Булахова Е.Н.

                                                                                                               Лысов Г.А.

Донской государственный технический университет.

Аксиологический аспект глобализации.

Глобализация , как фактор культуры , стала объектом науки лишь со второй половины XX века и ей уделяется всё большее внимание.

Одни авторы обсуждают лишь негативные факторы глобализации. Другие –только её социально-политические или экологические пороки. Поэтому наша цель состоит в попытке выявления её позитивных сторон.

Историко-логический анализ и метод диалектики позволяют зафиксировать тот факт, что глобализация имеет множество ценностных аспектов. В плане генезиса уже на ранних этапах антропосоциогенеза успехи в достижении поставленной цели исподволь подводили наших предков к мысли о приоритете материалистического мировосприятия . С вербальной стороны успехи в целеполагании способствовали развитию рационального подхода к миру, именно только этот подход стимулировал развитие дологических знаний, орудийной деятельности, становлению сущностных сил человека. Отмеченные факторы носили всеобщий характер , но из-за слабых средств коммуникации в ту далёкую пору они не могли быть поняты и осмыслены.

Смена потребительского ведения хозяйства воспроизводящим, происшедшая в эпоху неолитической революции, также носила глобальные масштабы. Она превратила человека из раба обстоятельства в их господина. И это выразилось прежде всего в появлении и быстром развитии звуковой речи, в формировании абстрактного мышления, в утверждении понятийного аппарата, в зарождении начал науки. Уже не стихия природы, а культура стала определять дальнейший прогресс цивилизации. На этом фоне надстроечные институты начинают играть всё более ощутимую роль в жизни общества.

С одной стороны , разные формы общественного сознания способствовали развитию кругозора человека. А с другой , коль скоро они обслуживали интересы господствующего класса, то повсеместно и постоянно манипулировали общественным сознанием в масштабах , необходимых как заказчикам, так и самим себе. Примеров сдерживания новаторов в теории и практике у всех стран и народов много.

Противоборство материализма и идеализма , как глобальное явление пронизывает всю «писанную» историю человечества. С одной стороны , эта борьба делала аргументацию обеих течений всё более убедительной, доказательной и правдоподобной. А с другой , эта же борьба постоянно побуждала своих адептов к поиску объективной истины. В социальном плане успехи теоретиков одной из противоборствующих сторон сопровождались серьёзными потрясениями. Достаточно обратиться к истории проамериканских цивилизаций , чтобы понять к чему приводят даже небольшие ошибки в этом плане. Жрецы майя, инков и ацтеков «рассчитали», что белые боги придут с востока. И когда к берегам Америки приплыли конкистадоры , их стали воспринимать в статусе явно им не свойственном, что в существенной мере предопределило поражение этих цивилизаций, ибо общественное сознание обладает инертностью в своём развитии. Или , к примеру, представители классической немецкой философии, пытаясь объяснить причины имущественного неравенства народов планеты, акцентировали своё внимание на этнической неравноценности рас и народов. В итоге этот просчёт был использован для теоритического обоснования правомочности колониальных войн XVII-XIX вв. и двух мировых войн прошлого столетия.

Аналогичную ошибку совершают современные идеологи мировых религий Запада и Востока , безответственно не принимая в расчёт вероятные последствия, к которым могут привести их популистические инициативы. А это особенно опасно для Востока , где живут гигантские массы полуголодного и почти полностью безграмотного населения.

Весьма важными сторонами современной глобалистики является её просветительская функция, стремление к гуманизму, к признанию равенства всех рас, наций, религий, полов и цивилизаций, внушение идей о праве каждого на самостоятельное понимание происходящего , на поиск рациональных средств преодоления противоречий современности, на стремление к миру и процветанию. С другой стороны, политические, экономические и экологические типы проблем современности, вызванные к жизни деятельностью человечества осложняются всё более серьёзно заявляющими о себе противоречиями космического характера.

Природные противоречия (иногда их именуют прогностическими) связаны с возрастанием солнечной активности, что сопровождается усилением вулканической деятельности и землетрясениями на планете , с ростом атмосферных загрязнений. с повышением пагубности парникового эффекта , с интенсификацией таяния ледников и ростом уровня Мирового океана. С одной стороны, это стимулирует развитие науки соответствующих направлений. С другой , это чревато появлением новых видов борьбы за «жизненное пространство» и за «передел мира». С третьей , эти же факторы стимулируют необходимость создания глобальной политики, этики, идеологий, а также необходимость незамедлительного гуманистического пересмотра всех религий и идеологий, ибо. чтобы выжить, мы все должны для себя чётка решить «как строить свою жизнь дальше » и «что надо сделать для того, чтобы наши потомки не повторяли наших ошибок».

Резюмируя изложенное , следует отметить , что аксиологическая значимость современной глобалистики состоит в её интеративно- гуманистической заданности. Она объективно стимулирует к объединению всех субъектов современного мира на принципах доброй воли, взаимоуважения и отказа от насилия во всех его проявлениях, к развитию принципов добра и отказу от гипертрофированию мистических приоритетов сколь бы прекрасными лозунгами они не декларировались. И этому есть лишь одно объяснение – у нас есть лишь одна маленькая планета Земля и жизнь на ней можно сохранить только лишь руководствуясь принципами ноосферы (термин академика В.И. Вернадского)