А. В. Ким

Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, Россия

ОЦЕНКА САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ  МОРСКОЙ ВОДЫ  ПЛЯЖНЫХ ЗОН Г. ВЛАДИВОСТОКА

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема загрязнения прибрежных акваторий. Для Владивостока, как и для многих городов России, проблема качества вод морских акваторий является весьма актуальной. Непрерывное увеличение сбросов хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в прибрежную зону моря нарушает естественный гомеостаз экосистемы, чрезмерно насыщая ее биогенными и органическими веществами, отходами морского транспорта, а также целым комплексом токсичных веществ, таких как нитриты и нитраты, которые являются предшественниками высокоактивных канцерогенов. Вместе с фекальными стоками в бухты и заливы поступает огромное количество патогенной и условно-патогенной микрофлоры, в частности, бактерий группы кишечной палочки или энтеробактерий. Обладая повышенной устойчивостью в морских водах, представители этой группы могут являться весьма опасными в санитарно-эпидемиологическом значении. Кроме того, пляжные зоны несут дополнительную нагрузку со стороны отдыхающих во время летнего периода.

В связи с этим  прибрежные воды морских акваторий г. Владивостока нуждаются в санитарно-микробиологическом контроле.

Целью данной работы является оценка санитарно-микробиологического состояния прибрежных вод г. Владивостока.

Отбор проб производился в летне-осеннее время (июль – сентябрь) 2010 г. на 7 станциях, расположенных в местах активного летнего отдыха населения (б. Лазурная,  б. Тихая (Сухопутная), б. Патрокл, б. Федорова, Спортивная Гавань,  ст. Седанка, ст. Санаторная).

Было обнаружено, что поступление органических веществ в воды морских акваторий существенно изменяет сапробность морской среды. Поэтому для определения сапробности, как степени загрязнения морской воды, было определено общее микробное число (ОМЧ). Высокий показатель ОМЧ свидетельствует об общей бактериологической загрязненности воды (т.е. о высокой степени сапробности водоема), и о большой вероятности наличия в ней патогенных микроорганизмов.

Согласно данным микробиологического анализа индекс ОМЧ был наиболее низким в июне и сентябре (105-106 КОЕ/мл), характеризуя исследуемые воды, как мезосапробные; в июле и августе он достигал 106-108 КОЕ/мл, соответствуя категории полисапробным водам.

Полученные данные показали, что индекс лактозоположительных E. сoli (ЛКП) морской воды в июле и августе не соответствовал санитарным нормам во всех пляжных зонах. В августе этот показатель был наиболее высоким и превышал допустимый уровень индекса ЛКП в водах ст. Санаторная в 500 раз, ст. Седанка в 400, б. Лазурная  в 378, б. Патрокл в 200, Спортивной Гавани в 130, б.Тихая в 36, б.Федорова в 12 раз.

В июле допустимый уровень индекса ЛКП был превышен в водах б. Патрокл в 378 раз, ст. Седанка в 274, б. Лазурная в 3,6 и ст. Санаторная в 14 раз. В июне и сентябре показатель ЛКП не превышал допустимой нормы.

Помимо лактозоположительной E.coIl, как показателя постоянного поступления фекального загрязнения, в водах исследованных акваторий были обнаружены бактерии рода Enterococcus, по количеству которых судят о наличии свежего фекального загрязнения. Согласно данным проведенного исследования, этот показатель превышал допустимый уровень в воде практически всех обследованных пляжей, особенно в воде прибрежной зоны б. Патрокл (в 367 раз). Высокие показатели индекса энтерококка были также отмечены в б. Тихая и Спортивной Гавани (в 70 раз).

Следует отметить, что помимо основных показателей предусматриваемых СанПин в воде пляжных зон города, было определено общее число бактерий из сем. Enterobacteriaceae. По нашим данным вода на всех обследованных станциях была загрязнена энтеробактериями, особенно в июле и августе (102 - 103 КОЕ/мл).

В результате проведенных исследований было выделено 66 штаммов энтеробактерий.  Согласно нашим исследованиям, характеристика факторов патогенности показала, что большинство выделенных штаммов обладали гемолитической активностью (ферменты, разрушающие клетки крови), а также лецитиназной и липазной (ферменты, разрушающие липидные мембраны клеточных структур).

Далее эти штаммы были использованы для постановки теста на вирулентность.

На основании проделанной работы было выявлено что:

1.    Морская вода, взятая в районе городских пляжных зон, не соответствует санитарно-эпидемиологическим показателям и не отвечает требованиям СанПиН № 4631-88 в отношении встречающихся патогенных и условно-патогенных бактерий.

2.    Наибольшее видовое разнообразие патогенных и условно-патогенных микроорганизмов было отмечено в августе на всех исследуемых станциях.

3.   Согласно полученным данным некоторые штаммы, выделенные из морской воды пляжных зон г. Владивостока обладают вирулентными и высоковирулентными свойствами, т.е. являются опасными в санитарно-эпидемиологическом значении.

4.   Наиболее загрязненными по микробиологическим показателям оказались пляжи, расположенные в б. Патрокл и в районе ст. Седанка; наиболее чистым является пляж, расположенный в б.Федорова.