Дьячкова С.В.

Западно-Казахстанский  государственный университет им. М. Утемисова

Некоторые аспекты музыкального стиля

В последние годы особое внимание в области педагогики музыкального образования уделяется проблеме стиля. И это не случайно. Категория «стиль» является центральной в современном музыкознании наряду с такими фундаментальными проблемами музыкального искусства, как интонация, музыкальный язык, музыкальный образ.

Понимание музыкального стиля - сложный и достаточно долгий процесс, который может быть разделен  на несколько этапов. Разные этапы - уровни освоения стиля выдвигают на первый план то одну, то другую сферу. Так выделяются три этапа:

1.                формирование «стилевого чувства»;

2.                формирование «стилевого мышления»;

3.                реализация «стилевого творчества».

На первом уровне, целью которого является эмоциональное постижение музыки какой-либо эпохи или определенного композитора, идет накопление «стилеслухового опыта» (М. Михайлов), предполагающее знакомство с некоторым множеством произведений определенного стиля. Это - слушание музыки в концертах, игра с педагогом в четыре руки, чтение с листа и т.д.

Доминирующая задача второго этапа  - интеллектуальное постижение стиля. Ученик с помощью педагога исследует стилевую специфику различных «грамматик»- мелодики, ритма, гармонии, формы. Он знакомится с чертами личности, с процессами, проясняющими культурный фон его творчества. Особенно важно для ученика проанализировать фактуру исполняемого произведения.

На третьем уровне происходит формирование чувства стиля. На этом этапе когнитивное содержание, добытое на втором этапе, трансформируется  в эмоциональное. На стадии «стилевого творчества» психические процессы, проходившие ранее на уровнях эмоциональной и интеллектуальной интуиции, переходят теперь на уровень целостной художественной интуиции.

При работе со студентами важно научить выделить основные направления стиля.

XX век оказался свидетелем развития множества различных стилей – от экспрессионизма до неоклассицизма, от атонализма до привитимизма, от постромантизма до электронной музыки. Можно говорить о том, что в музыке  XX века имела место реакция, направленная против крайнего эмоционализма в стиле поздних романтиков. Во многих произведениях современных композиторов можно найти технические приемы музыки начала XVIII века.

Музыкальный стиль можно разделить на следующие категории:

- стиль композитора;

- национальный стиль;

- стиль эпохи;

- исполнительский стиль.

Особое внимание при работе со студентами уделяется национальным стилям. Национальный характер пьесы часто является ключом к пониманию стиля. Латинскую музыку – испанскую, итальянскую, французскую – всегда можно отличить от любой другой. Испанская музыка отражает величавость, горделивость и повышенное чувство ритма испанцев. Итальянской музыке присуще громадное воодушевление; ведущую роль в ней играет мелодия (bel canto), что так естественно для народа, чей язык – самый певучий в мире. Во французской музыке сочетается то и другое, но определяет ее характер особая утонченность; ей свойственны прозрачность, элегантность, изысканность. Имеются в ней и драматические разделы, но в итальянской музыке кульминации стихийны, тогда как драматизм французской музыки является в большей степени результатом расчета.

В XIX веке поразительным было внезапное бурное развитие русской музыки. В ней преобладают типичные славянские черты: национальный фольклор (часто с ориентальным оттенком), эмоциональные взрывы, меланхолические эпизоды – все это в сочетании с блестящим оркестровым колоритом. Но и роль других стран Восточной Европы в развитии симфонической музыки в XIX веке отнюдь нельзя считать незначительной, особенно если речь идет о Чехословакии. Венгрия в тот период была представлена Листом, хотя позднее он полностью ассимилировал в общеевропейский музыкальный стиль.

Американская музыка играет важную роль в развитии новых тенденций. Джаз и американский фольклор определяют особенности ее стиля. Среди американских композиторов, сочетающих в своем творчестве джаз и симфоническую музыку, особенно выдающимся является Джордж  Гершвин; его «Рапсодия в блюзовых тонах», заказанная и впервые исполненная Полом Уайтменом, вызвала подлинную сенсацию. Другой крупнейший американский композитор, чей стиль определяется сильным влиянием американского фольклора, - Аарон Копленд.

В XX веке ярко заявила о себе  национальная школа композиторов Казахстана. Эта музыка отличается тембровым мышлением, высокой техникой композиции, развитием крупных форм: симфонический кюй, симфония, симфоническая поэма, кантата. Наряду с этим развиваются и малые формы. Растет исполнительская школа. Выделяются и стили других национальностей: К.Кужамьяров. В его музыке происходит разработка уйгурских мелодий, использование тембровых колоритов традиционных инструментов. Развивается дунганская музыка. В развитии музыки Казахстана наблюдается одновременное развитие двух тенденций: европейское начало и традиционная музыка. Традиционное направление характеризуется поиском новых национальных жанров: оркестровый кюй, камерный кюй для малых составов как для национальных инструментов, так и для европейских, увертюра-дифирамб, поэма, сказание. Используется домбровое звучание, принцип повторов, остинанатность, тембровая, диатоническая техника, инструментальный театр.