Философия/2. Социальная философия

 

Д.филос.н., профессор Балабанов П.И, Басалаева О.Г.

Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Россия

 

Особенности взаимосвязи информационной картины мира и культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности

 

Сферами реализации функциональной взаимосвязи информационной картины мира и культурной картины мира являются подсистемы в системной организации личности – внутрииндивидная (интраиндивидная), интервидная, надиндивидная (метаиндивидная). В редакции А.В.Петровского, А.В.Брушлинского внутрииндивидная (инфраиндивидная) подсистема – темперамент, характер, способности; интервидная – межличностные отношения, т.е. вне органического тела; метаиндивидная (надиндивидная) подсистема, т.е. личность переносится за пределы существующих «здесь и теперь» межличностных отношений в социуме как таковой [1].

Сопоставление, составляющих содержание информационной картины мира как некоего идеального образца с конкретными типами картин мира – культурной картины мира и информационной картины мира позволили выявить ряд функций, обусловленных содержанием, указанным картиной мира – мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, интегративная, онтологическая, аксиологическая, нормативная, коммуникативная у культурной картины мира; мировоззренческая, онтологическая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, прагматическая, коммуникативная, культуросозидающая, эвристическая у информационной картины мира. Как видно, набор функций у обеих картин мира примерно одинаков: интегративная, нормативная в большей степени присуща культурной картине мира, в значительно меньшей степени информационной картине мира, несмотря на то, что элементы интегративности и нормативности также присущи информационной картине мира; культуросозидающая, эвристическая, прагматическая, в большей степени присущи информационной картине мира, хотя элементы эвристичности и прагматичности также присущи культурной картине мира. Но при этом в разных сферах в большей степени реализуются взаимосвязи различных функций. Во внутрииндивидуальной сфере – аксиологическая, творческая, эвристическая; в интервидной сфере – коммуникативная, культуросозидающая, нормативная, прагматическая; в метаиндивидной – мировоззренческая, онтологическая, методологическая.

Отдельный разговор о культуросозидающей функции информационной картины мира. Она понимается в том смысле, что функционирование функции информационной картины мира включает не только осознание информатики как частной научной дисциплины, но и выражает футуристические ожидания формирования информационной культуры, информационного общества и т.п., в основе которых лежали бы информационные технологии. Культурная картина мира, являясь рефлексией состояния культуры в большей степени акцентирует внимание на генезисе культуры, ее функциях, многообразии культур, культурном диалоге и пр. и в этом смысле она фиксирует состояние культуры и культур, но в меньшей степени обращает внимание на прогностику культурных процессов. Повидимому следует говорить не о культуросозидающей функции культурной картины мира, а скорее о «культурофиксирующей», описательной функции культурной картины мира.

В метаиндивидной сфере личности, с наибольшей полнотой реализуется взаимосвязь мировоззренческих функций культурной картины мира и информационной картины мира.

Мировоззренческая функция культурной картины мира транслирует мировоззренческие компоненты данной картины, которая по своей сути обуславливает процессы формирования индивида, с заданной психологической установкой, с программой социокультурной ориентации в метаинфивидную сферу личности, а с другой выступает образцом для введения подобного конструкта в других науках, в том числе и в информатике.

Мировоззренческая функция информационной картины мира в своем влиянии на социального субъекта, в общем случае, выражает конкретизацию философского содержания мировоззрения, как системы взглядов на объективный мир и места с нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и самому себе. Конкретизация заключается в том, что окружающая действительность в философской интерпретации мировоззрения замещается на представление об окружающей человека информационной среде аналогично тому, как представление о мире в философском мировоззрении замещаются представлениями о культуре культурологами. Представления об информационной среде имеют свою «социальную историю» в социально-историческом развитии человечества. «Информационная среда, в которой протекает деятельность отдельных людей и целых социальных общностей, разумеется, не возникает сама собой и не привносится кем-то извне, а формируется все той же человеческой деятельностью, прежде всего, ее информационным содержанием. Среда, в свою очередь, непрерывно воздействует на характер и содержание самой деятельности, определенным образом направляя и видоизменяя ее. В результате реализации импульсов такой обратной связи имеет место постоянная взаимная детерминация этих двух срезов социального развития»[2].

Замещение мира в информационной картине мира на информационную среду, фиксация в содержании данной картины таких ее фундаментальных характеристик как искусственность, уникальность, глобальность информационной среды позволяет сформировать в метаиндивидной среде личности некий информационный образ о действительности.

Данный информационный образ действительности, представленный в информационной картине мира имеет системную организацию. Иными словами, мировоззренческая функция информационной картины мира представляет собой системное образование, системообразующим признаком которого выступает понятие информации.

Резюмируя характер взаимосвязей мировоззренческих функций культурной картины мира и информационной картины мира в метаиндивидной сфере личности можно констатировать следующее. Во-первых, декларируя формально и интуитивно, что обе картины мира влияют на мировоззрение личности содержательно выявлено, что это влияние в большей степени проявляется в метаиндивидной сфере личности. Во-вторых, обозначаемое влияние информационной картины мира и культурной картины мира как мировоззренческое, таковым является на «самом деле» ибо содержательные компоненты мировоззрения – системность, способ осознания и понимания, ценностные ориентации, убеждения, основанные на конкретнонаучном знании – культурологическом, информационном, обнаруживают себя в этом случае в явной форме. В-третьих, взаимосвязь информационной картины мира и культурной картины мира несимметрична: культурная картина мира выступает как условие и образец в плане мировоззрения для информационной картины мира, т.е. взаимосвязь носит субординационный характер. Все вместе отмеченное характеризует специфику взаимосвязей мировоззренческих функций информационной картины мира и культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности.

 

Литература:

1.     См. Общая психология. М., 1986. С.201-205.

2.     Семенюк Э. П. Информатика и современный мир: философские аспекты. Львов : Укр. акад. печати, 2009. С.33.