Ж.И. Намазбаева – д.психол.наук, академик,

директор НИИ Психологии Каз НПУ имени Абая.

Лавриненко Н.С. – магистр психологии, СНС НИИ Психологии, преподаватель колледжа Каз НПУ имени Абая

Измайлова Ж.Т. – ст.преподаватель ПГПИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

         Государственная программа развития образования в стране до 2020 года ставит конкретные задачи, главной из них, на наш взгляд, является переориентировка содержания и целей обучения и воспитания на всех уровнях образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

         Особое значение в связи с этим приобретает гуманитарное образование. Именно выпускники гуманитарных факультетов участвуют в психологическом, культурном обеспечении социально-экономического развития общества, выступают интерпретаторами, посредниками между культурой сегодняшней и наследием прошлых эпох. Они не в малой степени ответственны за точность и теоретическую обоснованность социального проектирования.

         Известно, что образование – это механизм, с помощью которого культура проецируется на культуру личности, воплощается в ее знаниях, умениях и навыках.

         Современное воспитание с психологической точки зрения должно рассматриваться с общих проблем человека, его сущности, нравственности. Ранее человек рассматривался с естественно - научных аспектов (с физиологических, поведенческих, подсознательных, рефлекторных), и почти не предавалось значение субъективности в человеческой психике.

         Итак, сущность человека с учетом сказанного, заключается в его субъектности и индивидуальности в том социуме, в котором изначально он родился и проживает. Какие же факторы являются определяющими в развитии его психики?

          В чем же заключаются инновации современного воспитательного процесса с психологических аспектов?

 Естественно, это различные этнокультурные факторы, что позволяет нам утверждать - развитие и воспитание современных детей и молодежи должно строиться на этнокультурной парадигме.

         Основным принципом такого воспитания является национально-охранительный вектор. Что же это нам дает? Самое ценное, что происходит преодоление противопоставления и разрыва:

·   между субъективным и объективным в психике;

·   природой человека и социумом;

·   процессами индивидуализации и социализации.

Все это позволяет развить, аккумулировать психокультурный потенциал человека.

Исходя из этого, задачей современного воспитания является создание таких культурных и духовных условий, которые станут средствами развития и саморазвития молодежи. Главное, этнокультурный мир для человека служит средствами развития его этнической индивидуальности. Этническое самосознание формируется в зависимости от их приобщенности к этнокультурному миру вообще.

Содержание воспитания.  В настоящее время у многих студентов есть достаточно высокий уровень знаний об этнокультуре, но нам надо работать над тем, чтобы у студентов было непосредственное соприкосновение с этнокультурным миром в системе,  активная осознанная потребность приобщенности к культурным и нематериальным ценностям страны и мира. Только тогда можно надеяться на оптимальное развитие интеллектуальной творческой нации.

Попытаемся раскрыть истоки содержания такого воспитания. В настоящее время мы является свидетелями отрадных фактов роста культуры. Ее приращение происходит одновременно в двух направлениях – перспективного, что связано с созданием новых ее фактов и ретроспективного – когда к культуре приобщается то, что раньше таковым не считалось. Таким образом, массив постоянно расширяется и его освоение, интерпретация и передача материального и нематериального культурного наследия народа Казахстана детям и молодежи требует от преподавателей огромных усилий. Как можно оперативно транслировать в личность эти сведения?

·   На наш взгляд, это разработка новых Государственных образовательных стандартов. Необходимо постоянно оценивать, анализировать и отбирать материал духовного наследия для образовательных и воспитательных целей с учетом звеньев образования.

·   Сегодня, когда культурным ценностями в мире наконец-то придается большое значение, важно, чтобы учителя, воспитатели, педагоги, психологи связывали в процессе своей работы проблемы собственного профессионализма с общекультурным, гуманитарным контекстами их обсуждения. Другими словами, обучение в связи с этим должно быть направлено на формирование у детей и молодежи интеллектуальной творческой рефлексии.

·   Проблемой специалистов в различных областях является умение раскрыть и преподнести молодежи смысл духовной культуры прошлого по отношению к сегодняшнему дню.

·   На наш взгляд, еще одной существенной проблемой является вопрос о путях, которые позволят обеспечить воспроизводство нематериального культурного наследия в образование, дать оптимальные практические решения и в короткий срок. Это большой научно-практический пласт. В связи с этим, необходимо осуществление фундаментальных  исследований в комплексе различных наук.

·   Культура, ее наследие должны иметь своих активных носителей.   Необходимо дать повсеместно возможность подрастающему поколению столкнуться, общаться  с живыми носителями культуры. У нас в Каз НПУ имени Абая эта важная работа уже началась и некоторые успехи уже очевидны. Но она требует своей систематичности и преемственности с работой, которая проводится или должна проводиться на нижних звеньях образования. И тогда носителей, обладателей нематериальной духовной культурой будет все больше и больше, и они понесут свою любовь и проникновенность к ней другому поколению, так как освоение культуры уже сформировало супермировую духовно-нравственную личность, а это самая главная цель и предназначение нематериального наследия любого народа. Это главный путь формирования и воспитания нынешнего поколения, решение многих негативных аспектов развития личности. Путь к самосовершенствованию, путь к общей цивилизации, путь к формированию гражданина и патриота суверенного Казахстана.

·   Приобщение к культурному наследию самых широких слоев общества и людей различных профессий - самая  первостепенная задача семьи и субъектов образовательного процесса.

·   Возможно, в вузе вместо часов наставничества ввести  часы этнокультуры. Ведь по настоящему воспитывает то, что будит живую инициативу.

·   Важно подчеркнуть, что любым изменениям требуется создание должных условий и, в первую очередь, в повышении мотивации, хороших материальных условий.  

·   Как психолог, хотела бы нацелить, что роль и влияние материальной и нематериальной культуры на формирование личности – это не сиюминутное дело.

·   Духовное производство отличается от материального тем, что для первого требуется достаточно длительное время. Однако, успешное развитие и становление духовно-нравственной личности 21 века, безусловно, достижимая задача, так как она строиться на истоках культурного наследия любой нации. Нам представляется, что предложенный путь воспитания нынешнего подрастающего поколения верен и будет успешным, от него в огромной степени зависит благосостояние всего народа.

Хотелось бы закончить свое выступление словами, что не один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другим, но каждый народ и ценен тем, что он имеет собственные истоки материальной и нематериальной духовной культуры, и каждая частичка этих истоков составляет общекультурную цивилизацию.

Эти идеи пронизывают деятельность ППС Каз НПУ имени Абая. Под руководством ректора академика Серика Жайлауовича Пралиева вырисовывается организационно-методическая, сущностно-функциональная часть системы такого воспитания молодежи. В стране многие вузы перенимают, хотя и малый, но ценный опыт такой работы.