Д.ф.н. Нурышева Г.Ж.

Казахстанско-Британский

технический университет,

Казахстан

Об особенностях философии казахского народа

   Изучение специфики казахской философии стало интересным объектом исследования казахстанских ученых. Следует отметить, что за двадцать лет независимости, за такой короткий в историческом отношении срок,  философами республики сделано очень много в этом направлении. Определены основные векторы работы, подготовлены научные  труды, посвященные углубленному и объективному изучению философского мировоззрения казахского народа и его великих мыслителей, таких как Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Алихан Букейханов, Магжан Жумабаев и др. Философы республики ведут активную и плодотворную работу в рамках Государственной Программы «Культурное наследие». На казахский язык переведены и изданы памятники мировой философской мысли, начиная от произведений Сократа до трудов современных западных экзистенциалистов и казахстанских философов. В рамках данной Программы подготовлен специальная серия под названием «Философское наследие казахского народа», посвященная исследованию философского мировоззрения казахского народа.  

   Изучение сущности философского миропонимания казахского народа является довольно сложным процессом. Отметим несколько причин такого положения. Во-первых, долгое время философия свелась к рациональному, рафинированному размышлению узкого круга высокообразованных ученых-специалистов. По этой причине утверждалось, что целые народы не имеют свою философию – в виду отсутствия у них профессиональных философов. Это привело к возникновению мнения о философии как особой из всех наук, к ее отчуждению и потере изначального смысла философствования. На самом деле, как верно подчеркивает И.И.Ильин, философское понимание мира,  «философия, в ее первоначальной, опытной стадии, разлита в душах всего народа и каждый человек, независимо от своего образования и личной одаренности, становится участником национального философского и метафизического дела, поскольку он в своей жизни ищет истинного знания, радуется художественной красоте, вынашивает душевную доброту, совершает подвиг мужества, бескорыстия и самоотвержения, молится богу добра, растит в себе или в других правосознание и политический дух» (1).

   Во-вторых, чтобы освоить всю полноту философского мышления казахов необходимо отличное знание казахского языка, так как на формирование и содержание философского мышления каждого народа оказывают свое влияние особенности национального языка. Следует учесть, что до появления письменности свое миропонимание казахи выражали вербально. Язык казахов красив и богат. Его понятийный аппарат способствует наиболее точному отражению окружающей действительности, глубоких раздумий индивида о себе, природе, обществе и смысле жизни. Тут вспоминаются слова В.Гумбольдта о том, что «...народы, более одаренные и находящиеся в более благоприятных условиях, чем другие, обладают и более совершенными языками» (2) .

   Только с приобретением независимости произошло второе рождение казахского языка и в философской науке, как и в других науках, появилась прекрасная возможноcть думать, изучать и писать на своем языке. К сожалению, ученых-философов, хорошо владеющих казахским языком все еще мало. Но позитивных изменений в этой сфере, можно сказать, больше. На философском факультете Казахского государственного национального университета успешно работает отделение, где подготовка будущих философов республики ведется и на родном языке. В высших учебных заведениях республики философию изучают не только на русском и английском языках, но и на казахском языке. С первых лет независимости Казахстана в диссертационных Советах защиты кандидатских и докторских диссертаций начали вестись  как на русском так и на казахском языках. За последние 20 лет появились учебники философии и монографии на казахском языке.

   Изучая сущность казахской философии, следует не забывать, что миропонимание казахов связано с кочевым образом жизни. Как справедливо отметил О.А.Сегизбаев, известный философ, блестящий ученый, посвятивший свою жизнь изучению казахской философии, «философия казахов, разумеется, имела много общего с философией всего мира, иначе и быть не могло, но вместе с тем, в ней отразились особенности казахской народной жизни. А особенности эти обусловлены, главным образом, особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и радиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов» (3).

   Известно, что в научной литературе нет общепринятой точки зрения о кочевой цивилизации. Например, европоцентризм сформировал отрицательное мнение о ней. На самом деле, объективный анализ показывает, что особенности кочевого образа жизни, его культурно-творческий потенциал достаточно основательны и они стали основными источниками формирования основных категорий казахского миропонимания.

   Отметим несколько положительных особенностей кочевого образа жизни. Кочевой казахский народ был един с природой и определяющей установкой его кочевой жизни была парадигма «человек-природа». Кочевой образ жизни тесно связан с движением, а движение есть стремление к совершенствованию и постоянному обновлению. Кочевничество придавало практический характер образу жизни казахов. Казахам было чуждо стремление к чрезмерному накопительству и богатству. Постоянное  кочевничество, долгий и тяжкий путь переселения с одного места на другое  воспитывали у казахов такие нравственные черты как терпение, взаимопонимание, заботливость, умение жить в коллективе, дисциплинированность и др. При оседлом образе жизни возникает проблема власти, а в кочевом обществе отношения между людьми регулировались через традиции и обычаи. Кочевник, в отличии от оседлого человека,  остается относительно свободным индивидом общества. 

   Бесконечное пространство кочевого образа жизни стало основой особенной культуры, своебразного искусства казахов, его высокого творческого вдохновения. В свое время об этом верно сказал Ч.Валиханов, подчеркнув, что на поэтический и умозрительный дух степных кочевников, возможно, оказали влияние беззаботная кочевая жизнь или постоянное созерцание природы, всегда открытое звездное небо и беспредельные и зеленые степи (4).

   Основная категория философского миропонимания казахов, на наш взгляд, – жизнь-өмір. Жизнь является самой главной среди ценностей, окружающих человека. Несомненно, что она основа и непременная предпосылка всех других ценностей. Казахи, возвышая жизнь и сравнивая ее со смертью, говорили: «Мың күнгі тамұқтан бір күнгі жарық» (Один день света, чем тысяча дней тьмы), «Өлі арыстаннан тірі тышқан» (Лучше быть живой мышью, чем мертвым львом), «Тірі адам тіршілігін жасайды» (Живой человек будет жить творить). В понимании казахов человек должен проживать жизнь полноценно и осмысленно, ценить каждый ее день, как можно больше думать о ней, постоянно стремиться к ее совершенствованию. Поразительно, но в почти всех народных песнях обязательно затрагивается экзистенциальный вопрос о жизни. Слушая их, чувствуешь, что казахи неустанно призывали своих сородичей ценить жизнь, наполнить ее смыслом и сожалели о том, что она преходяще.  Для выражения своих философских дум казахский народ пользовался такими словами-понятиями своего богатого и сочного языка, что всю их полноту и красоту почти невозможно передать на другом языке. Например, такие философские строки о жизни, как «Қыздар бұлбұл/Жігіт дүлдүл/Барады өтіп өмір құрғыр» понятны только тому казаху, который обладает в совершенстве родным языком. Не случайно, что до сих пор нет полноценного перевода на другие языки стихов и «Слов назидания» великого казахского поэта-философа Абая. Есть неплохие переводы, но сказать, что они смогли передать все содержание его мыслей, нельзя.

   В понимании казахов, только сам человек через свою деятельность способен придать смысл своей жизни. Казахи говорят: «Дүниеге екі келмек жоқ». Человек приходит в этот мир только раз и ему отпущена только одна возможность, он сам в ответе за свою жизнь. Характеристика жизни передается и через категорию «дүние». Следует заметить, что слово «дуние» применяется: 1) для выражения бытия (дүние-болмыс), материального богатства (дүние-байлық), окружающего мира (дүние-әлем). Но как философская категория «дүние» наиболее полно раскрывается только при характеристике жизни. Словосочетания «дүние-жалған», «сұм дүние», «өттің дүние», «дүние-арман» прекрасно передают относительность, краткость жизни. Особенно хорошо эти мысли отражены в қара өлең, самой простой форме устного творчества казахского народа. Қара өлең – четверостишие, его сочинял почти каждый казах. Қара өлең наиболее точно передает повседневные и философские думы народа. На первый взгляд может показаться, что в қара өлең предлагают жизнь-дүние прожить играючи, в достатке и веселье. На самом деле в нем нашли отражение философские мысли казахов о жизни-дүние. Казахский народ учит наполнить жизнь трудом, верным спутником жизни, хорошими друзьями и родными.           

   Категорией, определяющей ценность и сущность жизни является смерть. В понимании казахов смерть есть закономерная точка жизни, она не существует вне жизни, а находится в диалектическом единстве с ней. Смерть воспринимается казахами в тесной связи с прожитой человеком жизнью. Конечно, субъективный страх перед смертью присутствет в каждом человеке. Но у казахов редко встречается абсолютизация смерти и отрицание жизни, отсутствует концепция о том, что жизнь бессмысленна в силу существования смерти. Если жизнь была наполнена смыслом, смерть не может ее перечеркнуть. Смерти боится только тот, кто не смог или не успел наполнить свою жизнь добрыми помыслами и делами. Так думает народный мыслитель Коркут, всю жизнь искавший избавления от смерти. Великий Абай Кунанбаев в своих стихах, посвященных памяти рано ушедшего из жизни сына Абдрахмана, рассуждал, что дело не в том, сколько прожил человек, а в том, как он прожил эту жизнь. Наиболее ярко выражено отношение казахов к смерти и в раздумьях казахских полководцев-батыров, защищавших свою землю от врагов.

    Категория «араласу» (общение) отражает отношение между индивидом и обществом, его умение жить в мире и согласии со своими соотечественниками и представителями всего человечества. Бытие человека есть постоянно развивающийся, меняющийся и обновляющийся процесс общения. Человек как личность формируется только в обществе, через  общение, в диалоге «Я» с «Другим». Казахский народ отличается удивительным стремлением к общению. Можно сказать, что араласу для казаха является смыслом жизни, одной из высших жизненных ценностей. Профессор К.Ш.Нурланова, осуществившая подробный анализ этой категории, выделяет пять уровней араласу: қарым-қатынас, келіп-кету, қатынас, сіз-біздесу, араласу, іштесу и подчеркивает, что общение для казаха не сводится лишь к познавательным моментам, к познанию, а значительно превосходит сам познавательный процесс, раскрывая бесконечное богатство и неповторимость и человека и мира (5). Думается, что в основе стремления казахов к общению лежит кочевой образ жизни, когда он подолгу находился наедине с природой. Казахи ценили каждый миг общения не только со своими родственниками, соотечественниками, но и со всеми представителями человечества. Стремление к общению передавалось из поколения в поколение. Гости казахской земли всегда отмечали гостеприимство, терпимость, глубокую душевную проникновенность и искреннюю чистоту помыслов казахского народа. На наш взгляд, эти качества помогают жить и современному казаху и лежат в основе возрождения казахскими учеными российской философской  концепции евразийства. Российская ученая Г.Уразалиева отмечает несколько причин этого явления: 1) русскоязычность казахской элиты 90-х годов; 2) популярность в духовной атмосфере казахской интеллигенции идеи Л.Гумилева о взаимовлиянии двух миров – Леса и Степи; 3) народная любовь всех русскоговорящих людей бывшего советского и постсоветского пространства к Олжасу Сулейменову, через которого им стали доступны казахская душа степняка и современного горожанина; 4) творчество Ч.Айтматова, в котором Степь приобрела космическую Вертикаль и окно в будущее (6).

    В качестве еще одной причины возрождения и реального воплощения идеи евразийства мы хотели бы добавить фактор казахского национального менталитета, одной из особенностью которого является стремление к араласу-общению, которое окрашено взаимопронизанностью, высокой духовностью, мудростью бытия, благожелательностью не только к своим близким, но ко всему миру. События последних лет доказывают, что идея евразийства, сыгравшая большую роль в сохранении евразийского содружества, прошедшего очень сложный путь становления, доказала свою жизнеспособность.                 

    Следует подчеркнуть, что изучение философии казахского народа находится на стадии становления и она должна стать объектом научных поисков большей части казахстанских философов. 

 

Литература

 

1.     На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990, С.60.

2.     Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, С.51.

3.     Сегизбаев О.А. История казахской философии. Алматы, 2001. С.28.

4.     Ч.Валиханов. Сочинения. Алматы, 1995.С.294.   

5.     Нурланова К.Ш. Человек и мир. Казахская национальная идея. Алматы, 1994.   С.5. 

6.     Уразалиева Г. Евразийство как социокультурная ценность. /Сборник статей по материалам VII международной теоретико-методологической конфренции «Ценности общества и ценности интеллигенции». М., 2006. С.255.