Гончарова Ю.С., Гончарова К.И.

Жанр автобиографии в американской литературе: особенности становления

Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, Украина

                                  Гимназия №3, Днепропетровск

 

Жанр автобиографии на протяжении нескольких столетий необычайно популярен и востребован в США. Причины этой популярности исследователи (Т. Каузер, Р. Сейр, А. И. Стоун, Д. П. Икин, Т. Доэрти, Дж. М. Кокс, М. М. Коренева, Т. Д. Венедиктова, и др.) связывают с особенностями формирования национальной ментальности. «Идея избранности», рожденная в недрах религиозного сознания и подкрепленная экономическим процветанием, «культура буквы» и политическая демократия –  это триада, которая создаёт благоприятные условия укоренению и распространению на американской почве «привычки к чтению-письму» [2]. Как следствие, на начальном этапе в американской литературе возникает целый пласт произведений, жанровый статус и художественная ценность  которых либо не определены, либо являются предметом научной полемики. Это и «невольное искусство» (В. П. Палиевский), которое, как правило, не имеет определенной художественной цели, и «землепроходческие», мемуарные и автобиографические произведения, которые, по наблюдению М. М. Кореневой, отмечены «определенным  синкретизмом», исключающим присущий европейским литературам легендарно-мифологический план [3; 551]. Весь этот корпус произведений принято обозначать всеобъемлющим термином  «художественно-документальная проза».

На наш взгляд, более приемлемым в ситуации, когда мы обращаемся к истокам мемуарно-автобиографической литературы, является определение «автодокументальная проза», предложенное А. Урбаном в 70-е гг. ХХ века и получившее дальнейшее уточнение в разработке И. Л. Савкиной [4; 16]. Автодокументальность рассматривается исследователями как основа сближения и взаимодействия таких жанров как автобиография, дневник, мемуары, литературный автопортрет, биография, «записки», исповедь, «мысли». Это определение удачно сочетает в себе два ключевых аспекта: фактографический и личностный. Облик и характеристика того или иного образца личностной прозы будут зависеть от равновесия или, наоборот, акцентуации отдельного аспекта в тексте произведения. При этом понятие документальность будет трактоваться двояко: как историческое свидетельство и как средство создания художественного образа.

Автобиография как жанр литературы, по мнению исследователей (Г. Миш, Ф. Лежён, З. Османова), сформировалась лишь в XVIII веке. И это характерно как для европейской, так и для американской культуры. Заметим, что  авторы почти никогда не называли свои сочинения автобиографиями. Как правило, автобиографические тексты назывались хрониками, описаниями, дневниками, «правдивыми рассказами», деяниями. Прямые обозначения появились позже. Часто издатели, чтобы оправдать ожидания читателей, меняли название, или более четко обозначали жанровый статус произведений, созданных в предшествующие эпохи.

В колониальный период (XVII – начало XVIII ст.) строгость религиозных догм, определявших уклад жизни первых американских поселенцев, не благоприятствовала развитию художественного сознания и, так называемых, светских жанров. Первые американские литературные памятники, среди которых дневник Д. Уинтропа «История Новой Англии с 1630 по 1649 год», дневник У. Брэдфорда  «О Плимутской колонии», хроники капитана  Д. Смита, не говоря уже о проповеднической литературе, принадлежавшей перу столпов пуританской церкви Д. Элиота, Д. Коттона, И. Мезера, К. Мезера, наряду с ориентированным на достоверность описанием всей сложности человеческого существования в новых исторических условиях, пронизаны анализом мистического участия Бога в бытии человека. Их стиль то строг и лаконичен, то отличается торжественностью, назидательностью и эмблематичностью.

Едва ли не единственным исключением является дневник Сэмюеля Сьюолла/ Samuel Sewall , описывающий период с 1674 по 1729 годы. Как отмечают исследователи (М. Ван Дорен, Т. М. Девис, М. М. Коренева), по степени интроспекции и эмоциональному накалу этот дневник намного превосходит труды своих предшественников и современников. Тон его записей неоднороден: от деловитых описаний событий в Магистрате, и простых, естественных, лишенных чрезмерного пафоса размышлений о сути Божьего слова и дела, до лирических строк, посвященных матери, жене Ханне и их пятнадцати детям. Так, например, запись, датируемая 1 апреля 1677 года: «About Two of the Clock at night I waked and perceived my wife ill» [5; 15], передает не только естественность, жизненность эмоции, но и оттенки восприятия, обозначенные глаголом «perceive».

Мы полагаем, что значимость дневника Сьюолла в утверждении «биографических ценностей», которые, как считает М. М. Бахтин, постепенно смещают ту исповедальную установку, что на протяжении нескольких столетий определяла направление «разговора о себе». В европейской литературе, по свидетельству ученого, линия перехода от исповеди к автобиографии намечается в творчестве Абеляра: на исповедальную основу «Истории моих бедствий» (1132-1136) наслаивается биографическое. Вследствие этого возникают новые качества текста: автор обращается не только к богу, но и к человеку (читателю, собеседнику, потомкам); формируется художественный образ, который может быть интерпретирован извне; начинается процесс «оплотнения души» не в боге [1]. В творчестве Петрарки, по мнению М. М. Бахтина, этот процесс усугубляется - главенствующей становится биографическая ценностная установка. В ряду оппозиций (исповедь - автобиография, бог - потомки, Августин – Плутарх, монах – герой) акцент переносится на второй элемент каждой пары. Тот же процесс легитимации биографических ценностей мы сможем наблюдать несколько столетий спустя при зарождении американской автобиографической традиции.

 Понятно, что на начальном этапе литературного развития дневник, в отличие от автобиографии, не имеет продуманной композиции и сюжета. Он состоит из фрагментарных записей, которые синхронны происходящим событиям. В автобиографии такие записи поддаются литературной обработке и лишаются непосредственности. Тем не менее, дневник, в котором внешнее видится сквозь призму личного, частного, закономерно связан с автобиографией. Так, американский исследователь Д. Б. Ши (Shea) называет дневник одной из форм пуританского автобиографического письма [6; c.32], где органично слились религиозное и мирское.

Думается, именно культура дневниковых записей, расцветшая в новых исторических условиях, послужила основой становления национального варианта жанра автобиографии, представленной именами Б. Франклина, Ф. Т. Барнума, Т. Джефферсона, М. Твена.

Дальнейшие исследования позволят глубже осмыслить очерченные проблемы.

Литература:

1.     Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Смысловое целое героя: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://museum.philosophy.pu.ru/books/.

2.     Венедиктова Т.Д. Личное и публичное в классической американской литературной традиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/book5/auth.htm

3.      Коренева М.М. Зарождение американской литературы и искусства. Колониальная литература [текст]/М.М. Коренева //История США. Т.1 (1607-1877) –М.: Наука, 1983. сс.550-567.

4.     Савкина И.Л. «Пишу себя…» Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века [текст]/И.Л. Савкина. –Тампере, 2001.

5.     Sewall S. Samuel Sewall’s Diary. Eds. M.Van Doren, S. Sewall. – N.Y.: Macy Masin, 1927.

6.     Shea D.B. The Prehistory of American Autobiography// American Autobiography Retrospect and Prospect. Ed. By P.J.Eakin. –Madison: Wisconsin UP, 1991. –pp.25-46