Джон Локк и основоположник современного общества

Артёмова С.Ф., Паршина К.С., Калашникова Д.В.

Локк, впервые в истории английской политической мысли, дает систематическое изложение либеральной концепции общественного договора. В ней философ обосновывает естественно-правовую природу личной свободы и равенства всех людей. По ней возникала новая социальная система, в которой значение человека определялось имущественным положением, а также определяла чётко закреплённые за человеком права. Одно из основополагающих прав являлось право частной собственности, которое обосновывается им с помощью трудовой теории. За все свои действия человек отвечает сам, следовательно, является собственником своей личности, своих действий и труда и в качестве такового заключает в себе самом «великую основу собственности».[1] Этим Локк показывал  неправомерность посягательств  абсолютной власти на имущество подданных, хотя и отвергал любые  уравнительные притязания неимущих. Социальное неравенство это результат различной степени прилежания.[2]

Именно из-за приведённых выше соображений и возникает государство. Для целей надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Целью деятельности государства, по Локку,  должны быть охрана  собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью.

Изобразив государство в качестве орудия защиты социальных ценностей, Локк разработал также организационные начала механизма, который обеспечил бы выполнение стоящих перед этим государством задач. Основную задачу  он отводил наличием законности в государстве. Локк считал, что кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется  “ управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда способствуют достижению “главной  и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Закон,  решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от  произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.”[3]

Что касается его учения о разделении властей, направленного, прежде всего, против королевского абсолютизма, то оно не лишено известного демократического содержания. Но все, же  Локку не удалось удержаться на демократических позициях. Он делает значительные уступки утверждающемуся государственно-правовому порядку. В частности, именно этим объясняется признание им широкой прерогативы короля, в полномочия которого помимо исполнительной власти, согласно Локку, входят созыв и роспуск парламента, определение продолжительности его сессий, санкционирование законов, законодательная инициатива. Он определяет,  как власть правителя во имя общественного блага действовать в соответствующих обстоятельствах по своему разумению, не опираясь на предписания закона или даже вопреки нему.

Очень неоднозначным средством, по Локку, регулирования отношений между народом и властью, является право народа на восстание. Право - “воззвать к небесам” т.е. применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”.[5] Но в тоже время  Локк считал, народ молчит, пока существует конституционное правительство. Но он ничего не говорит, ни о легальных способах осуществления народом учредительной власти (конституционного правительства), ни о том порядке, в каком он мог бы осуществить свою верховную надзорную власть. И имея очень умеренные взгляды  Локк, хотя и стремится ограничить право на восстание жесткими юридическими рамками, но в принципе объявляет его правомерным.

 Все ученья о государстве и праве, разработанные Локком с помощью политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII века,  имеют историческую обоснованность. Сначала в  виде революции в Англии, на основе исторического опыта которой, эти ученья были углублены и переработаны. А затем уже в своём конечном виде повлияли на две крупнейшие революции 18 века: французской и американской. В частности на его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. А концепция представительного правления, разработанная Локком, была закреплена французской Конституцией 1791г.

Несмотря, на то, что Джон Локк жил в XVII веке, без основных принципов которые он заложил в своих работах, невозможно представить развитое государство. Только опираясь на принцип разделения властей и равенство всех перед законом можно построить цивилизованное общество, что практикой было доказано историческим опытом многих стран.   

Сейчас Российская Федерация  встала на путь становления демократии и рыночных отношений. Начальный этап этого пути был труден и тяжёл для всех без исключения стран. Наша страна начала этот путь с большим отставанием от западных стран, но нас есть уникальная возможность пройти этот путь много быстрее.  Используя теоретическую базу таких учённых как Джонн Локк, уже проверенную многовековой практикой. Сможем  не допустить тех ошибок, которые многие страны допустили в прошлом. Нельзя пренебрегать этим опытом, лишь исходя из того что это происходило много десятилетий и даже сотен лет назад, т.к. сами принципы остались те же. А кто не знает прошлого, у того не будет будущего.

Литература:

1.    Локк Д. Избр. философ. произв., . М., 1960

2.    Сатышев, В. Е., Джон Локк - идеолог Английской буржуазной революции XVII в. : 350-летию со дня рождения.

3.    Локк Д. Избр. философ. произв., . М., 1960