Педагогические науки   5.Современные методы преподавания

К.п.н. Олесова С.Г.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Россия

Система К.С.Станиславского на уроках литературы

Творческое,  личностно-значимое освоение учащимися произведений художественной литературы невозможно без его эмоционально-эстетического восприятия. Проблема восприятия художественной литературы как искусства слова в отечественной педагогике исследуется во взаимосвязи с другими смежными видами искусства: музыкой, живописью и театральным искусством.

Проведенное исследование привело нас к системе выдающегося театрального педагога России Константина Сергеевича Станиславского. В последние годы в области методике преподавания  литературы начали возвращаться к этой системе как эффективному способу работы с художественным текстом. Этой системе стимулируется воображение учащихся и развивается их творческая активность.

Система К.С.Станиславского рассматривает природу творчества через природу человека-творца. В рамках обучения этой системе в первую очередь  осуществляется процесс творческого овладения художественным текстом через возбуждение эмоций и чувств человека, прослеживается путь проникновения в подсознание личности.

Система К.С.Станиславского - не только наука об актерском творчестве, но и наука о том, как опираясь на объективные законы психики человека, можно определить пути и средства раскрытия и развития способностей человека. Преподаватель литературы не обучает актерской профессии, но, организуя общение школьников с искусством, стремится побудить их к творчеству, творческому проникновению в мир автора и его героев.

Ученые, психологи, изучавшие наследие К.С.Станиславского, особо подчеркивали значение его "системы" для педагогики. Ее ярко выраженный педагогический характер, а также направленность на осознание законов эстетической деятельности не могли не возбудить научного интереса педагогов-теоретиков. Появился ряд работ, которые можно разделить по целям исследования.  Первая группа направлена на осмысление педагогических аспектов  в целом:  в них творческий метод Станиславского рассматривается как научный педагогический инструмент и  основа  педагогического мастерства учителя.

Вторую группу составляют педагогические исследования по проблеме эстетического воспитания учащихся. Чаще всего трудами Станиславского пользуются, когда говорят об эстетическом воспитании средствами театрального искусства. Учение К.С.Станиславского как теоретическая основа обучения выразительному чтению исследована  И.М.Соловьевой.

В последнюю треть ХХ века влияние идей режиссера распространилось и на методику работы с драматическими и прозаическими произведениями в школе. Известны труды Н.Я.Мещеряковой, Т.В.Чирковской,  А.В.Майоровой,  В.А.Лакеева,  Л.С.Никольского, Т.А.Македона и др.

А.В. Майорова исследовала первой из методистов и перенесла метод «действенного анализа» Станиславского на школьный анализ драматического произведения. Ею использованы следующие элементы «действенного анализа» К.С.Станиславского:

- выяснение основной мысли (идеи) драматического произведения и «сверхзадачи» (цели) драматурга, режиссера и актера;

- выявление подтекста произведения;

- прослеживание конфликта – сквозного действия;

- обнаруживание отношений, симпатий и антипатий персонажей друг     к другу в процессе общения;

- выстраивание линии поведения персонажа в соответствии с его                     действенными задачами;

- превращение «слова пьесы в живые пластические образы с помощью «довоображения» и образного видения;

- постижение  образа через его сценическое воплощение (прием   мизансценирования);

Метод действенного анализа, как подчеркивают современные методисты А.П.Ершова, Т.В.Леваньшина, Л.А.Никольский способствует более глубокому проникновению читателя в художественную ткань произведения. Ученику предоставляется возможность понимания, чувствования логики, причины поступков, словесного действия героев. Более того при этом учащиеся улавливают систему сложных взаимоотношений героев, особенности художественных средств, приемов автора. Все это, пишут методисты, учит  учащихся видеть за литературным текстом живого, реального героя, думающего, чувствующего и поступающего по законам человеческой психологии. Это позволяет активизировать интерес к герою,  приблизить его к школьнику, сделать его понятным.

Физические действия открывают доступ к чувствам персонажа пьесы, дают возможность артисту жить этими чувствами как своими собственными. Станиславский неслучайно признал, что «действенный анализ» – итог всей прежней его жизни в искусстве. И этот метод «действенного анализа» стал классическим учением подготовки актеров. В этом немалое значение, конечно, сыграли ученики К.С.Станиславского. Интерес к системе К.С.Станиславского огромен и за рубежом. Не только театральные деятели, актеры, но и физиологи, психологи и педагоги находят в учении К.С.Станиславского  те зерна, которые благоприятствуют эффективности организации работы с людьми.

Учитывая большой опыт русских методистов по применению системы К.С.Станиславского, мы предприняли попытку введения в практику школьного преподавания якутской  литературы, в частности при изучении драматических произведений, отдельных методов и приемов  «действенного анализа»  К.С.Станиславского.

Специфика драмы ее предназначения для сценического воплощения, позволили нам выделить из системы К.С.Станиславского для  исследования следующие  этапы:

- Методы и приемы целевой установки. Здесь обращаемся к методическим приемам, при помощи которых формируется у учащихся установка на "видение" художественных образов создается соответствующая эмоциональная атмосфера драмы: "ключевое слово", "увлечение, "оценивание", "предлагаемое обстоятельство", магическое "если бы...»

- Методы и приемы организации чтения. На этом первом этапе непосредственного контакта с произведением огромное значение  придается  искусному, художественному чтению учителя,  подготовленному заранее чтению учеников, методам  комбинированного, комментированного чтений,  чтению по ролям с использованием элементов метода «действенного анализа» К.С.Станиславского и.т.п.

- Методы и приемы анализа драмы. Здесь используется элемент метода действенного анализа», в комплексе в органическом сочетании с элементами школьного литературоведческого пути анализа драмы.  Можно использовать следующие элементы действенного анализа: выяснение основной мысли (идеи) драматического произведения и «сверхзадачи»  драматурга, выявление подтекста произведения, прослеживание конфликта – сквозного действия, выстраивание линии поведения; конкретизирование зрительного, слухового,  двигательного, пространственного представления,  выражение в слове представляемое, магическое «если бы», превращение «слова» драмы в живые образы с помощью «довоображения» и образного видения.

Таким образом, использование метода действенного анализа К.С.Станиславского на уроках родной  литературы научно обосновано и методически целесообразно, так как система освоения художественного произведения с целью словесного действия, выработанная К.С.Станиславским, во-первых, опирается на законы общечеловеческой психики: во-вторых, исходит из самой природы художественной литературы, оперирует теми же средствами, методами и приемами, которыми пользовался автор: в третьих, способствует активному творческому взаимодействию учителя и учащихся, при котором ученик становится непосредственным, лично участником творческого процесса.