Алиханов Р.Д.

СПбГУ  МВД России, г.Санкт-Петербург

Некоторые особенности развития нормативно-правовой культуры народов Дагестана

Возрождение  адатного права, в ряду которых существенное место занимают уважение и почитание родителей, собственности, добрососедство и взаимопомощь,     на наш взгляд, одно из важных средств преодоления того самого «правового нигилизма», который, по справедливому мнению Д.А. Медведева, препятствует поступательному развитию российского общества. В своем Послании Федеральному Собранию он подчеркнул, что в ряду наиболее значимых ценностей нашего общества, его нравственных ориентиров необходимо считать справедливость, понимаемую как «политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей», реализуемую в социальных гарантиях и добивающуюся «достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации – в системе международных отношений»[1].

Адаты− уникальный феномен исторического развития права, аккумулировавший в себе как архаические устои, так и современные тенденции   правовой жизни джамаатов.

Вступив в XXI в., народы   Дагестана, с одной стороны, стремятся к унификации информационного, научно-технического, образовательного, экономического,  правового пространства, с другой – все более осознают неизбежность проявления этнической специфики в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе в юридической ее составляющей. Такие важнейшие первичные юридические категории, как справедливость, правосудие, наказание, преступление, не должны рассматриваться вне этнического контекста, ибо у каждого народа на протяжении тысячелетий, еще с первобытности, складывались собственные правовые взгляды, с точки, зрения которых происходила регуляция социальных отношений.

Вопросами изучения обычного права дореволюционного Дагестана занимались многие исследователи, начиная еще со второй половины XIX века. Одними из первых работ по изучению обычного права явились работы И.Канукова, в которых автор исследует преступность и ее изменения в Дагестане, после поражения Шамиля. Он отмечает, что «с переходом на мирную жизнь увеличилось воровство в сельском обществе»[2]. Очень много труда в изучение общественно-экономической жизни Дагестана и обычного права дореволюционного Дагестана вложил М.М.Ковалевский. М.Ковалевский во время путешествия по Дагестану лично собирал записи адатов, которые стали основой для написания работы «Родовое устройство Дагестана» (1888) и «Закон и обычаи на Кавказе» (1890).

1.       Адаты являлись основными детерминантами поведения горцев в дореволюционном Дагестане. Они являлись результатом правотворчества широких народных масс. Полную характеристику адатов и адатного права дал Ф.И. Леонтович в своей работе «Адаты Кавказских горцев» (1882)[3].

Исследованию обычного права народов дореволюционного Дагестана посвящены труды Е.Маркова, А.Ф. Грабовского, Р.А. Фадеева, П.К. Услара и др. дореволюционных исследователей.

После Октябрьской революции, и, в особенности, с 50-х годов началось широкое исследование обычного права Дагестана.

Преступность в дореволюционном Дагестане была предметом специального исследования в работах Ю.Ю. Юнусова.

Автор на основе обобщения материала из дореволюционных источников показывает общую картину преступности. Основными методами исследования стали обобщения статистических сведений о преступлениях и описание наиболее типичных криминальных случаев. Несомненной заслугой Ю.Юнусова является анализ преступности в контексте проблемы целостно-нормативной системы народов Дагестана в дореволюционном периоде. Автор дает аргументированную оценку некоторым специфическим явлениям преступности. Описательный характер, который несколько преобладает в работах Ю.Юнусова, представляется неизбежным на первом этапе исследования проблемы преступности.

Заслуга в изучении обычного права принадлежит А.С. Омарову. В своей работе "Понятие и основные черты адата народов Дагестана» (1972) и др. А.С. Омаров дает общую характеристику обычного права. В частности, он пишет:

«Замедленные темпы и незавершенность процесса связи между отдельными областями, политическая децентрализация, существования замкнутых, самоуправляющихся сельских общин - все эти причины в своей совокупности определили  преобладающее значение обычного права»[4].

В своих работах автор излагает причины партикуляризма обычного права.

М.М.Ковалевский во время своего путешествия по Дагестану лично собирал записи адатов. Их он широко использовал в своих капитальных трудах[5]. В одном своем очерке под названием "Родовое устройство Дагестана" он писал «… Дагестанские обычаи раскрывают перед нами много малоизученных еще сторон родового быта. Они знакомят нас также с теми порядками, благодаря которым этот быт постепенно сменяется общинно-сельским. Изучая адаты некоторых обществ Кайтага, мы присутствуем при самом зарождении государственной власти и остановимся лицом к лицу с ее настоящим источником - избранием и первоначальною целью - военачальствованием и судами…»[6].

Его научные интересы были широки и разносторонни. Они были навеяны основными проблемами современной ему русской действительности но преломлялись, главным образом, сквозь призму зарубежного исторического опыта. Часть этих работ ("История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III", "Общественный строй Англии в конце средних веков* и др.) была посвящена политическому и социальному развитию средневековой Англии, к изучению которого Ковалевский приступил первым в ряду видных русских историков - П.Г. Виноградова, Д.М. Петрушевского, А.Н. Савина. Высокую оценку современников получили его исследования о родовых отношениях и формах их распада : "Современный обычай и древний за- кон. Обычное право осетин в историко- сравнительном освещении", "Закон и обычай на Кавказе", "Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом" и др. Эти труды основывались прежде всего на собранном самим Ковалевским этнографическом материале осетин и других народов Кавказа.

Адаты Дагестана закрепляли право собственности на средства производства, устанавливало нормы и виды феодальной эксплуатации. Являясь господствующим видом права, адат определял нормы общественного поведения, регулировал внутреннюю жизнь сельских общин и их взаимоотношения, регламентировал структуру и деятельность центральных и местных органов власти и управления.

Таким образом, при изучении адатов можно вычленить в их материале раздельные хронологические слои и постараться установить их последовательность. Это позволяет рассматривать адаты как исторический источник[7] не только для времени, когда они были зафиксированы, но и для гораздо ранних исторических периодов. По ним мы можем отметить многие стороны институтов первобытно-общинного строя (кровная месть, умыкание, семейная и сельская община, ишкиль, присяжничество, коллективное владение землей и т.д.). По ним можно характеризовать общественный строй и хозяйство в последующих исторических этапах развития, наконец, адаты дают возможность характеризовать детали быта и нравов горцев.

Есть еще одна характерная особенность дагестанских адатов  М.М. Ковалевский,   писал, что пестрота этнографического состава населения Дагестана сказалась и на разнообразии его адатов. Что ни общество или аул - то свои адаты[8].

Адаты отразили национальные черты каждого дагестанского народа, но сравнительное изучение их показывает, если, в частностях они разнятся, то в основном в них больше преобладали общие, характерные для всех народов Дагестана, черты. По свидетельству М.М.Ковалевский, «общие и основные положения" юридических норм горцев одинаково впитали в себя "обычаи аваров и андийцев, лаков и кацучин, даргинцев и табасаранцев и т.д.»[9].

Многие из источников обычного права составлены в эпоху позднего феодализма, когда были сделаны наиболее значительные усилия по кодификации обычного права и превращения совокупности традиционных неписанных норм в феодальные кодексы законов.

Одновременно следует заметить, что в тот период в Дагестане начинается тенденция к унификации правовых норм, крайним выражением которого было бы введение универсального свода законов, действующего на всей территории Дагестана[10]. Несмотря на продолжительное внедрение в период имамата Шамиля, шариат в итоге не смог вытеснить или заменить традиционных адатов. Мало того, по свидетельству А.В.Комарова, одного из первых исследователей обычного права горцев, по окончании войны «все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адатам»[11].

Все это говорит о специфике проявления феодальных отношений в Дагестане, т.е. об особенных: путях истерического развития, значительно отличавшихся от путей и форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке, продуктом которые был шариат.

В самом деле, такие специфические категории социально-исторической жизни Дагестана, как семейная община (тухум), сельская община, раннефеодальные формы политической организации, специфическая многоукладность лучше всего отражены и прослеживаются в материале адатов,  обычного права горцев.

Таким образом, самые общие выводы о важности изучения адатов сводятся к следующему:

во-первых, изучение адатов помогает выяснению общих закономерностей в развитии всех дагестанских народов и общности их исторического пути;

во-вторых, сравнительно-исторические изучения адатов помогают выявить особенности, специфику в общественном строе у отдельных дагестанских народностей;

в-третьих, изучение адатов позволяет понять процесс эволюции общественных явлений в жизни горцев, постепенную замену старых социальных категорий новыми, наполнение традиционных институтов совершенно новым социальным содержанием .



[1] Медведев Д.А. Уважать и охранять права и свободы человека // Российская газета. Федеральный выпуск. –  № 4654.    2008. –  8 мая. –  С. 1; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 6 ноября 2008. − № 230 (4787). − С. 2.

[2] Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.9. Тифлис, 1878. С.110-111.

[3] Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Вып.1. Одесса, 1882. С.4-6.

[4] Омаров А.С. Понятие и основные черты адата народов Дагестана // Советское право: традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972. С.63.

[5] Магомедов Р.   Дагестан: Исторические этюды. Махачкала, 1975. С. 115.

[6] Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана. М., 1888. С.51.

[7] Магомедов Р.М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960. С.213.

[8] Магомедов Р.М.   Дагестан: исторические этюды. Махачкала, 1975.  С.116.

[9] Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана. М., 1887. С.513.

[10] Магомедов Р.М. Дагестан: исторические этюды. Махачкала, 1975. С.117.

[11] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып.1. Тифлис,  1868. С. 17.