Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО КУБАНСКИХ КАЗАКОВ

Нужно развивать и поддерживать народные промыслы казаков. Это нужно, прежде всего, что формы народного искусства рождаются естественно и закономерно, они шлифуются и отбираются столетиями, оно передавалось из поколения в поколение, несло в себе исторический, духовный, эстетический опыт. В условиях становления и возрождения национального самосознания особую остроту приобретает воспитание молодежь на традициях и обычаях своего народа. Одним из таких промыслов казаков было гончарное ремесло. Традиционное кубанское народное искусство – одна из наиболее богатых в художественном отношении. Основу творчества кубанского казачества составляли, традиционные ремесла одно из них было, гончарное ремесло.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». Перед человеком открывается много возможностей, которые позволяют открыть в себе новые таланты. Впрочем, многие из них давно знакомы нам, но увлеченные технологическим прогрессом мы все чаще стали забывать о древних навыках и умениях. А ведь то, что сегодня именуют творчеством, когда было лишь банальным средством выживания в условиях дикой природы.

Подтверждение тому является гончарное ремесло кубанских казаков, которое в древние времена являло собой привычную и вполне обыденную часть домашнего обихода, а сегодня стало искусством в руках профессионалов и модным увлечением для новичков. Нужно обратить внимание на технологию наших предков. Их технологии не были эффективными с точки зрения сегодняшних гончаров. Задача ставилась научиться гончарному ремеслу. Это непростая задача, но вполне выполнимая. Материалом служила глина, которая позволяет использовать ее бесконечно и без малейших дополнительных затрат. Достаточно смять всю проделанную работу в комок и начать все заново.

Приступая к работе на гончарном круге необходимо:1) установить необходимое количество глины в центр гончарного круга; 2) положить левую ладонь на край и придерживать внешнюю стенку большим пальцем, медленно направляя тремя пальцами глиняный массив в строну большого пальца. Мизинец в этом процессе не участвует; 3) далее обхватить обеими ладонями заготовку и легкими плавными движениями надавить на ее стенки; 4) затем медленно очень небольшими усилием сдавливать стенки обеими пальцами, руки нужно очень осторожно убирать, чтобы не деформировать ни стенки, ни верхние кромки; 5) закончив обработку поверхностей стенок, сразу приступать к разглаживанию верхней кромки изделия; 6) с помощью губки, прикрепленной к удлиненной палочке, аккуратно уберите воду изнутри цилиндра; 7) ответственный момент срезание изделия с поверхности круга. Наряду с терракотовыми горшками были чернолощеные горшки, они изготавливались древними кочевыми племенами на территории Кубани. Имеют неповторимый черный металлический блеск. Это свойство обжига. Он не намного сложнее обычного, но его часто «имитируют» – затирают глину чем-нибудь темным, или просто коптят. Правильно обожженный  черепок на разломе имеет серый цвет.   

Таким способом гончары на Кубани обучали своему ремеслу молодых казаков, которое передавалось из поколения в поколение. В настоящее время возрождение казачества на Кубани, способствует восстановлению традиционных кубанских ремесел, изучение, сохранение и развитие народного декоративно-прикладного искусства Кубани, кубанского казачества, в частности гончарного производства  (керамики), что способствует овладению и приобщению к художественным ремеслам кубанского казачества.

Заявка на участие

в конференции «Прикладные научные разработки»

 

1.     Мальцева Людмила Валентиновна

2.     Тема «Традиционное ремесло кубанских казаков»

3.     Доктор педагогических наук, профессор

4.     место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

5.     дом. адрес 350062 город Краснодар улица Яна Полуяна дом 28 кв. 27

6.     сот. 8 918 233-46-57, 8 918 230-65-70

7.     Е-mail ludmilamalceva@mail.ru