Философия / 3. История философии

Коротич Г.В.

Приазовский государственный технический университет

Аксиологические воззрения С.А. Левицкого

 

Ценности являются важнейшей составляющей социокультурных факторов, в которых формируется личность, и на которые она сама может влиять, исходя из своих аксиологических установок. В своем труде “Основы органического мировоззрения” видный философ русского зарубежья С.А. Левицкий (1908-1983) попытался выстроить иерархию ценностей и дать характеристику сущности ее ступеней. С его точки зрения, иерархия ценностей соответствует иерархическому строению бытия. С.А. Левицкий совершенно прав, утверждая следующее: личность как существо целостное объединяет в себе “все пласты бытия”, и поэтому в ней живут стремления к различным ценностям. Материальные ценности изначально подчинены ценностям биологическим, а те - ценностям духовным (к сожалению, философ не учел, что к материальным ценностям относятся, например, орудия труда, а труд – это единство материальных и духовных факторов). С.А. Левицкий замечает, что высота ценностей, как правило, обратно пропорциональна силе их притягательности, и это является главным источником нравственных конфликтов. Общество, где главенствует массовая культура, не преследует высокую цель воспитать личность. Закон обратного соотношения между силой и высотой ценности перестает действовать лишь в Царствии Божием или в нашем мире под воздействием благодати. С точки зрения С.А. Левицкого личность самоценна. Однако ценность личности предполагает существование сверхличных идеальных, в пределе абсолютных, ценностей истины, добра и красоты. Если личность не признает этого, то в качестве абсолютной ценности она начинает рассматривать саму себя, впадая при этом в крайний индивидуализм, принимающий различные формы: от эгоизма до самообожествления. Мир для такой личности имеет ценность лишь как средство для ее самоутверждения. Философ указывает на возможность искажения иерархии ценностей и в направлении отрицания за личностью ее самоценности. Личность тем самым превращается в жертву, абсолютно покорную некоей внешней силе, в качестве которой могут выступать ценности экономики и техники, общество, некоторые формы религиозного сознания.

Анализируя систему ценностей, С.А. Левицкий выделяет ценности до-личные, ценности персональные (личные или коллективные) и ценности сверхличные. Ценности до-личные (низшие в иерархии) это ценности биологические (например, инстинкт самосохранения), психобиологические влечения, коренящиеся в подсознании. Следующая ступень в иерархии низших ценностей - стремление к самоутверждению через утверждение значительности собственной личности в глазах других (тщеславие) или в глазах самого себя (гордыня). Зачастую это стремление превращается в свою противоположность - в самоунижение, что обычно происходит из желания защитить себя от унижения, от протеста со стороны других. Еще более высокая ступень в иерархии ценностей – это ценности личные или коллективные. Индивидуализм, с одной стороны, утверждает самоценность личности, ее право на свободу. Однако он же может оправдывать личный эгоизм. Неверно представлять свободу личности как произвол, ограниченный лишь рамками юридического закона, т.е. внешне, а не высшими нравственными ценностями, т.е. внутренне. Поэтому, замечает С.А. Левицкий, воплощение последовательного индивидуализма неизбежно приводит к неограниченной свободе конкуренции, к экономическому и социальному неравенству. Сама личность понимается как изолированный социальный атом, учитывающий интересы общества лишь постольку, поскольку они соответствуют ее собственным интересам. Коллективизм, утверждающий примат общества над личностью, стремится преодолеть недостатки индивидуализма, опираясь на идею служения личности обществу, достижения общественного блага, на тезис о социальной справедливости. Однако требование безграничного подчинения личности обществу приводит на практике к ограничению и подавлению не только личного эгоизма, но и всякого личного творчества, личной инициативы, личной совести, и, в пределе, к тоталитаризму и коллективному террору.

Как считает мыслитель, личность становится таковой лишь в служении сверхличным ценностям и высшей абсолютной ценности - Богу, в общении и сотрудничестве с себе подобными, в солидаризации со своими ближними через служение общему идеалу. К сверхличным мыслитель относит все ценности, которые превосходят ценность личности и должны стать предметом ее служения, т.е. ценности истины, добра и красоты. Между ними существует своеобразная иерархия: ценности этические обладают приоритетом перед ценностями познавательными и эстетическими. Сама идея служения носит, прежде всего, этический характер, несмотря на то, что предметом служения может быть истина (научное творчество) или красота (художественное творчество или эстетическое восприятие). В то же время, С.А. Левицкий несколько противоречиво утверждает, что отношение между этими высшими ценностями есть не иерархия, а координация [1, С. 224]. Просто ценности этические, в силу своей императивности и своей обращенности к человеческой воле, занимают центральное место. Они выше ценностей личного и коллективного блага, и, конечно, ценностей до-личного порядка. Ценность добра неизмеримо выше ценностей наслаждения, пользы и самоутверждения.

Стремление к истине нередко идет вразрез с нашими субъективными склонностями и желаниями. Злободневно звучат слова философа о том, что если релятивизм XIX века вырастал из искренней веры в непознаваемость объективной истины, то релятивизм XX века коренится в нежелании знать объективную истину, в утверждении права на иллюзию, на ложь, что ведет к духовному рабству [1, С. 224].

С.А. Левицкий подчеркивает антиномичность добра. Добро - это не просто бескорыстное стремление к благу другого; подлинная любовь к человеку всегда направлена не только на его данную, непосредственно проявляющуюся природу, но и на его идеальный образ [1, С. 226]. Слепая любовь к человеку, к родине, к человечеству не есть еще любовь в добре. Однако если стремиться к благу другого исключительно ради уважения к моральному закону, то это будет, по выражению философа, утонченным фарисейством. С.А. Левицкий указывает на две основные формы искажения идеальной иерархии целей и средств: 1) абсолютизация средств, подмена цели средством, и 2) абсолютизация цели, что позволяет действовать по принципу “цель оправдывает средства”.

В предложенной С.А. Левицким иерархии ценностей высшее место занимают ценности религиозные, основывающиеся на верховной абсолютной ценности - Боге. Ценности познавательные, эстетические и этические лишены характера абсолютности. Они абсолютны лишь по отношению к относительным ценностям пользы и блага и внутренне связаны с религиозными ценностями. Философ высказывает важную в методологическом плане мысль о том, что иерархия ценностей не предполагает их механического противопоставления.

 

Литература:

1.         Левицкий С.А. Трагедия свободы: избранные произведения / С.А. Левицкий. - М.: Астрель, 2008. – 990с.