Ахметова Б.А.

Кокшетауский государственный университет, Казахстан

Толерантность как составляющая профессиональной культуры педагога Профессиональная культура учителя представляет собой выражение зрелости

и развитости социально и личностно значимых ценностных характеристик,

реализованных в его профессиональной деятельности.  Профессиональная

культура — это сочетание компетентности и профессионализма в

определенной области знаний с собственно педагогической культурой

личности, готовой не только к трансляции знаний, но и к созданию

гуманной развивающей среды в образовательном процессе. Трактовка понятия « педагогическая культура» изложена в работах

А.П.Валицкой, Г.Ф.Карповой, И.А.Колесниковой, З.И.Равкина и других

ученых, которые полагают, что это часть общечеловеческой культуры,

имеющая своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных

эпох и соответствующих им образовательных парадигм, историю

педагогической науки. Исследователь Е.В.Бондаревская рассматривает

педагогическую культуру в различных планах: в социально-педагогическом,

где она представлена в качестве средства педагогизации окружающей среды,

носителями и творцами которой являются учителя, родители, педагогические

сообщества; с позиции свойств, внутренне присущих образовательным

учреждениям – как сущностная характеристика среды, уклада жизни,

особенностей педагогической системы; в индивидуально-личностном плане -

как проявление сущностных свойств личности, профессиональной

деятельности и общения учителя. В структуру педагогической культуры

Е.В.Бондаревская включает различные уровни: социально-педагогический,

научно-педагогический, профессионально-педагогический и личностный [1].

   Приоритетным в условиях гуманизации и демократизации  становится

социально-психолого-педагогический  и коммуникативный аспект личностной

и профессиональной культуры учителя, в основе которой, по мнению многих

исследователей должна находиться  толерантность. Как один из

фундаментальных принципов цивилизованности толерантность характеризует

индивидуальное и общественное отношение к социальным и культурным

различиям, терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения,

способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение

других.  Толерантность- готовность и способность человека жить и

конструктивно действовать в многообразном мире. Толерантность является

результатом сознательного выбора и может быть определена как такой

принцип взаимодействия человека с другими людьми, который следует из

понимания, принятия и уважения множественности и многообразия бытия,

признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий.

Воспитание толерантности и согласия должно стать одной из ведущих

образовательных задач наступившего века [2].

Асмолов А.Г. [3, с. 6] в предисловии к сборнику «На пути к толерантному

сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в

педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на

смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как

социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в

полиэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей,

культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то

толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса

между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и

взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода

исторического права на отличность, непохожесть, инаковость». Педагогика

толерантности предусматривает: создание социально-педагогических условий

толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного

пространства; создание условий культуры общения; развитие

синергетического мышления, позволяющего принимать широкий спектр

личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека;

личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой

которого являются субъект-субъектные отношения в системе «учитель —

ученик — родители».

В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее

эффективное средство в предупреждении нетерпимости — воспитание.

Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем

заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих

прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе

терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного

императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и

рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные,

экономические, политические и религиозные источники нетерпимости,

лежащие в основе насилия и отчуждения» [4].

В работе учителя наибольшее значение имеет межличностный уровень

толерантности. Суть межличностной толерантности – в осознанном и

ценностно осмысленном личностном выборе, в соответствии с которым

человек, имея собственное мнение, мировоззрение, уважает и признает

право другого воспринимать и мыслить иначе, а также готов понимать и

учитывать другие точки зрения.    Личностное измерение толерантности

включает в себя прежде всего ценностно-смысловую систему – в которой

центральное место занимают ценность уважения человека как такового,

ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к

выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за

собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком.

Одна из традиций рассмотрения толерантности в личностном измерении была

заложена еще в известной концепции « авторитарной личности »  (Т.Адорно

и др.), в которой интолерантность – наряду с ориентацией на сильный

«авторитет», «черно-белым» мышлением, склонностью к предрассудкам,

догматизму, агрессивному отношению к любым «меньшинствам» и т.д. –

рассматривается как одно из проявлений авторитарности.

Экзистенциально-гуманистический подход предлагает иной взгляд и

настаивает на том, что отношение человека к другим людям в первую

очередь зависит от его отношения к себе (К.Роджерс, Э.Фромм,

Джюджентал и др.). Личностная основа межличностной толерантности в

качестве своего истока имеет толерантное – уважительное, принимающее –

отношение к самому себе. Все это имеет самое непосредственное отношение

к сфере образования и личности учителя, позволяет определить исходную

позицию и стратегию решения проблемы «педагогической интолерантности» –

гармонизация самооценки и «Я-концепции» учителей, укрепление их принятия

и уважения самих себя. Без конструктивных изменений на глубинном

личностном уровне все попытки «привить» толерантные навыки будут носить

характер поверхностного «косметического ремонта».

Наравне с личностным компонентом толерантности учителя  исследователи

выделяют когнитивный, эмоциональный, поведенческий и вербальный аспекты

[5] .

Толерантность в когнитивном «измерении» ярче всего проявляется в

ситуациях противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и

т.д. - и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства

индивидуальных восприятий и интерпретаций.  Когнитивная интолерантность

– наоборот, исходит из позиции наличия «нормы», «соответствия

правильному» и т.п., и потому отвергает саму возможность множественности

взглядов, сводя всякие расхождения между взглядами и оценками разных

людей к «отклонениям», ошибкам, заблуждениям или даже намеренному

противодействию. Толерантность, таким образом, означает еще и такое

важное качество, как способность человека расхождение с собеседником во

мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный.

А интолерантность, наоборот, ведет к перерастанию одного противоречия в

другое. Зачастую учитель оказывается во власти жестких стереотипов,

ролевых установок и образовательных стандартов. В этих случаях

преподавание сводится к декларированию «непреложных истин», и,

соответственно, от учащихся требуется не размышление, а точное

«воспроизведение образцов» – произнесенного учителем или написанного в

учебнике. Соответственно, любые альтернативы рассматриваются как

неправильные, выражение индивидуальных точек зрения и дискуссии

пресекаются, а процесс обучения теряет реалистичность и проблемность

важнейшие условия подлинного развития. При этом оправданием чаще всего

служит необходимость освоения стандартов и единообразного

«справедливого» оценивания по определенным критериям. Именно такая

позиция несет в себе большой потенциал развития нетерпимости и ведет к

перерастанию почти любого различия во мнениях в межличностный конфликт.

Когнитивные аспекты толерантности включают в себя и соответствующую

информированность, знания на эту тему. Если когнитивный компонент

предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления,

интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то

вербальный компонент ограничивается лишь «знаниевой составляющей». Это

наиболее простое и поверхностное измерение толерантности, которое может

свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности и

способности более-менее внятно рассказать об этом. На этом уровне

большинство педагогов вполне в состоянии «продемонстрировать» требуемую

толерантность – но это еще ничего не скажет об их готовности следовать

соответствующим принципам на практике. Толерантность в эмоциональном

измерении проявляется, прежде всего, в способности к эмпатии.

Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует

созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения – и таким

образом снижает напряженность и возможность обострения отношений,

конфронтации и соперничества. Полноценная эмпатиябезоценочна и в этом

смысле по сути своей толерантна. Эмоциональная составляющая

толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом

измерении коммуникативной ситуации собеседники даже при различиях во

взглядах имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв

человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и

нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Кроме того, само

пребывание человека в состоянии эмоционального контакта с другими,

«практика» эмпатии способствует развитию у него более тонкой

чувствительности к нюансам внутренней жизни, что позволит увидеть и

понять ее глубину, многомерность, неоднозначность. Такое понимание –

важная «прививка» против интолерантности. Эмпатия учителя по отношению к

ученику является не только одной из форм проявления уважения, но также

индикатором его полноценной личностной включенности в общение,

своеобразной «работой собой» в непростом процессе воспитания и развития

учащихся. В качестве отдельной составляющей эмоционального компонента

может быть назван и особый вид эмоциональной устойчивости – «

аффективная толерантность» (Г.Кристалл), суть которой состоит в

способности справляться с эмоциональным напряжением, терпимо относиться

к сложным и неприятным переживаниям, тревоге – без того, чтобы подавлять

или искажать их. Другой аспект этого вида толерантности связан с

терпимым отношением к различным (включая яркие, индивидуальные,

непривычные формы) эмоциональным проявлениям других людей. Развитая

аффективная толерантность позволяет учителю лучше осознавать как

собственные эмоциональные процессы, так и переживания других людей, не

раздражаясь и не приписывая им негативного смысла. Игнорирование и

подавление эмоциональной сферы ведет к эмоциональной интолерантности

педагогов, а это, в свою очередь, – к эмоциональному выгоранию, а в

дальнейшем и к почти неизбежной профессиональной деформации значительной

части учителей. Поведенческое измерение толерантности составляет

наиболее видимую часть «айсберга толерантности» и традиционно привлекает

особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К

поведенческой толерантности относится большое число конкретных умений и

способностей, среди которых можно выделить: способность к толерантному

высказыванию и отстаиванию   собственной позиции как точки зрения

(Я-высказывания и т.п. коммуникативные техники); готовность к

толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и

восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения,

имеющей право на существование – независимо о степени расхождения с их

собственными взглядами); способность к «взаимодействию разномыслящих» и

умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и

консенсус); толерантное поведение в напряженных и эксквизитных ситуациях

(при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок). Агрессивность (интолерантность) многих учителей связана именно с их

неспособностью к уважительной и конструктивной  требовательности и

настойчивости. Все это означает,  что для учителя важно овладеть

толерантными способами действия, не допускать в поведении

неуважительности, нетерпимости,  что поведенческим навыкам толерантности

можно и нужно учиться.

Литература

1.       Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и

личная ценность// Педагогика, 1999.№ 3.

2.       Таланов В. Педагогика толерантности// Высшее образование в

России. 2000.№ 2.

3.       На пути к толерантному сознанию / Отвед.А.Г.Асмолов. М.:

Смысл,2000.255с.

4.       Декларация принципов толерантности// Век толерантности.

М.2001.

5.       Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы

толерантности учителя// Монологи об учителе.- СПб.:

СПбАППО,2003.с.165-172.