Барановская Л.А.
теоретико-методологические основания ФормированиЯ социальной ответственности студентов
Теоретический анализ
проблемы исследования имеет важный методологический статус, что требует
определения совокупности подходов, отражающих его общую траекторию.
В качестве методологической основы формирования
социальной ответственности выделены:
— культурологический
подход – раскрывает природу формирования ответственности личности в контексте
«культуры», культурных традиций и новаций в формировании данного качества
личности;
— аксиологический
подход – ориентирует на ценностно-смысловое развитие личности, понимание и
принятие ценности ответственности «перед» и «за» в их гармонии.
— историко-онтологический подход – отражает
путь развития идеи формирования социальной ответственности личности и позволяет
при разработке педагогических факторов, условий, методов и средств учесть традиции
и опыт, накопленные в данном направлении;
— философско-антропологический
– ориентирует на приоритеты организационно-педагогических действий по отношению
к студенту как человеку, ответственному за собственный социальный выбор,
выращивание опыта культуры
ответственности через сложное взаимодействие духовности и материальности;
— компетентностный
подход – определяет социальную ответственность студента как движущую силу,
которая позволяет овладеть компетенциями ценностного поведения, признаком
которого является социальный выбор, являющийся благом для других и для него
самого.
— личностно-деятельностный
подход – предполагает, что социальная ответственность формируется в
деятельности и одновременно является результатом данного процесса – качеством
личности.
Данные подходы определяют, с нашей точки зрения, через соответствующие им
принципы основы формирования социальной ответственности студента, выбор
согласованных стратегий и тактик
(условий, методов, приемов, средств) их реализации.
Культурологическому подходу соответствует принцип культурообусловленности, что
предполагает повышение общего культурного уровня студента. Кругозор студента, его осведомленность в
области социальной ответственности, его внешняя и внутренняя культура служат
основанием для осознанного социального выбора. Реализация данного принципа в
процессе формирования социальной ответственности студентов происходит посредством включения их в
культурные практики.
Философско-антропологическому подходу соответствует принцип антропологизма как
принцип интегральной педагогической
антропологии, изучающий типы отношений человека к человеку и человечеству,
ориентирует на рассмотрение их в пространстве ответственности человека как целого,
нераздельного качества, в пространстве его культурного опыта и в пространстве
духовно-творческого освоения действительности.
Аксиологический подход согласуется с принципом аксиологической
ориентированности. Данный принцип определяет качественные характеристики отношения к социальному выбору и
выражается в осознании того, что студент, его внутреннее пространство,
специфика индивидуального процесса познания, самоотношение, самовыражение
требуют развития ответственности как интегративного качества в гармонии
ответственности «перед» и «за». Это предполагает смещение исследовательского
ракурса в сторону отказа от принципа методологического единообразия при
рассмотрении исследуемой проблемы.
Историко-онтологическому подходу соответствует принцип согласованности
традиций и новаций в формировании социально ответственной личности студента.
Согласно данному принципу формирование социальной ответственности студента в
современных условиях должно происходить с учетом предыдущего позитивного опыта
в этом направлении.
Компетентностный
подход по своей сущности согласован с личностно-деятельностным и соответствует
принципу компетентностной деятельностностной определенности, смысл которого заключается в том, что в
любой ситуации человек, руководствуясь нравственными ценностями, осуществляет
осмысленный выбор действий, способствующих его личностному и профессиональному
развитию.
Изучение процесса
формирования социальной ответственности проясняет, как минимум, три непреложных
факта. Во-первых, константой остается проблема фундаментального для
педагогической теории исследования понятийного поля «социальной
ответственности». Во-вторых, процесс формирования социальной ответственности
личности по-прежнему тесно связан с жизненно важными составляющими
человеческого существования. В-третьих, глубокий анализ основных аспектов
жизнедеятельности современного российского социума (в том числе и образования)
способствует осознанию возможности формирования социальной ответственности с
учетом перспектив его развития и общих образовательных ориентиров, определяемых
стратегическими тенденциями в данной сфере. Именно поиск значимых
педагогических стратегий, коррелирующих с новой социальной реальностью, осуществляется в пространстве данных
подходов и принципов, которые в нередуцируемом многообразии педагогических
путей и условий формирования социальной ответственности позволяют
целенаправленно избирать те, которые могут быть результативно реализованы в
практике образования.