История/1. Отечественная  история

Аспирант  Подольская Ж.А.

Владимирский   государственный  университет, Россия

Роль  церковно-приходских  школ   в  народном  образовании  в  конце XIX – начале XX века

     Решая   вопросы   распространения   грамотности   среди   населения  в конце  60-х  гг.  XIX  века  в  России  определились  следующие  типы  начальных  школ: 1) министерские  образцовые (двухклассные) школы, 2) одноклассные  училища  Министерства  Народного  Просвещения, находящиеся  в  заведовании  училищных  советов  и  дирекций  народных  училищ (неправильно  называемые  земскими), 3) церковно-приходские  училища  и  4) школы грамоты.

   В  1861 году  граф  Д. А. Толстой  в  своем  Отчете  по  духовному  ведомству  свидетельствовал: «Духовенство  обнаружило  такие  учительные  силы, каких  тщетно  было  бы  ожидать  от  какого-либо  другого  ведомства  или  учреждения, и  каким  могла  бы  позавидовать  любая  из  просвещенных  стран  Европы»[1]. Плоды  просветительной  деятельности  духовенства  в  этот  до земский  период  были  налицо.  В 1865 г. 2/3 всех  приходов  России  имели  уже  церковно-приходские  школы, с  количеством  учащихся  свыше  400.000.  В  конце  60-х г.г., когда  появились  новые  работники на  ниве  начального  народного  образования – Министерство  Народного  просвещения  и  земства, духовенство  способствовало  укреплению  земских  школ,  располагая  к  ним  народ  и  общественное  мнение. На  старую  церковную  школу  было  объявлено  гонение. Протоиерей  И. И. Восторгов,  выступая  ее  защитником,    указывал  на  недостатки  церковно-приходской  школы  и  в  то  же  время  отмечал  пути  их  решения.  «Училища  министерские  и  земские  были  качественнее, в  смысле  методики  учебного  материала  и  количества  сообщаемых  знаний. Это  было  естественно,  так  как  на  их  содержание  отпускались  казенные  суммы,  и  учитель,  вместо  прежних  грошей,  которые  он  получал  от  родителей  своих  учеников, имел  определенный  оклад  жалованья. В  школы  стали  выдаваться  даровые  учебники  и  учебные  пособия.  Духовенство  уступило  лучшие свои  школы  земствам, передавало  им  здания; школы  же  ютившиеся  в  сторожках  и  в  домах  духовенства, постепенно  закрывались»[2].   

    В  царствование  императора  Александра  III, по  решению  Государственного  совета,  состоявшемуся  в  1879 году,  была  воссоздана  церковно-приходская  школа  по  Правилам  13  июня  1884 года.  В  1884 г. на  церковные  школы  было  отпущено  из  казны  всего  55.000 руб. в  год  при  5.500  школах; в 1893 г., при  наличии  27.000  церковных  школ, на  них  было  отпущено  из  казны  175.500 руб. в  год.  

    Школам  церковно-приходским  придавали  иногда  исключительное  значение  не  только  потому, что  видели  в  них  единственно  возможный  и  лучший  тип  действительно  народной  школы,  построенной  на  твердых  религиозно-нравственных  основаниях,  но  и  потому,  что  школы  эти  «дешевле»  земских  и  министерских. Между  тем  именно  дешевизной,  т. е. меньшей  обеспеченностью  церковной  школы  объяснялись  ее  недостатки[3]. Многочисленные  не  вполне  благоприятные  отзывы  местных  Комитетов  о  церковно-приходских  школах  сводятся  к  указаниям  на  неподготовленность  и  недостаточность  преподавательских  сил  церковной  школы,  и  именно  светских  учащих – (37.179  человек  в  1899 году). Высочайше  утвержденным  24  мая  1899 года  мнением  Государственного  Совета  постановлено  было  отпускать  ежегодно  на  церковные  школы  дополнительное  денежное  пособие  в  размере  1.859.605  рублей,  из  которых,  по  заявлению  г. Обер-Прокурора  Св. Синода, «большая  часть  (1.659.605 рублей)  предназначалось  на  жалованье  учителям  и  учительницам  церковных  школ»[4].

    На  примере  Юрьевского  уезда  Владимирской  губернии  можно  отметить  уровень  оплаты  учащим  за  преподавание  в  церковно-приходской  школе  за  1897 год.  В  женской  церковно-приходской  школе  при Петропавловском  женском  монастыре  города  Юрьева  законоучитель  священник  Дмитрий  Сахаров  за  7  часов  работы  в  неделю  получал  вознаграждение  в  год  15  рублей  от  Епархиального  Училищного  Совета.  Учительница  Антонина  Назарьевская   за  24  часа  работы  в  неделю  получала  вознаграждение  деньгами  130 рублей  в  год  от  Епархиального  Училищного  Совета,  а  от  монастыря  50  рублей.  Учительница  пения  рясофорная  послушница  Надежда  Николина,  регентша  монастырского  хора  работала  бесплатно.  Преподавательница  рукоделия  монахиня  Людмила,  так  же  учила  бесплатно[5]. Следует  отметить,  что  законоучитель  Дмитрий  Сахаров  и  учитель  Антонина  Назарьевская  получали  жалованье  по  полугодно  от  Епархиального  Училищного  Совета[6].

   Указывая  на  улучшение  религиозно-нравственного  воспитания  народа, делался  акцент  на   работу  сельского  духовенства: «Наше  сельское  духовенство  принадлежит,  в  сущности,  к  людям  двух  типов. Первая  категория  состоит  из  людей (по  большей  части  уже  пожилых), близких  своей  доступностью  сердцу  простого  народа.  Сами  священники  опростились,  живут  жизнью,  одинаковой  с  народной.  Они  ведут  свое  хозяйство  тем  же  способом,  как  и  крестьяне,  пользуясь, сколько  возможно,  даровым  трудом  последних …. Очевидно,  что  для  этой  части  духовенства просвещение  народа  представляется  делом  не  только  хлопотливым,  но даже  излишним. Духовенства  этого  рода  год  от  года  становится  меньше.  Священники  другой  категории, большей  частью  молодые,  окончившие  курс  в  духовной  семинарии, люди  развитые  односторонне,  с  жизнью  совершенно  незнакомые. Они  сами  не  занимаются  сельским  хозяйством, от  народа  держатся  далеко, говорят  с  ним  сухо,  холодно  и  не  располагают  его  к  искреннему  вполне  доверчивому  отношению.  Такие  пастыри,  принимающие  свою  должность  сельского  священника  более  по  обязанности,  чем  по  призванию,  стремятся  поскорее  получить  приход  почище  и  побогаче,  переходят  часто  с  места  на  место  и  уделяют  лишь  малую  долю  своих  забот  просвещению  народа»[7].

    Вместе  с  тем  указывается  на  изменение  в  программах  духовных  семинарий  для  решения  назревших  проблем.  «Необходимо,  чтобы  сельский  пастырь  основательно  знал  историю  народной  жизни, новейшую  литературу,  физику,  естествоведение,  медицину,  сельское  хозяйство,  государственное  устройство  родной  страны,  был  бы  знаком  с  теми  законами,  которые  тесно  касаются  крестьянской  жизни. Сельский  священник  должен  умело  пользоваться живым  словом  с  церковной  и  школьной  кафедры  и  в  частных  беседах,  которые  так  любит  наш  простолюдин,  своей  жизнью  давал  бы  добрый  пример  для  подражания  и  вообще  возможно  глубже  развивал  в  народе  нравственное  учение  Спасителя»[8].

    В  1896 году  преобладающее  значение  имели  одноклассные  школы: церковно-приходские  и  так  называемые  земские. Эти  школы  содержались правительством. Преподавание  в  них  велось  «на  одной  общей  основе  православия  и преданности  Царю  и  Отечеству».  Церковная  школа  ставила  себе  цель – воспитание  народа  в  духе  церковности  и государственности. Протоиерей  И.И.Восторгов  указывал  в  своей  работе  «Государственная  Дума  и  церковные  школы»  следующее: «Народу  нравится  в  церковной  школе  то, что  она  воспитывает  его  около  семьи, в  родном  приходе, в родной  деревне, не  вызывая  в  них  отвращения  к  крестьянской  деревенской  жизни … Народ  верующий  ценит  в детях  набожность  и  церковность  и  радуется, видя  детей  своих  в  храмах  не  немыми, не бездеятельными  и  не  бессознательными  посетителями. Народ  знает, что в  этой  связи  с  религией  и  храмом  лежат  залоги  семейности, хозяйственности  и  нравственной  порядочности  их  детей»[9]. 

     Следующие  положения, говорят  о  проявлении  внимания  правительства  к  церковно-приходской  школе  (информация  за  1900 год):

«1) Церковь  без  школы  -  половина  дела;  поэтому,  при  всех  церковных  приходах,  еще  не  имеющих  школ,  следует  открывать  школы  в  первую  очередь.

2) В  тех  случаях,  когда  церковно-приходская  школа  открывается  в  селении,  где  есть  уже  школа  училищного  совета,  воздействие  церковной  школы  должно  быть  направлено  преимущественно  на  обучение  девочек  -  будущих  матерей.

3) На  окраинах,  в  местностях  с  более  сплоченным  иноверческим  и  иноплеменным  населением,  церковно-приходская  школа,  рассчитанная  по  существу  своему  на  православный  приход,  едва  ли  может  перетянуть  к  себе  всех  детей  иноверцев;  поэтому  здесь  яснее  обозначаются  задачи  школ  Министерства  Народного  Просвещения;  те  же  по  существу,  что  и  церковные  школы,  они  менее  заметным,  но  тем  более,  действительным  образом,  служат  великому  делу  обрусения  и  объединения  наших  окраин»[10].

     Протоиерей  И. И. Восторгов  указывал  на  положительное  влияние  церковно-приходской  школы  на  события,  происходившие  в  России  в  1905 году.  «В  дни  погромов  ни  одна  церковная  школа  не  была  тронута. Погромы  наблюдались  в  тех  уездах  и  селениях,  где  не  было  церковных  школ  совсем.  Напротив, в  уездах  с  густой  сетью  церковных  школ  и  в  селениях,  где  церковные  школы  имеют  первенствующее  просветительное  значение,  погромов  не  было  или  они,  начинаясь, тотчас  же  вызывали  против  себя  протест  лучшей  части  крестьянства  и  протекали  сравнительно  в  самой  слабой  форме»[11].  Церковные  школы, несмотря  на  революционные  события,  продолжали  работать. Протоиерей  И. И. Восторгов  делает  вывод о  значимости  церковной  школы  для  народа: «Школа  церковная  люба  народу,  как  близкая,  понятная,  родная,  истинно-народная. Она  близка  ему  и  потому,  что  не  погнушалась  беднотою  народной  и  первая,  в  виде  школы  грамоты,  явилась  в  самые  глухие,  убогие  деревни …»[12].

     Таким  образом,  рассмотрев  церковно-приходскую  школу  с  точки  зрения  отдельной  личности  -  протоиерея  И. И. Восторгова,  в  высказываниях  местных  комитетов  по  вопросам  просвещения,  в  отдельных  данных  по  образованию  во  Владимирской  губернии  и  других  источниках,  можно  сделать  следующий  вывод  о  значимости  церковно-приходской  школы   в  народном  образовании  в  пореформенный  период:

    Роль  церковно-приходской  школы  как  школы  близкой  народу  велика. Задачи,  стоящие  перед  государством  -  поднятие  уровня  народа  в  целях  развития  сельскохозяйственной  промышленности – необходимо  было  решать  через  образование.  Следует  отметить  подъем  религиозно-нравственного  воспитания  крестьян  путем  просвещения.  Образование  рассматривается  и  как  средство  поднятия  умственного  уровня  народа, и  как средство  борьбы  против  беспорядков.

Литература:

1.Восторгов И. И. Государственная  Дума  и  церковные  школы//Народное  образование. – 1911. – сентябрь. С.2

2.Там же, с.3

3.Материалы  школьного  музея  МОУ  СОШ  №1 г. Юрьев – Польского  Владимирской  области

4. Там же

5.Государственный  архив  Владимирской  области (ГАВО). Ф.379. Оп.108. Д.459. Л.7,8

6.ГАВО. Ф.379. Оп.108. Д.459. Л.10

7.Свод  трудов  местных  комитетов  по  49  губерниям  Европейской  России. Просвещение/Сост. Н. Л. Петерсон. – С. – Петербург, 1904.С.34

8.Там же, с.35

9.Восторгов И. И. Государственная  Дума  и  церковные  школы//Народное  образование. – 1911. – сентябрь. С.17

10.Материалы  школьного  музея МОУ  СОШ №1 г. Юрьев – Польского Владимирской  Области

11.Восторгов  И. И. Государственная  Дума  и  церковные  школы//Народное  образование. – 1911. – сентябрь. С.18

12.Там же, с.21