Абазов А.Ч

 

 Кабардинская драматургия ХХ века: этапы эволюции и особенности жанровой системы  проблеме художественного конфликта в пьесе Х.Шекихачева «Кто виноват?»)

   До сих пор пьесы  кабардинского  писателя Х.Шекихачева ( 1932-1999)  не стали предметом пристального изучения в силу различных обстоятельств.    Не все его пьесы вышли в свет и стали  достоянием народа. Правда, некоторые из них еще при жизни писателя увидели свое сценическое воплощение и получили широкое признание со стороны  театральных критиков и зрителей. Исходя из этого мы попытаемся восполнить в какой-то степени этот пробел.  

   К драматургическому наследию Х.Шекихачева   относятся следующие произведения:  пьесы«Дорогу осилит идущий» (1976), «Кто виноват?» вариант названия «Не оступись на пороге» (1979), драма «Без вести пропавший» (1979), одноактная комедия «Зять» ( 1981), двухактная пьеса «Была ошибка» (1987), лирическая комедия «Зрячий слепой», музыкальная   комедия «Тайна сердца» (1984) была   написана в соавторстве с известным кабардинским поэтом Петром Кажаровым на музыку кабардинского композитора  Заура Жирикова , пьесы «Зуза» (1985),    «Наши грехи» (1986),    «Дорога в ад»   и другие [2].

   В этих пьесах      отражены проблемы и конфликты, имевшие место в кабардинской деревне в 60-70 годы.  Некоторые из них    повествуют о взаимоотношениях отцов и детей и возникающих конфликтах двух поколении. Есть среди них пьесы посвященные нравственно-этическим проблемам современной деревни; борьбе с пережитками старого;о том, как на смену традиционному укладу жизни на селе приходят новые порядки, противоречащие интересам людей труда и их ментальности; о любви и жизни на земле, о  современной молодежи и  перестроечном времени; о  сложностях и  проблемах кадровой политики в селе;  о дружбе юноши и девушки    которая постепенно перерастает  в любовь ;  о деревенской жизни с лирическим оттенком, с юмором и  иронией  и многие другие драматургические произведения, по которым поставлены спектакли [2].

   Нам пришлось перечислить пьесы, учитывая.что не все они известны читателю. Среди них особого внимания заслуживает пьеса  «Кто виноват?» -  посвященная актуальной   проблеме отцов и детей, как и теме воспитания.  Главный герой-  Тлигошев Джабраил - профессор, Нальжан - его жена, Хасан, Аслан, Рая - их дети, Сурия -жена Хасана (вернее его подружка), Вахтанг - друг Хасана, Виктор - друг Раи, Роза - подруга Вахтанга, Мудар - дядя Вахтанга.  Действия в пьесе начинаются в августе месяце – горячей  поры для молодежи: в университете саамый разгар  вступительных экзаменов: есть удачливые, сдавшие вступительные экзамены,  есть неудачники.    Решается судьба и  двух сыновей Джабраила и Налжана – Хасана и Аслана. Сегодня   будет известно зачислены они в вуз  или нет…

Преподаватель университета, известный физик Джабраил - настоящий ученый,  профессор с пятнадцатилетним стажем. Его научные статьи часто публикуются в центральных журналах. У студентов он пользуется авторитетом. Уважением и любовью. Но   в собственной семье и со своими детьмиу него проблемы.По вопросам воспитания  детей разные взгляды между профессором и его супругой, чтосоздает серьезные проблемы.

 Джабраил говорит  своей жене Налжан:  «Балуешь. Мне не жалко денег, что ты даешь им, насчет этого у нас не было никаких разногласий. Но пойми одно.  Незачем в возрасте  Хасана  разъезжаться по  Приэльбрусью, Домбаю, Архызу, морю, и вот ты сама видела к чему привело все это- два года сидел в девятом классе».

Нальжан втайне от своего супруга прибегает к услугам Мудара , который ее детям помогает  обходными путями поступить   в университет.Вскоре,  получив пятерки на вступительных экзаменах,  радостный и довольный этим обстоятельством Хасан-любимчик матери,  возвращается домой. Он не сомневается в том,  что поступил сам. Следом  возвращается и Аслан, но, как он сам говорит, «дела у него неважные».  Он  

остро воспринял то, что говорят о братьях ( экзамены сдают за сыновей родители),   забрал свои документы и ушел. Не слушая никого, Аслан идёт работать на завод, Хасан же поступил в университет, хотя узнал как всё произошло. Однако в конце-концов чужая услуга сыграла    злую шутку Хасану. Он начинает праздный образ жизни, запускает учебу, подрывает авторитет родителей.  В это же время его брат Аслан идет другим путем, он становится прилежным работником на заводе, его ценят в коллективе. 

 Через всю пьесу проходит идея о том, что только труд является основой счастья человека и его семьи.Не менее важна и другая   мысль: одной добротой невозможно воспитать человека. Пример тому образ Джабраила.

Джабраил не старается выделяться среди других.  Он  порядочный человек, правдив и честен со взрослыми и молодыми. Но… он слишком добр. Иногда сам Джабраил винит себя в этом,  хотя осознает, что  менять характер в свои годы трудно.

  Учитель оказался слабее ученика. Доверяя словам  своей жены,  Джабраил не обращал должного внимания  своему старшему сыну Хасану. По сути он не вникал в процесс воспитания детей. Преподаватель университета   прекрасно знал, что в вуз поступает только часть выпускников школ, которая имеет лучшую родготовку. 

Разве такой честный человек, как Джабраил, не обязан   был  вовремя    помочь  своему сыну советами и направить его по верному пути? Но что предпринял в этом плане Джабраил? Ничего.  Когда узнал, что Хасан поступил в университет, он обрадовался: «Поздравляю, сын мой. Хорошо. Очень хорошо».

Джабраил   знает, что Аслан более  достоен учиться в университете. Но младший сын оказался честным человеком. Поступил ли отец здесь правильно?  Не слишком ли быстро согласился Джабраил с намерениями младшего сына, который   по учебе в средней школе, и  по вступительным экзаменам имел больше прав  на учебу в вузе?

Отмеченные   поступки    уважаемого профессора -главы семьи не совсем соотносятся с его родом деятельности - воспитанием молодого поколения  в духе человечности и правды.

  Учёный  немало сделал для развития теоретической физики, целиком посвятил себя научной деятельности, а воспитание детей – двух сыновей и дочери – переложил на плечи жены.

   Дети выросли: Аслан и Хасан поступают в университет, а Рая заканчивает школу. Хасан учился кое-как, был второгодником, однако он становится студентом. Аслан же – парень честный и принципиальный, услышав упрёк о содействии в его поступлении в вуз, забирает документы и идёт работать на завод. Хасан насмехается над неумением брата устраиваться в жизни.

   События дальше развиваются следующим образом. Профессор узнает от своего бывшего ученика, ныне следователя, что Хасана исключили из университета,  что на заводе  он совершил кражу. Становится известно и то, что ещё в десятом классе его сын, случалось, не ночевал дома, участвовал в угоне «Жигулей», за что получил пятнадцать суток.

   Невыразимое отцовское горе, душевная боль поднимают профессора до осознания трагедии, которая произошла в его семье.Чего только стоит сцена когда, переборов в себе стыд, отец заступается за сына Хасана, которого вместе с его приятелем  Вахтангом  уличили в краже и реализации товара с завода.Отец не может пережить стыд.Но отцовское чувство берет верх над  хладнокровием и выдержкой, и он  просит знакомого милиционера отпустиь его домой до суда. А в доме его дожидается любящая его Сурия, которая ждет от него ребенка. Все это никак не соотносится с фамилией Джабраила-Тлигошев, которая  переводится с кабардино-черкесского как  «лIы» мужчина + «гуащIэ» суровый в значений «суровый мужчина» [5:68;504 ].   

    … По-разному подходит к воплощению образов братьев автор пьесы. Хасан избалован слепой любовью матери. Его представления о жизни  сводятся к следующей формуле: не учась – быть профессором, не работая – богатым.Но Хасан меняеет свой образ жизни, мыслей, своё поведение.

   Борьба с самим собой, нравственное перерождение, которое сделало логичным финал заключается в его словах: «Я ещё докажу, каким я могу быть человеком…». Без раскрытия личной трагедии образа эти слова остались  бы декламацией.  

   Х. Шикихачев в образе Аслана подчеркивает, прежде всего, чистоту чувств и мыслей. Он отчаянно защищает право самому выбирать жизненный путь  перед матерью, несмотря на её мольбы и слёзы, перед отцом, хотя и видит его недовольство, перед братом, который изводит его насмешками. Чувство собственного достоинства, принципиальность, глубокая порядочность заставляют отца по-новому взглянуть на младшего сына.

 Образ Сурии  один из наиболее удачных в пьесе.  На первый взгляд девушка и не такая уж приятная. Она  ведет разгульный образ жизни в кампании  с Хасаном и Вахтангом. Но при  внимательном рассмотрении видишь другое. Сурия  - девушка наблюдательная и переживает  много в душе. Самое   главное -  Сурия, если и спотыкается, снова поднимается и стремится к красоте. «Я хочу любви. Во- вторых, - человечности, в третьих - доброты, честности. Я хочу чистого неба. Я  хочу голубой земли, много хороших людей»,- говорит девушка.

   В Сурие органически сочетаются почти детская наивность с какой-то интуитивной проницательностью. Именно Сурия силой своего эмоционального воздействия подталкивает Хасана к пониманию бессмысленности прожитой им до сих пор жизни [ 1].  

   Само название  драматургического произведения пьесы «Кто виноват?» уже настраивает на определенный лад. Кто же в самом деле виноват, если судьба молодого человека калечится?! Кто должен нести ответственность за то, что жизнь парня или девушки сложилась так неудачно? С кого надо спросить за то, что юный гражданин входит в жизнь не с  духовным багажом, а с грузом идей о том, как легче жизнь прожить? Думается, прежде всего, с родителей. Ведь не кто иной, а именно они стоят у истока формирования личности детей. Что будет заложено в сыне или дочери в самом раннем возрасте, то и проявится впоследствии. Не умаляя роли школы и общественных организации, тем не менее приходится признать, что семья - это та среда, которая в значительной степени влияет на формирование мировоззрения ребенка. Значит, и ответственность ее несравненно больше.                             Интересно выписан автором пьесы образ отца троих детей профессора университета Джабраила. В ней он выступает как беспредельно преданный науке, честный, и добрый, всесторонне эрудированный человек. Казалось, детям есть чему поучиться у него. Но Джабраил, как говорится, весь ушел в работу, ему было не до детей, их воспитание он целиком переложил на плечи жены.

Нальжан. Ее имя можно рассматривать как производное двух адыгских  слов, таких как: «Нал»  подкова     и «жан» расторопный, подвижный, проворный. Нальжан  прекрасно знает своего супруга. Она понимает, что во многом она стоит ниже своего мужа, но не обижается, успокаивает себя красивыми платьями или какими-нибудь  безделушками, и  постоянно снабжает старшего сына деньгами.Хотя Нальжан тоже педагог по образованию, как это ни парадоксально, но и она  тоже оказалась далека от педагогики. Она совершенно откровенно выказывает особую любовь к своему первенцу Хасану. Но чувства эти странным образом дают перекос. И в самом деле, разве в том истинная любовь, чтобы давать своему любимому сынуле крупные суммы денег на карманные расходы и никогда не спрашивать, на что он их тратит? Разве в том, чтобы первый проступок сына скрыть от отца и вообще всячески покрывать неблаговидные проступки своего мальчика? Разве в том, что за все отвратительные поступки сына старатся винить других? Кого может взлелеять подобная, с позволения сказать, любовь, кроме себялюбца, иждивенца, безвольного, бесхарактерного человека? Писатель убедительно показывает разрушительнуюсилу слепой материнской любви.

 Нальжан достигла немалых высот в своей профессии, и в материальном благополучии семьи ее нельзя упрекнуть. Но самого главного у нее все-таки нет - понимания, что человек интересен богатством своего духовного мира, а вовсе не количеством платьев и занимаемой должностью.

Если Джабраил, узнав о преступлениях Хасана, глубоко переживает несчастье и при этом прежде всего казнит себя за все случившееся, то Налжан и не думает хоть какую-то часть вины отнести на свой счет, хотя тоже по-своему горюет о сыне. Она просто не способна на это.

Нальжан лишена душевного тепла, абсолютно глуха к боли, к переживаниям других. В сцене, когда в дом к Нальжан приходит невеста ее сына Сурия, мы видим самодовольство и принебрежительное отношение к людям, ее нежелание и неумение кого - либо понять.

Без сомнения эти черты ее характера повлияли на личность старшего сына. Они в какой -то мере скорректировали и поведение младших- Аслана и Раи. Дети, бесспорно, любят мать, но они по всем главным жизненным вопросам советуются с отцом. Его, а не мать, просят о поддержке. Когда, например, Рая после оканчания школы решила ехать в Москву поступать в университет на факультет журналистики, она нашла понимание и поддержку именно у отца. Поступок Аслана, который, несмотря на успешную сдачу экзаменов, отказался поступать в университет, чтобы не слышать упреков, будто родители за него просили, опять же вызвал негодование у матери и понимание у отца. В конце пьесы мы видим как  Аслан ( в его имени есть что-то от слова «аслъэн» лев) теперь, уже одумавшись , самостоятельно пытается поступить на заочную форму обучения в университет. Но сейчас   Аслан работает  мастером цеха.

    В этой пьесе, повествующей о судьбах молодых, естественно, много молодых героев. Среди них и Сурия. На первый взгляд,  она кажется легкомысленной: она постоянно участвует     в пьяных вечеринках вместе с Хасаном, Вахтангом и Розой. На самом же деле это человек, умеющий преданно и верно любить, глубоко страдающий за своего любимого, борющийся за него. Сурие не откажешь в  воле: она порвала с прошлым , начала новую жизнь. А её прошлая жизнь - это тоже своеобразный отзвук нерадостного детства в атмосфере постоянных пьянок в доме.

   Хасан - юноша, главная цель которого - жить в свое удовольствие. Но образ этот, как и образ Сурии, решен не прямолинейно. В нём где - то в глубине души живут и хорошие качества. Дурные поступки не заглушили их окончательно. В конце концов удары судьбы заставили его глубоко задуматься , и тогда то , что лежало на самом дне души , заговорило.

 Вполне естественно,  что  не все образы  четко выписаны автором пьесы.  В  ней мы не видим к чему стремится Роза, что она  считает злом, а что добром.Также в ней мы находим присутсвие  слишком расплывчатых, эстетически «не работающих» сцен. Такова, например сцена, где едва с похмелья парни просыпаются, встают. И насчет девушек слишком преувеличил автор. Не слишком ли легкомысленной показывает он Сурию? Похожа ли она на саму себя. Еще – скромность  Розы. Понятно, что Джабраилу будет  стыдно за свою единственную дочь.  Так, что не  лучше ли было бы если так явно не показывал отношения  между ней и Виктором? [ 4 ]   По нашему мнению, было бы хорошо если бы автор сумел при помощи говорящих , метафоричных имен Роза и Виктор передать их эмоции,   переживания.  Отдельного анализа заслуживают образы братьев.  Хасан давно пошел по плохому пути. Ему многое прощается. И он почти  что все такой же до конца пьесы,  каким был вначале.  В его диалоге с    Суриёй  улавливается нотка раскаяния. Видно, что теперь он по-новому, не то что раньше,   смотрит   на многие вещи,  с которыми    никогда не сталкивался.   Теперь его душу волнуют настоящие человеческие чувства. Он окончательно порывает со своим   прошлым: воровством и ведением разгульного образа жизни . В осознании его отрицательных поступков ему помогают в основном отец Джабраил и верная подруга Сурия.  

События и сцены в пьесе разворачиваются свободно и естественно. В ней, как, собственно, и в жизни, наряду с драматургическими ситуациями много и комических. К слову сказать,   комические сцены  выписаны наибо-лее сильно. Очевидно, сказалось мастерство писателя- юмориста. Пьеса получилась  глубокой по содержанию и сочной по языку. Пьеса кончается на оптимистической ноте - Хасан раскаивается в совершенных проступках . А раскаяние-  это шаг в новую, светлую жизнь [3].

Литература

1. Турова М. Право выбора. Премьера спектакля. - Газ. «Советская молодежь», 21 апреля 1979 года. с.3, №48.

2. Абазов А.Ч. Очерки истории кабардинской драматургии (Возникновение. Становление. Развитие). - Нальчик : Эльбрус, 1996.

3. Белгорокова Е. «Кто виноват?». Театр. - Газ. «Кабардино-Балкарская правда», 1979 год , 12 апреля. с.4.

4. Кажаров Х.  Спектакль, заставляющий думать. - Газета «Ленин гъуэгу» («Ленинский путь»), 1979 год , 13 апреля.

5. Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). - М .: Дигора, 1999.

Авторская справка

 Абазов Альбек Чамирович  кандидат филологических наук, член Союза Писателей России, доцент кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Института филологии ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова».

   Адрес: индекс: 360030 Российская Федерация

Кабардино-Балкарская республика

 г. Нальчик, ул. Московская 3, кв. 25.

 Тел.: 77-44-95 (рабочий); 8 928 690 29 82 (мобильный)

40 81 76  (домашний)

 abazov_ albek @ rambler. ru

А.Ch.Abazov

           The Institute of Philology of Kabardino-Balkarian State University,  Ph.D., assistant professor of Literature and Folklore of Northern Caucasia Chair 360030, Russian Federation, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Moskovskaya Street ,3/25; Tel.: 77-44-95 (office), 8928690 29 82 (mobile); 40 81 76 (home)    abazov_ albek @ rambler. ru

 

 

 

  Аннотация

 Статья Абазова А.Ч. «Кабардинская драматургия ХХ века: этапы эволюции и особенности жанровой системы  (О  проблеме художест-венного конфликта в пьесе Х. Шекихачева «Кто виноват?») посвящена актуальной и злободневной во все времена теме - взаимоотно-шения отцов и детей  и художественному решению  конфликта двух поколении.                                                                                                  

 Ключевые слова: художественный конфликт, пьеса, драматургия, идея, образ, характер, переживания, раскаяние.

 Annotation

   Abazov's article “Kabardian drama of ХХ century: The stages of evolution and peculiarity of genere system ( About problem of art conflict in H. Shekihachev “Who is fault?”)”. It's deducated to topical question of all times relationships of children and fathers and a conflict solution of two generations.

 Key words: art conflict, play, dramatic art, idea, type, character, feeling, repentance.