Философия / 3. История философии

Коротич Г.В.

Приазовский государственный технический университет

Человек и мир в философских взглядах Н.Н. Страхова

 

Практически любой философский вопрос, так или иначе, приводит нас к рассмотрению проблемы человека, которая есть центральная философская тема. В этой связи интересно обратиться к мыслям выдающегося русского мыслителя Николая Николаевича Страхова, внесшего значительный вклад в развитие философской антропологии. Опираясь на последние достижения естествознания, на многовековой историко-философский опыт, своеобразно используя диалектический метод как метод, связанный с формированием и развитием понятий (как считал сам философ, а на самом деле - и с проблемой развития человека как особенного биологического вида), Н.Н. Страхов анализирует природу и сущность человека, а также его взаимосвязь с миром. Философ характеризует мир как единое, стройное, связное целое, имеющее центр. Центр этот – человек, “вершина природы, узел бытия” [1, С.67]. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в единое целое, он – главное явление и даже сущность мира [Там же]. Человека можно назвать совершеннейшим животным, однако, его животность, по мнению Н.Н. Страхова, не противоречит его духовности [1, С.89]. Более того, для духовного развития необходима “самая высшая ступень животности” [Там же]. Хотя в некоторых людях действительно ничего, кроме животности, нет.

Мыслитель напрямую связывает развитие человека как биологического и как духовного существа с процессом совершенствования. Вопрос о совершенствовании человека Н.Н. Страхов справедливо считает очень трудным, а само понятие совершенствования – глубоким. Процесс совершенствования зависит не только от воспитания, от обстоятельств частной жизни и от исторической обстановки (т.е. от социокультурных факторов), но и от самого человека, от его желания и способности развивать себя [1, С.159-160]. Человек – существо мыслящее; умственная жизнь, как утверждает Н.Н. Страхов, есть чистейший и высочайший вид развития вообще [1, С.146]. Поэтому под совершенствованием философ понимает, прежде всего, умственное развитие, расширение наших познаний, развитие и углубление мировоззрения. Человек весь в возможности [1, С.195]. Он постоянно рождается в процессе своей многообразной деятельности.

Н.Н. Страхов характеризует человека как существо наиболее зависимое и, одновременно, наиболее самостоятельное, однако замечает, что эти два противоречащих свойства в нем примиряются. Это примирение и составляет сущность человека [1, С.197]. Человек способен к самостоятельному, самобытному развитию, он наделен духовностью, это самое совершенное существо из всех существующих на земле существ. Душа человека не выносит однообразия, бездействия; все это заставляет ее тяжело страдать и мучиться. Как замечает Н.Н. Страхов, каждый сколько-нибудь мыслящий человек в своей жизни наверняка испытывал изменения, даже перевороты в своих мнениях, что делало его взгляд на жизнь более совершенным. С последним согласиться можно, разве что если принять во внимание не отдельного человека, а все человечество в целом, всю его историю (хотя и вопрос о критериях прогресса человечества остается открытым для обсуждения). Н.Н. Страхов подчеркивает, что человек есть существо зависимое, так как он подвержен всевозможным влияниям, воздействиям и вследствие этого изменениям. Он самоопределяется, пытается объяснить и понять все, что было до его прихода в мир, каков этот мир, что с ним будет далее, что будет далее с самим человеком и т.п. Н.Н. Страхов пишет: то, что влияет на человека, не поглощает его целиком, он, как бы сегодня выразились, является открытым для бесконечного восприятия, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою самость, свою самостоятельность. Изменяясь, человек сохраняется как человек (напрашивается аналогия с Гераклитовым смыслообразом реки: чтобы оставаться рекой, она должна течь). Здесь Н.Н. Страхов прямо указывает на деятельную сущность человека.

Чем больше разнообразных влияний оказывается на человека, чем многообразнее его взаимосвязи с миром, тем более он развивается, пишет Н.Н. Страхов. Можно уточнить: тем больше возможностей для развития. Ведь как утверждает сам философ, основное зависит от самого человека, от его желания использовать возможности к развитию. При этом человек не должен становиться игрушкой обстоятельств, случая, а служить главной цели, отличаясь “логической последовательностью” и “необычайной стройностью своего развития” [1, С.199]. Обстоятельства бывают разные – способствующие развитию и его подавляющие. И те, и другие диалектически взаимосвязаны между собой. Подавляющие могут стать способствующими: человек, с честью перенесший тяжелые испытания, выходит из них более сильным. Человек стремится самобытно поставить себя в центр мира, возвыситься над обстоятельствами. В этом, считает Н.Н. Страхов, выражается особенная сущность человека, а его жизнь – это образование этой сущности. Человеку свойственно критически оценивать себя и стремиться к идеалу. Его осуществление как достижение цели ставит предел человеческим действиям вообще и самосовершенствованию человека в частности. Поэтому понятие “бесконечное совершенствование” невозможно. Однако оно невозможно и в том смысле, что идеал, как правило, недостижим, поэтому любая ступень, пройденная человеком по пути к идеалу, все равно от него далека. Тем не менее, человек постоянно в пути, и о нем нужно судить не потому, что он представляет собой в данную минуту, а потому, чем он был и чем он может быть [1, С.196]. Жизнь – это постоянное обновление. Продолжительность нашей жизни определяется ее содержанием, которое мы сами ей придаем. По-настоящему долгая жизнь – это жизнь, насыщенная деятельностью, считает философ, и с этим тезисом согласились бы многие.

 

Литература:

1. Страхов Н.Н. Мир как целое / Н.Н. Страхов. – М.: АЙРИС-пресс: Айрис-Дидактика, 2007. – 576с.