Калыш А.Б., д.и.н., профессор

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан

 

К СПЕЦИФИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У КАЗАХОВ

               

Выработанная веками народная педагогика казахов была направлена на то, чтобы наилучшим образом и в оптимальные сроки подготовить детей и подростков к взрослой жизни, обеспечить преемственности поколений, привить им лучшие народные традиции и обычаи. Основные идеи, формы и средства этнического воспитания  учитывали в первую очередь  семейную, нравственную, умственную, духовную, физическую, трудовую, социальную и другие аспекты их социализации [1].

Процесс воспитания детей в семье зависит прежде всего от правильных взаимоотношений между родителями, их положительного примера и авторитета. Семья наиболее полно отвечает  требованиям углубления мировоззрения и жизненного опыта подрастающего поколения, постепенного приобщения к навыкам взрослой жизни. Эти потребности в каждом возрасте свои, и от того, как и в какой мере они удовлетворяются, зависит, будет ли ребенок развиваться нормально или же его развитие пойдет по нежелательному пути. По мере развития ребенка эти потребности растут, становятся все более многообразными и сложными, и в настоящее время потребности детей намного превосходят реальные возможности родителей. Вот почему воспитание подрастающего поколения становится делом не только родителей конкретных родителей конкретного ребенка, но и делом всего общества. Отсюда вытекает следующий важный вывод: удовлетворение потребностей ребенка соответствует главному содержанию отцовства и материнства, регулирует отношения между родителями и их детьми.

Каждый родитель воспроизводит испытанные на самом себе методы воспитания, доставшиеся в наследство от старшего поколения, при этом дополняя их вновь приобретенными знаниями и умениями. Естественно, что разграничение функций родителей в воспитании детей обусловлено традиционным распределением обязанностей в семье. Родительская связь отца и матери с детьми определяется в первую очередь их социальной ответственностью и любовью. Первая связь основывается  родительским долгом перед своей семьей, родственниками и обществом; вторая – наличием кровнородственной связи и осмысленной привязанностью.

Супруги не всегда могут выполнять идентичную роль в социализации детей, т.к. личный родительский пример, как главный фактор семейного воспитания, быстрее усваивается и легче передается в рамках одного пола. Родители взаимодействуют в воспитании детей в той степени, в какой их взаимная психика и влияние отличны друг от друга. Следует помнить и о том, что их воздействие на детей во многом зависит и то того, как они относятся друг к другу. Поэтому, необходимо согласованное участие обоих супругов в воспитательном процессе, чтобы эта совместная деятельность, будучи единой по своему содержанию, целям и задачам, различалась по форме и по методам воздействия на ребенка.

           Несмотря на то, что очевидность этого воспитательного требования бесспорна, в реальности оно происходит далеко не однозначно. Во многих исследованных нами семьях мы наблюдаем различные методы материнского и отцовского воспитания, а также различные результаты их воспитательного воздействия.

Например, мужчины, как это повелось, не всегда могут уделять требуемого внимания воспитанию детей из-за «нехватки» времени.  Это происходит из-за того, что время участия мужчин в  общественном производстве или ином виде трудового процесса гораздо больше, чем  у женщин. Многим мужчинам в сельской местности в ходе сезонно-полевых работ  нередко приходится выполнять  сверхурочные работы, поздно возвращаться домой. Эту нехватку времени в воспитании детей они могут восполнить лишь поздней осенью и в зимний период. Поэтому мужчины в основном выполняют только те виды воспитания, которые не требуют постоянного контроля или системы.

 Необходимо также помнить, что если обязанности матери в отношении ребенка определяются как правило, материнской любовью, то отца – его авторитетом и личным опытом. Для девочек образцом поведения является обычно мать, для мальчиков – отец. Повседневное поведение, образ жизни, женственность, внешний облик матери всегда является положительным примером для дочери. Это включает в себя ее отношения к окружающим людям, к домашнему хозяйству, к особенностям проявления эмоции, настроения, манеры говорить и пр. Девочки во многом прилежнее и исполнительнее мальчиков, по сравнению с ними более аккуратны, бережливы  и добросовестны, гораздо больше склонны проявлять заботу о близких.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, предстает перед своими детьми в роли заботливого родителя, наставника и кормильца. В повседневной жизни он меньше говорит о воспитании и больше воздействуют своим примером. Его общение с дочерью дает ей наглядное и необходимое представление о мужском образе в целом, тем самым реально осознать свою женскую природу.

В настоящее время процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным, что напрямую связано не только с усложнением социально-экономической и общественной жизни, но и удлинением периода детства в связи с введением всеобщего обязательного обучения, запрещением использования детского труда. Изменение системы образования и «удлинение детства» привели к тому, что в нашей республике как и в странах ближнего зарубежья дети в течение 16-18 лет полностью находятся на попечении родителей. Их основной обязанностью в этот период является только учеба в школе и последующее их обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Даже поступив учиться в колледжи, институты и университеты, они по-прежнему надеятся на материальную, финансовую и иную помощь родителей или других близких родственников. Поэтому естественной реакцией на это со стороны семьи и общества становится отношение к ним как к индивидам, нуждающимся в постоянном контроле и опеке.

Если перейти к половозрастным аспектам воспитания детей дошкольного и школьного возрастов, то они у супругов, как правило, носят разный характер. Так,  в реальности, в уходе за детьми дошкольного возраста роль матери намного выше по сравнению с отцовской.

          Следует также отметить, что в социализации детей посильное участие принимают представители старшего поколения, которые располагают необходимым временем, которое можно посвятить внукам. Их роль становится особенно актуальной в условиях наметившихся в последние годы трудностей с получением жилья, нехваткой в селах дошкольных учреждений, материальными затруднениями, испытываемыми молодыми семьями. Для внуков бабушки и дедушки являются самыми близкими после родителей, которые нередко любят их больше, чем собственных детей.

Такая модель ухода за детьми в специфических сельских условиях достаточно стабильна и эффективна. Во-первых, не прерывается связь поколений, расширяется процесс передачи этнокультурных особенностей народа, внуки лучше узнают историю,  предания, генеалогию и корни своей семьи, осознают себя преемниками семейной традиции. Во-вторых, контактируя одновременно  с родителями, с бабушкой и дедушкой, ребенок с раннего детства приобретает обширный и разнообразный опыт межличностного общения.

         Таким образом, конечная цель, на которую направлены все усилия семьи – это, во-первых, достижение социальной зрелости детей и подростков. К ним можно отнести  следующие жизненно важные качества, которые они должны принимать самостоятельно: 1) способность материального  самообеспечения; 2) уметь добиваться разумных решений по насущным проблемам и нести ответственность за них; 3) рационально управлять своими поступками; 4) правильно организовать свой повседневный быт. Во-вторых, стремление к постепенному отдалению взрослых детей от родительского дома при сохранении достаточно стабильных родственных связей между ними. Такая модель «автономии» подразумевает: 1) ослабление и завершение воспитания, включая опеки над ними; 2) достижение молодежью взрослости и образование новой самостоятельной семьи.     

 

Литература:

1. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика. Алматы, 1998. – С.171-173.