получать и обрабатывать больший объем информации, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным.   

В отечественной правовой культуре укоренилось подчиненное положение человека по отношению к власти, соответственно отсутствуют  и навыки самостоятельного принятия решений, правовой активности и самоуправления. Реалии современной «путинской» России таковы, что не граждане инициируют создание институтов гражданского общества, а государство берет на себя инициативу и определяет рамки и направления искусственного формирования институтов гражданского общества.  Однако, - по мнению Л.А.Петручак, -  определенные изменения в этом направлении все же имеют место: развитие диалога государства и институтов гражданского общества в рамках законотворческого процесса, усиление личной активности граждан в общественной жизни и др. [ 4, с.122 ].

Завершающий этап формирования правосознания представляет собой процесс становления жизненно важных позиций: ●Я – личность (правосознание личности, способной критически мыслить, искать пути рационального решения правовых вопросов, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь нормами права);  ●Я – гражданин (правосознание гражданина, знающего и уважающего законы своей страны, занимающего активную гражданскую позицию), ●Я – специалист-профессионал (правосознание будущего специалиста, способного организовывать профессиональную деятельность, осуществлять поиск решения профессиональных ситуаций в соответствии с нормами права).

Исходя из исторически сформировавшихся этнонациональных и социокультурных особенностей российского правового менталитета, можно сказать, что гражданское общество в России может сложиться только тогда, когда будут на практике реализованы основные параметры соответствующего ему типа правовой культуры и массового правосознания.

 

Литература

1.Рацимор А.Е.  Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних и некоторые подходы к ее решению на муниципальном уровне // Вестник Университета Российской Академии Образования. - № 3. – 2007. – С.89-94.

2.Савицкая Н.М. Кто починит социальный лифт // Независимая газета. – 2011. – от 27.05. /Эл.ресурс  http://www.ng.ru/politics/2011-05-27/3_ kartbla nsh.html    [Обращение 21  июня 2012 года ]

3. Мчедлова М.М.  Роль религии в современном обществе // Социс - 2009 - №12. -  С.77-85.

4. Петручак Л.А. Правовая культура современного российского общества: монография .– Москва: Издательство «Перо», 2012. - 364 с.