Философия/4.Философия культуры.

 

К.филос.н. Шорохова М.А.

Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева, Россия

Парадигмальные представления о качестве жизни

 

Характерной особенностью современных научных исследований является взаимосвязь различных областей знания. Многие глобальные проблемы, волнующие человечество, не могут быть описаны и решены только с точки зрения, например, экономики, социологии или другой науки. Особенно это касается такой фундаментальной категории человеческого бытия как «качество жизни». Односторонний подход к качеству жизни людей, в частности, только с точки зрения удовлетворения ими материальных потребностей, приводит к однобоким и неоднозначным трактовкам данного вопроса. Многие экономисты, давая определение качеству жизни, включают в него в основном материальные блага, сводя понятие качества жизни к некоторой системе статистических показателей без учета полного спектра потребностей людей [1].

 В целом, те или иные подходы к определению качества жизни  характеризуются некоторой односторонностью, связанной с личными взглядами автора или областью его интересов. Качество жизни с социально-экономической точки зрения широко исследовалось зарубежными авторами, многие из которых являются классиками идеологии постиндустриального общества [2]. Другие исследователи делают акцент на экологическую и медицинскую [3], социально-психологическую [4], социально-философскую [5], социально-историческую стороны данного понятия. При этом предпринимались попытки проанализировать категорию «качество жизни» с точки зрения её объективной и субъективной составляющих [6], а также в зависимости от удовлетворенности человеком своей жизнью [7]. Более того, некоторые авторы даже отрицают объективный характер данной категории, ссылаясь на невозможность удовлетворения человеком своих потребностей, число которых ничем не ограничено [8]. Поэтому необходим наиболее общий взгляд на данную проблему, который, отвлекаясь от односторонности конкретной области знания, учитывает все многообразие аспектов качества жизни человека. И такой подход может дать только философия, которая способна стать выше интересов узких специалистов конкретной области знания. Поэтому именно философский подход к изучению данной проблемы должен стать основой современных исследований. В конечном итоге, понятие «качество жизни» имеет фундаментальное значение для понимания смысла и сущности человеческого бытия, а это объект именно философских исследований.

Как построить свою жизнь и жизнь общества, чтобы жить хорошо? Этот вопрос волновал философов с древнейших времен. И ответ на него был далеко не однозначен. Чтобы жить качественно, необходимо, прежде всего, желать этого «Чтобы правильно и хорошо жить, нужно уметь и хотеть жить правильно и хорошо» утверждал стоик Эпиктет (50-140 г. н.э.). Но что значит «жить хорошо» и как жить, чтобы «хорошо жить»? На эти вопросы по-разному отвечали мыслители различных эпох. Причина этого заключается в изначально существовавшей непосредственной связи таких понятий как «качество жизни» и «смысл жизни».  Само наполнение категории качество жизни зависит от ответа на онтологический вопрос «в чем заключается смысл жизни?». Еще философы античности, такие как Сократ, Платон, Эпикур, Аристотель и другие связывали смысл жизни с теми или иными благами. Например, эпикурейцы считали, что смысл жизни состоит в получении удовольствия, киники – в достижении добродетелей, Аристотель – в достижении счастья путем постоянной познавательной деятельности и т.д. Соответственно под качественной жизнью эпикурейцы понимали жизнь, полную удовольствий, спокойную и безмятежную; киники, наоборот, аскетическую и независимую ни от чего и ни от кого жизнь; Аристотель – добродетельную жизнь, руководимую разумом. Отметим, что именно Аристотель первым ввел в философию категорию «качество» в своей «Метафизике». Даже из этих нескольких примеров видно, что представление о качестве жизни сильно зависит от личных взглядов философа, от его мировоззренческих позиций. Появление христианства сместило ценностную ориентацию данной категории. Качественная жизнь стала ассоциироваться с такой жизнью, которая приводит к спасению человеческой души. Такой точки зрения придерживались, что естественно, все теологи данной эпохи. Начиная с эпохи Возрождения, возникают иные взгляды на смысл человеческой жизни, что отражается не только в воззрениях философов, но и в искусстве. Начинается эпоха барокко с её идеей «спящего Бога», вновь смысл жизни многие философы видят в удовольствиях, в усилении могущества человека, что хорошо видно из произведений искусства той эпохи. Снова наступило время, когда взгляды различных мыслителей на качество жизни стали в корне противоположны: от аскетизма до антропоцентризма и эпикурейства. В результате к XIX - XX вв. многие философы вообще отказались признавать какой-либо смысл за жизнью, признав её абсурдной (Камю, Сартр). Безусловно, появление таких взглядов было обусловлено утратой людьми религиозного мировоззрения. Таким образом, вплоть до середины XX в. сама по себе проблема качества жизни не волновала философское сообщество. Это было связано, в первую очередь с тем, что до этого времени не были удовлетворены основные потребности человека. Потеря религиозного смысла жизни постепенно привела к ситуации, когда качество жизни стало отрываться от своей прямой связи со смыслом жизни, приобретя значения «уровня жизни». Переход в новую постиндустриальную эпоху и кризис общества потребления сделал проблему качества жизни одной из основных онтологических проблем. Если в предыдущие эпохи качество жизни, по сути, сводилось просто к выбору между духовным совершенствованием и желанием материального благосостояния, то теперь качество жизни приобрело ценностный смысл и стало охватывать все стороны бытия человека. Качество жизни появилось в работах исследователей скорее как категория, противоположная уровню жизни, как попытка избежать понимания качества жизни как максимального удовлетворения своих материальных потребностей, в связи с необходимостью вновь обрести достойный человека смысл существования. Постепенно появилась необходимость модернизации государственного управления в сторону кардинального усиления его социальной составляющей. Проблема качества жизни стала государственной проблемой. Большой вклад в понимания необходимости изменения политики государства внесли М. Вебер, К. Маркс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин. Одними из первых философов, попытавшихся дать всестороннюю характеристику качества жизни, уходя от одностороннего подхода, сводящего качество жизни к удовлетворению только материальных потребностей, был канадский философ М. Бунге, рассматривавший качество жизни как комплексную категорию, включающую культурные, социальные, экологические, экономические и т.п. факторы [9, c. 17]. На необходимость существенного изменения представлений человека о качестве жизни неоднократно обращали внимание    Г. Маркузе и Э. Фромм.

Таким образом, представление о качестве жизни меняется с развитием человечества и определяется, прежде всего, парадигмой культуры, которая характерна для того или иного исторического периода. Меняется его сущность, его понимание, механизмы регулирования. Особенно это характерно для последних десятилетий.

Работа выполнена при поддержкe РГНФ (проект 12-33-01048).

 

Литература:

 

1. Айвазян С. А. Эмпирический анализ синтетических категорий качества жизни населения / С. А. Айвазян // Экономика и мат. методы. – 2003. – Т. 39, №3. – С. 19-53.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Академия, 1999. – 956 с.

3. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М.: Прогресс, 1980. – 302 с.

4. Знобищева Е. А. Субъективная оценка жизни в контексте разных стран и разных систем социального неравенства / Е. А. Знобищева // Социология. – 2002. – №1. – С. 77-85.

5. Бойцов Б. В. Антология русского качества / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев,       М. А. Кузнецов. — М.: Стандарты и качество, 2000. – 432 с.

6. Алферова, М. Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения /М. Н. Алферова, В. П. Бабинцева, А. А. Белова // Технологии качества жизни.  – 2002. – Т. 2, №2.  – С. 1-10.

7. Fordyce, M. W. A review of research on the happiness measures: a sixty second index of happiness and mental health / M. W. Fordyce // Social indicators research. – 1988. – Vol. 20. – Р. 355-381

8. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2007. – 448 с.

9. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. – М.: ВНИИТЭ, 2000. – 110 с.