Философия / Философия / 4. Философия культуры

Зайцева М.Л.

Государственная классическая академия им. Маймонида, г. Москва

Концепция «Искусство-Синестезсистема» и

методология исследования синестезийного восприятия

Статья посвящена актуальной научной проблеме эстетического восприятия и  методологическим аспектам исследования синестезии и форм ее проявления в искусстве.

Синестезия, представляющая собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека, проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания.Исследование ведущих тенденций научной и философской мысли начала ХХ века позволяет сделать вывод о том, что в них содержатся существенные разработки общей проблематики целостного познания, гармонизации разнородных начал в феномене синестетизийного восприятия.

Нами в ходе исследования были выдвинуты три основные концепции, позволяющие раскрыть сущность синестезийного восприятия и его специфики в искусстве различных эпох.

           Первая концепция связана с пониманием синестезийного восприятия как важного способа  гармонизации  эстетического восприятия  и познания художественных объектов. В современной науке не сложилось единого мнения о синестезии. Точки зрения на нее колеблются от признания ее в качестве реально существующей способности эстетического восприятия либо в качестве аномальной (клинической) способности некоторых индивидов, до полного ее отрицания.  

         Анализ генезиса синестезийных идей и форм проявления синестезии в искусстве подтверждает нашу концепцию синестезийного восприятия как изначально присущего всем людям, представляющего не аномалию, а норму восприятия и позволяет определить синестезию в качестве системного свойства эстетического восприятия и художественного мышления. Синестезия, являющаяся системным свойством эстетического восприятия, обладает, на наш взгляд, следующими особенностями:

         – синестезия представляет собой реализацию идеи синтеза сенсорных возможностей человека; восприятие должно иметь некую априорную установку на изначальную целостность;

         – синестезия проявляется не только в процессе эстетического восприятия, но и в акте познания, являясь важным дополнением к иным формам познания;

         – синестезия исторична, это качество проявляется в обусловленности изменения синестезийних концепций сменой социо-культурных парадигм. Идеи целостного восприятия могут оформляться в синестезийние концепции, т.е. обладать исторически обусловленной логикой, структурой.

Синестезия как специфическая форма взаимодействия в целостной системе чувственного отражения есть проявление сущностных сил человека, как концентрированная и симультанная актуализация чувственного в широком спектре его проявлений способствует восприятию целостности мира. Синестезия является важнейшей составляющей чувствознания как основания, на базе которого формируются когнитивные потенции эстетического опыта, отличающегося органичностью, цельностью, нераздельностью.

    Вторая авторская концепция возникла в результате исследования форм проявления синестезии в искусстве.  Впервые в отечественной и мировой науке была сформулирована концепция «Искусство-Синестезсистема», позволяющая рассмотреть искусство с позиции становления и развития синестезийных идей.

В ходе исследования форм и механизмов проявления синестезии в искусстве различных эпох был применен Мир-системный анализ, разработанный в 1970-е годы А.Г. Франком, И. Валлерстайном, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом. Особенностью Мир-системного подхода является изучение не только эволюции социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации и даже все цивилизации мира.  Согласно И. Валлерстайну, Мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке – социалистические страны), и периферии (Третий мир).

А. Гундер Франк вносит свои идеи в понимание стратегии развития Мир-системы: он утверждает о невозможности существования в мире десятков и сотен «мир-систем», обесмысливающих само понятие. Исследователь утверждает, что речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. В ходе эволюции Мир-Системы её центр неоднократно перемещался. Вплоть до его перемещения в XIX веке сначала в Европу, а затем в Северную Америку этот центр многие века находился в Китае.

Процессы формирования и развития Мир-системы во многом схожи с процессом становления и эволюции искусства как синестезсистемы. В ходе исследования нами были выделены центры (ядра) Искусства-синестезсистемы, проведен анализ генезиса синестезийных идей, выявлены их характерные черты в искусстве древних цивилизаций, европейского Средневековья, Возрождения, Нового времени на основе принципа топологическо-исторического обоснования специфики  разных этапов развития культуры, определена гносеологическая, онтологическая, эстетическая, аксиологическая значимость идей гармонизации различных способов восприятия.

На основе развития концепции Искусства-синестезсистемы в рамках современной цивилизации, стремящейся к укрупнению экономических и политических систем, а также порождающей проблемы глобального характера, автором была выдвинута третья концепция  Homo synaesthesis, характеризующая ступень развития современного человека, его способностей целостного восприятия, позволяющих преодолеть негативные последствия развития современной техногенной цивилизации. 

    Современные революционные сдвиги в информационных технологиях, обучающих методах, превращают Homo sapiens в Homo synaesthesis, в человека, обладающего способностью воспринимать реальный мир и искусство целостно,  синергетически.

Методической основой исследования является  системный подход, позволивший проанализировать изучаемое явление в широком историко-культурном, философско-эстетическом аспекте и установить проблему синестезийного способа эстетического восприятия как комплексную интегративную идею, присущую крупнейшим художественным системам. Перспективами дельнейших исследований является выявление системных характеристик синестезии, логической и временной структур синестезийного восприятия (рис. 1).

 

Глобализация

Информационная революция

Научно-техническая

революция

Концепция

«Искусство-

Синестезсистема»

Концепция

«Homo synaesthesis»

Концепция синестезийного восприятия

Системная методология изучения синестезийного восприятия

Системные

характеристики

синестезии

Логическая структура

синестезийного

восприятия

Временная структура

исследования

синестезийного восприятия

Рис. 1. Концепция «Искусство-Синестезсистема» и методология

исследования синестезийного восприятия

 

Научная проблематика, связанная с изучением синестезии, требует неоднократного обращения к ней и является перспективной и многообещающей исследовательской областью, позволяющей выявить способы гармонизации как восприятия, так и познания философии искусства и мироздания в целом.