Философия / Философия религии

 

Мушич-Громыко Айвика Владимировна

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия

 

Философия: история взаимоотношений с религией (обзорный взгляд)

 

Аннотация: В данной статье кратко рассматриваются вопросы сосуществования философии и религии от периодов зарождения философии и появления религиозных систем. На примере истории Российского государства показана специфическая роль философии и религии в жизни общества. Философский взгляд на данный вопрос указывает на необходимость взаимного диалога философии и религии как двух мощных системных образований.

Summary: In the paper «Philosophy and religion: from Mythology to the Present – A Philosophical View» the author Aivika V. Moushich-Gromyko examines the questions of coexistence of philosophy and religion from the periods of their origin and beginnings. After the example of the Russian State history the author shows a specific role of both philosophy and religion in social life. A philosophical approach to the question points to a necessity of the mutual dialogue between philosophy and religion as two powerful formations.

 

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения [вещей], которые проявляются везде и всегда. К примеру, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им понятия – философские категории – отображают такие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.

Значительно больший интерес представляет то, как, каким образом открывается и фиксируется всеобщее в виде законов. Современный человек знает множество научных законов. Знает также, что они заметно отличаются друг от друга по сфере их действия или применимости. Есть частные законы и общие законы. Скажем, границы применимости таких общих законов, как закон всемирного тяготения или закон сохранения и превращения энергии, гораздо шире, нежели такие частные законы, как закон Ома или закон Бойля-Мариотта. Но, оказывается, есть и такие законы, которые вообще не имеют границ применимости, то есть действуют в любых природных и общественных процессах, а также в познании и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими, или иначе – законами диалектики, заслуга в открытии которых принадлежит именно философии. Таким образом, предметом философии является исследование наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и многообразие духовной культуры общества.

Наиболее, на наш взгляд, мощный импульс развития темы взаимосуществования философии и религии придаёт вопрос о предмете той или иной науки, который по определению всегда непрост. Об этом спорят математики и психологи, историки и биологи. Почему так происходит? Потому что каждая из наук развивается, не стоит на месте, следовательно, меняются представления учёных о том, что же именно представляет собой предмет их исследований. Кроме того, возникают новые науки, которые также весьма заботятся о поле своей деятельности, покушаются на устоявшиеся представления о границах наук. Не составляет исключения и философия. В далёком прошлом философы полагали, что их задача – изучать природу, космос. Затем, по мере развития естественных наук, получила распространение точка зрения, согласно которой главной целью философского анализа является человек и всё, что с ним связано. В средние века, напротив, многие философы считали своей основной задачей поиск безупречного доказательства существования Бога. Было время, когда предметом философии считали исследование закономерностей и методов научного познания истины, или анализ и разработку такого языка науки, который бы не допускал противоречий и двусмысленностей.

Этот краткий набросок, лежащий в основе истории философии, позволяет увидеть, что представления о предмете философии менялись от эпохи к эпохе. Дискуссии на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно. И всё же, несмотря на обилие различных философских направлений и школ, можно выделить некоторое общее основание, которое всех их объединяет. Это общее для всех основание можно обозначить одним словом – всеобщее.

Вынужденно кратко мы обозначаем своё отношение к проблеме возникновения философии. Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах – в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о неслучайности этого процесса. Это был период в истории человеческой цивилизации, в котором зародились философские учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Автором термина «философия» стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: «О, Пифагор, ты – софос!». Софос – значит «мудрец». На что учитель скромно ответил: «Я не софос, а всего лишь философ, то есть любитель мудрости». Стало быть, слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». На Руси, например, философов долгое время так и называли – «любомудры» или «мироведы».

Первые философы были универсалами, энциклопедистами, они с равным любопытством и любознательностью исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем, как показало время, гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие «чистого» мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.д. Поэтому философию часто называют «матерью всех наук», сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие отрасли знания.

Все эти обстоятельства в их сочетаниях действительно представляют собой то, что позволяет говорить о том, что философия в своём зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, когда такой идеальный настрой способен привести к гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его способы взаимоотношения с миром.

Известно, что существует некоторое число интерпретаций возникновения философии, которые мировоззренчески достаточно оптимистичны. Философия возникла не на пустом месте. У неё были грандиозные предшественники – мифология и религия, которые появились раньше. Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Миф (сказание) – это исторически первые формы духовного приобщения человека к природе. Через эту мощную ступень прошли практически все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты.

Одна из важнейших черт – означение целостности, нерасчленённости и космицированности восприятия общинными людьми мира и себя в нём. Их мышление ещё не делит мир на элементы, не выделяет человека из природы. Оно похоже на мышление маленького ребёнка, который ещё не способен делить вещи на живые и неживые. Кроме того, ребёнка удовлетворяет любое объяснение со стороны взрослого, но при одном условии: в объяснении должна быть логика, пусть наивная и примитивная, но убедительная для него. Подобно этому древние люди объясняли события, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они выдумывали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество – это словно бы своеобразная «тренировка» логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания.

Другая характерная черта – означивание очеловеченной природы, то есть объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели в себе самих. Например, откуда взялась луна? Миф гласит, что однажды охотник сидел у костра и сушил свою одежду и обувь. Он не заметил, как его башмак начал тлеть. Когда спохватился, осталась лишь обгоревшая подошва. Рассердившись, охотник схватил её, и, что было сил, запустил в небо. Так появилась луна. Конечно, такое «объяснение» вызывает улыбку у современного человека, но, согласимся, в нём есть логика, пусть и наивная.

В этом ключе следует указать, что своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в сравнении её с мифологическим постижением действительности. Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества. Мифология состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, возникновении ремёсел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. На сегодняшний день можно указать на следующие основные черты мифологического мировоззрения:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, то есть перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, но не понятиями.

 

Главное отличие религии от мифологии заключается в соблюдении культа. На базе мифологического сознания возникает религия – вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиозного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний – видимый, осязаемый и потусторонний – невидимый и неощущаемый миры. Кроме того, религиозное сознание вводит между природой и людьми третий элемент – божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Долгие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олицетворяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершается переход к монотеизму (вера в единого Бога).

На первых порах, особенно на Востоке, философское знание еще не выделилось из религиозного, было слито с ним. И лишь затем постепенно было произведено отделение философии от религии, причем не без взаимной критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений знает и попытки объединения философского знания и религиозной веры.

На основе синтеза разных подходов мы можем получить представление о вопросах Религии и Философии в истории Российского государства.

До принятия христианства на территории Древней Руси проживали племена древлян, кривичей, вятичей, радимичей и других славян, которые исповедовали язычество. Суть языческого мировоззрения связана с признанием добра и зла как двух равнозначных и самостоятельных начал бытия мира. Нетрудно представить, каким образом эти «истины» влияли на бытовую жизнь во всех ее проявлениях. Ведь если добро и зло равноправны и естественны для человека, то он вправе руководствоваться ими в своей жизни. И народы, которые исповедовали язычество, не отличались «дружелюбием» не только к другим племенам, но и к своим соплеменникам. Исторические хроники дают немало примеров «дикой жестокости», проявленной язычниками. Так, после победоносных походов, на земле побежденных оставались в буквальном смысле горы трупов, далеко не всегда появлявшихся в результате только военных сражений. Достаточно вспомнить завоевательные походы чужеземного для России язычника Александра Македонского. Не отличались милосердием и русские князья-язычники. В быту язычников также царили жестокие обычаи. Так, вместе с умершим воином на погребальном костре должны были быть сожжены и его жена или жены (славяне, к слову, признавали многоженство). Крещение Руси и принятие в 988 году христианства способствовали не только объединению на основе исповедования одной веры различных племен в один русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в течение многих десятилетий), но и внесли в мировоззрение и повседневный быт новые принципы, в основе которых находится нравственный идеал, соборность народа и державность государственного устройства.

Первым проявлением нового религиозного мировоззрения на Руси и одновременно философского видения мира является «Слово о законе и благодати» русского митрополита Иллариона. Условно содержание этого произведения можно разделить на три раздела. В первом акцент сделан на религиозной трактовке мира, мировой истории, объясняемых как переход от ветхозаветного закона, которым руководствуется один иудейский народ, до новой благодати, заключенной в Новом завете, открытой и доступной всему человечеству. Второй и третий раздел – это в известной степени светская философская трактовка событий в принявшей христианство Руси, а также восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и Ярослава на благо Руси. Как видим, уже в первом из дошедших до нас произведений крещеной Руси, дано религиозное и философское видение мира. В дальнейшем эта тенденция, вплоть до конца XIX века, постоянно присутствует и познает развитие.

Фигура царя Ивана Грозного в истории России отмечена явными чертами судьбоносности. При нем произошло окончательное становление русского государства. Его правление также венчает период формирования русского религиозного самосознания. Именно при нем, и не в последнюю очередь благодаря религии, произошло окончательное оформление русского народа. Как этнически однородного, завершилось формирование [его] взглядов на свою сущность, свою роль в истории, на народные и государственные формы своего бытия.

Известно, что на Руси, как, впрочем, и в большинстве других стран мира того времени, считалось, что царская власть имеет божественное происхождение, и поэтому изначально русские православные князья короновались сначала на княжение, а затем на царствование. Иван IV стал первым русским царем, над которым было совершено высшее церковное таинство – он стал первым Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского и религиозных начал достигло своего высшего уровня. Соборность народа, его державность и святость словно бы слились воедино. Вся деятельность Ивана Грозного была направлена на укрепление самодержавия, т.е. силы и мощи русского государства и усиления позиций православия.

Благодаря этой деятельности Россия при Грозном значительно расширила свои территориальные границы и превратилась в мощное государство.

В последующие столетия взаимодействие религии и философии продолжало укрепляться, что в свою очередь способствовало развитию и укреплению русского государства, его превращению в мощную державу. Своеобразным подтверждением этого единства являются слова графа Уварова, царского министра просвещения, сказанные им в 1855 году о том, что сущность и будущее российского государства можно определить тремя словами: православие, самодержавие, народность.

Мы движемся в широком поле мира, в котором философия и религия, каждая по-своему, обозначают человеческую суть его саморазвития и самосознания. Общеизвестно, что в советский период развития нашего общества позиции религии как института общества были серьезно ослаблены, в том числе и административными мерами. В последние годы, судя по всему, церковь вновь получила целый ряд возможностей для своей деятельности. Характерной чертой времени стали встречи за «круглым столом» философов и теологов, где обсуждаются острейшие проблемы современности. Имеются все основания полагать, что в будущем контакты теологов и философов станут общественным явлением, которые смогут привести к позитивным результатам, как для общества, так и для каждого человека.

 

Литература

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / И.Т.Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева [и др.] – М.: Политиздат, 1989.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991.

3. Щербаков Э.Л. Основы философских знаний: Учебное пособие. – М.: Политиздат, 2000.